За русским Словечком отправимся в путь. Часть 4
Мы живём на белом свете! Почему на белом? Разве бывает ещё какой-то свет?
Да он многоцветный, а в слове белый вместо «е» была «ять». Это очень важно.
Дело в том, что эта буква имела различное назначение для определения слова.
Она как бы проникала в суть смысла слов в буквах: А, Е, О, Я.
Графически не представляется возможным отобразить истинное применение,
поэтому придётся делать описание сходства и понятий.
Меня давно занимает небесная графика. Почему?
Но, если внимательно приглядеться – небо может рассказать о многом. Эта тайна
«за семью печатями» находится перед нами. Начну наше путешествие с Пушкина.
«…Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской…»
О чём пишет поэт? Он выступает в качестве олицетворения сверхъестественного
видения (и предвидения) магической силы, коллективной памяти. Поэт даёт
имена, вещам, принимая во внимание сакральный статус имени в архаической
культуре, осуществляет «новое творение», преобразует хаос в космос.
Он наделяется знанием прошлого, будущего и настоящего, мудрости хранителя
памяти – пророка муз.
Так просто: каждый день с рассветом приходит день. Дни идут чередой один вслед
другому, складываются в месяцы … и далее … в год.
Песок символ быстротечности течения времени, а также непрочности.
Пустыня – образ ограниченности физической жизни и одновременно пространство
жизни духовной. Она предстаёт как наиболее благоприятное место для
божественного служения:
«Отпусти народ мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне» (Исх. 7);
Место божественного откровения:
«Пустыня внемлет Богу» (Лермонтов);
Образец праведности:
«Отцы-пустынники и жены непорочны» (Пушкин).
Пустыня – это сфера аскезы умерщвления тела для спасения души;
Пространство – Ослепляющего небесного сияния!!!
Я свЕтаю =
говорили наши предки, ставая рано утром на «разсвете»,
встречаю или вижу «разсвет». Раз – мгновение, раз – и всё!
Благоприятно (абие), скоро, тотчас, вдруг открылся, обнаружился – явился
показывая движение небесной сферы.
***яждение = езда, движение.
«От гласа ржания коней» - Яждение – «конница».
Сходство со словом «кони», «конница».
Яжду = езжу, еду, плыву.***
Вот он - Белый конь. Колесница времени.
Конъ = предел, начало и конец. Это слово имеет два вида правописания:
Конъ и конь. Это видно уже из того, цер. слав.
слово «искони» (вечно),
принадлежащее к этому корню, разлагается на предлог «изъ» и имя «конь»,
а не «конъ), из которого, по правилам было бы:
искона.
Корень этого слова нужно искать в санскр. яз.,
кун – замыкать,
куна – угол, острие, край.
Потому слово конъ, означающее начало и конец, указывает на то, что как начало,
так и конец служат предельным пунктом, замыкающим и вместе начинающим
известное определение пространства и времени.
Пегас – Крылатый конь. Этот образ небесного коня, существует во множестве
культур и связан с культом солнца: «Небесные кони возят солнечную колесницу
по небесному своду». Однако эти кони не имели крыльев, они появились позднее,
как символ духовности, возвышение силы духа.
Вот о каких белых конях идёт речь – это символы движения жизни.
А далее, кто управляет всем и вся?
«…Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…» .
Королевич – маленькая луна, накрывает диском во время затмения Солнце.
СвЕтило великое – Солнце - освещая, проясняет всё вокруг.
СвЕтоявленiе = место, озаренное светом.
Великое, которое по своей величине больше всех других светил Небесных;
Солнце даритель жизни. Правитель верхнего и нижнего мира, которые он обходит
во время своего суточного обращения:
«Хотя ты находишься далеко, твои лучи падают на землю; хотя ты пребываешь
на лицах людей, твои следы невидимы»;
«Мир существует через тебя», - гласят гимны Эхнатона.
*** СвЕтолитiе = яркий свет, сильное блистание.
СвЕтолiянiе = излияние света.
СвЕтолучивый – испускающий светлые лучи, лучезарный.
Святый свЕтъ, всевидящий.
СвЕтодержецъ = владыка света.***
Все видящее око солнечного божества воплощает гарантию справедливости.
Оно видит всё и знает всё. «Вот оно встаёт, дивное око солнца, воды и огня,
средоточие силы богов, оно наполняет небо, землю и воздух своей лучезарной сетью,
оно есть душа всего, что движется и не движется».
«СвЕтило меньшее» - Луна, которая меньше солнца по объёму и меньше имеет
силы света.
*** СвЕтоносица = носящая свет, светозарная.
СвЕтопрiемница = прiявшая или вместившая в себя свЕтъ.
СвЕтоверженiе = отблеск, проблеск, игра света.***
Оба эти светила называются «великими свЕтилами» по своей видимой величине,
по своему большому значению сравнительно со звёздами и потому, что от них
обильнее всех прочих светил небесных изливается на землю свет.
Я до сих пор удивляюсь колдовской силе притяжения и вращения, где так просто:
«… Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря…»
Наша прекрасная Земля и маленький богатырь, многоликий месяц Луны.
Природа – зеркало, в котором человек может созерцать себя.
Познавая природу, человек находит себя в её недрах и посредством этого
приближается к пониманию божественного порядка самого Бога.
СвЪтъ = евангельское учение и всё просвещающее разум
человека; так называется Сын Божий; всякий проповедник евангелия; всё светлое,
как чувственное, или вещественное, так и духовное.
Слова: свЕтъ (свЕтить) и святъ (свЕтить) филологически тождественны.
По древнейшему убеждению святой (санскр. Cveta – бЕлый ) есть светлый, бЕлый,
ибо самая стихия света есть божество, нетерпящее ничего темного, нечистого,
в позднейшем смысле – греховного.
Понятия светлого, благого божества и святости неразлучны, и последнее –
прямой вывод из первого. Так от санскр. Div –светить, блистать, играть лучами
образовалось лат. Deus Бог,
divus – божественный, святой, dives – богатый, dies – день,
сибирск. Дивно – много, обильно, богато.
*** СвЕтлодневный = днём сияющий, дающий кроткий блеск.
Великiй СвЕтъ – тот СвЕтъ, который пребывает со Отцемъ, который просвещает
всякого человека, грядущего в мiръ, Иисус Христос,
Который Сам благоволил так называть Себя.
*** СвЕтоначальникъ = виновник, источник света***
Вот уже в который раз появляется слово «белый», которое пересекается со светом,
уточняя его значение и предназначение.
Белый свет! - не разрывное единство.
СвЕтовидъ или Святовидъ = славянский бог.
Он был верховным божеством славян, вандалов, богемцев и пафлагонян и считался
богом сiянiя и войны.
БЕлобог = славянское божество, тождественное с СвЕ(я)товитом, богом дневного
и весеннего (= ясного) неба; без сомнения, первоначально это были только
фонетические различные, но по существу равносильные прозвания одного
и того же бога. В дальнейшем ходе развития за СвЕтовитом удержано древнейшее
представление владыки неба, который не только блистает солнечным светом,
*** СвЕтлосолнечный = блистательный, подобный солнечному свету.***
но и творит весенние грозы, сражаясь с темными тучами; а с именем БЕлобога,
кажется, по преимуществу сочеталось понятие дневного света – солнца.
Такое положение подкрепляется известным в немецкой мифологии,
соответственным славянскому БЕлобогу - богом света, белого дня, сыном Одина.
Название его означает:
*** СвЕтодЕтель = творец света.***
СвЕтом Господним = названа совокупность заповедей Господних, вообще
учение Божие, не только содержащееся в законе Моисеевом, но и в позднее
преподававшиеся через пророков.
СвЕтонаставленiе = указание света, наставление, как ходить во свЕте.
Свято = праздник (Святки).
СвЕтлый = «Светлое Воскресение»
Издающий свет, сияющий, блестящий;
Чистый, ясный; цветом подходящий к яркому, или бЕлому;
Радостный, весёлый;
*** СвЕтоименный = имеющий имя от света или светильника, светлый,
блистательный, славный.***
Великолепный, весьма богатый;
*** СвЕтородный = производящий свЕтъ.
СвЕтоначальный = первосветлый, первообразно испускающий свет.***
Относительно к праздникам: празднуемый с особенным торжеством.
*** СвЕтло = великолепно, пышно.***
Празднества светильников распространены во всём мире и нередко связываются
с зимним солнцестоянием, знаменующим конец старого
и начало нового года.
Так, например, в Риме во время сатурналий (в конце декабря) было принято
дарить друг другу светильники.
В библейской традиции светильник предстаёт как символ божественного
Водительства:
«Ты, Господи, светильник мой!» (2 Цар. 22)
*** Святобливость = святейшество.
Святославов сборник = древнейшая рукопись, с изображением
красками и золотом Святослава Ярославича с семейством,
писаная на пергаменте дьяконом Иоанном в 1073 г.***
Святость = означает иногда «освятительное» действие благодати Божией
в таинствах; иногда очистительное действие благодати, Приемлемое свободою,
как нравственное освящение, очищение, исправление души; иногда состояние
нравственной чистоты, установившийся нрав жить чисто и непорочно по всем
заповедям Божиим:
«Святи будите, якоже Азъ святъ есмь», - требуетъ Господь.
*** СвЕтлообразный = являющийся в светлом образе, виде.
Священiи = пЕсни = называется песнь серафимов, в которой три раза повторяется
слово «святой».***
ПОЭТ носитель света.
СвЕтиленъ - стих, читаемый на утрене по окончании канона.
Сколько замечательных слов имели в употреблении наши предки.
Это:
В доме «свЕтлица» - наиболее обширная комната, делившаяся на три или две части.
Окна в светлице были гораздо больше, чем в других комнатах,
и были по большей части выкрашены, отчего, назывались красными окнами
в отличие от волоковых.
*** БЕла изба = с трубою и с голландскою печью, противоположна черной
или курной избе, где дым из печки выходит наружу через дверь.
СвЕтлицы, ещё в древности, делались с трубами (по большей части - деревянными),
и топились с сеней.***
БЕлый цвет, начиная от самой глубокой древности, всегда считался символом,
отличительной принадлежностью всего высшего и самого божества. Так у пророка
Даниила Божество является облеченным в одежду белую, как снег, и власы главы
его как волна чистая.
В противоположность, означало всегда: темное, мрачное, - всегда низшее,
не божественное, земное.
*** СвЕтоносецъ = денница, так называются некоторые святые
и начальник падших ангелов по тем совершенствам, какими они отличались.***
Вечная жизнь блаженных духов у всех народов в древности всегда имела
символом также бЕлый цвет. Так в Фивах, тени умерших изображались
в бЕлом одеянии. По свидетельству Геродота, в видах такого значения белого
цвета, погребались и умершие в белом же одеянии.
О том же обычае в древней Греции упоминает Гомер. Пифагор убеждает своих
учеников также соблюдать этот обычай.
Древнее значение белого цвета, как символа высшего существа и, отсюда,
высшего состояния, проникло в самое значение слова «бЕлый».
Так у греков слово «бЕлый» = означает –
блаженный,
счастливый,
приятный,
радостный.
У германцев – значило одно с мудростью, знанием (знать).
У англосаксов - white - близко со словом
wit - остроумие,
witty - остроумный,
wisdom - мудрость.
В геральдике встречаемся с тем же значением белого цвета. «Белизна
нашей лилии, наших шарфов, нашей повязки – символ нашей свободы»
(История Франции, Париж 1647 г).
Отсюда же идет и значение белой кости, как символа высшего, Царственного
даже божественного происхождения, на основании значения всеобщего
белого цвета.
СвЕтлозрачный = имеющий светлое лицо, сияющий вид.
СвЕтлоносецъ = носящий в себе свЕтъ.
СвЕтлоплодовитый = приносящий прекрасные плоды.
СвЕтлопозлащенъ = украшен великолепно.
СвЕтлотекущий – ткущий свЕтло, провождаемый благополучно, радостно.
СвЕтлость – знаменитость.
СвЕтовидно = свЕтообразно.
СвЕтодательный = производящий и подающий свЕтъ, освЕщающий.
СвЕтозарность = сияние, блистание.
СвЕтозаряю = озаряющий светом.
Значение белого цвета сохранилось также и в названии царя русского
«Белым царём», так как цвет белый, светлый прямо отвечал в изначальном,
древнем, общераспространённом символизме понятию о святости власти,
или что тоже, власти, освящённой происхождением от божества.
Далее, по такому же названию самого царя, и всё царство его должно
было прозваться святой и Белой Русью.
Впоследствии название Белой Руси сохранилось не везде;
но название «белого царя» живёт и до сих пор широко, почти повсеместно (1854 г),
в памяти народов славянских.
БЕлый царь = Прозвание «белый царь» известно уже исторически,
в царствование Васия III-го, как об этом свидетельствует Герберштейн, в своих
записках о Московии. (Сл. Григория Дьяченко, стр. 912)
Татарские народы издавна называют русских государей:
«акы дыша» т.е. белый царь.
Некоторые полагают, что как у них белый цвет вообще уважается, так название
«БЕлый царь» считается наиболее почтительнейшим.
*** БЕлый = светлый, блестящий;***
Польские писатели объясняют происхождение титула: таким образом:
в древней Руси было в большом употреблении белое платье, от чего
как они полагают, и произошло название «БЕлой России»; при дворе царском,
белое платье со времен Иоанна I до кончины Иоанна III, находилось в таком
великом почтении, что без особенного разрешения никто не мог употреблять
его. А так как во времена этих государей Россия с татарскими ордами находилась
в частых и близких сношениях и потом к русским государям приезжали татарские
князья из покоренных Россиею татарских царств:
казанского и астраханского, то находившиеся при царском дворе по указанным
обстоятельствам татарские князья, видя бЕлый цвет в чрезвычайном уважении:
*** СвЕтлое платье – так называлась одежда, в которую у древности
одевались чиновники, служащие при царском дворе.
СвЕтлоносный = облачённый в светлые ризы.
СвЕтлоносити = носить светлую, или цветную одежду, в знак радости
или духовного торжества.
В бЕлое оболченый = надевший белую, чистую, прозрачную одежду;
БЕлоризецъ = носящий белую одежду, принадлежащий к белому духовенству,
мирянин.
БЕлецъ = мирской человек.
БЕлый клобукъ = головное покрывало митрополита.***
Естественно из почтения и называли русских государей «БЕлыми царями».
Этому много способствовали и виденные татарскими князьями в Москве белые
знамена, городские каменные стены и, наконец, получаемые ими царские
грамоты с белою печатью.
*** БЕлегъ = царский ярлык или лист за подписанием руки царской, каковые
даваемы были ханами татарскими.***
От татар это наименование, мало по малу, перешло и к русским.
(Успенский, «Опыт повест. О древн. Русск.)
СвЕтообразный = подобный сиянием свету, световидный.
СвЕтородительница = матерь свЕта.
СвЕтосiянно = сiяя свЕтом.
СвЕтотворецъ = виновник, создатель свЕтов.
СвЕтоявленный = ознаменованный свЕтом, явившийся свЕтлым.
СвЕтычъ = фонарь.
СвЕшта, свЕща, свЕча = светильник, факел.
Олицетворение ума и духа, символизирует божественное присутствие подношение,
молитву.
*** СвЕтоявленно = радостно, торжественно, светлым
чистым голосом, громко.***
В древнем мире долгое время использовался масляный светильник с чашей для масла
и фитилём.
**** СвЕщение = освещение, сообщение света.
Свеча = во многих традициях выступает в качестве символа индивидуального
существования человека. ***
Свеча в отношении божественному светочу, может быть уподоблена Микрокосмосу.
В христианстве представляет материальный образ молитвы,
Бозносящейся к Богу.
*** СвЕщу = свечу перед кем в торжественно процессии со светильником,
озаряю, свЕщуся = свечусь, блистаю.
СвЕтлость огня – светильник, факел; блистание, блеск.
СвЕщникъ = подсвЕчникъ, светильник, факел.
Лампадка с горящим маслом. ***
Они наделялись сакральным статусом и божественным происхождением.
Сферические фонарики, украшенные изображением глаза, являются символом
Единого.
*** СвЕщеимею = держу в руке свечу, иду вперед со светильником.
СвЪщевжигатель = пономарь, или другой церковный служитель,
определенный для зажигания свеч пред св. иконами.***
Хотелось бы совместить слова в единую колонку,но придётся следовать
словарному правилу последовательному токованию, обращая внимание
на слова, и из мирской жизни.
БЕлило – чистительная трава.
БЕлильникъ = кто чистит, моет и белит холсты, сукна и тому подобное.
БЕлильное дерево = валек.
БЕлость = качество белого цвета, бЕлизна.
БЕлотъкъ= белок. Небо же окружает другое небо якоже вЕрхоу бЕлотъка.
БЕлта = белок яйца.
БЕлчоугъ = кольцо, перстень; санскрит – баласила.
БЕль = белило. Оправдывать.
БЕль = бЕлило белое поле, главный цвет ткани.
Накапки женские сажены жемчугом гурмыским на бЕли на платцЕхъ (1509 г.)
БЕль = бЕличьи шкуры, в качестве древней монетной единицы.
БЕла = мелкая монета, лепта. Какую ценнсть иела бЪла в Х11 в.. точно
не определено. По новгородским писцовым книгам ХУ в. замечено бЕла равнялась
двум деньгам (около 9 коп. серебра).
БЕлая кость = эпитет благородного происхождения (Старцы).
Значение белого и черного цвета, замечаемое в человеке единично и выражающее
отношение его к небу и земле, проходит постепенно по всему человеческому роду,
как в союзе двух, в браке, так и в размножении семьи, родов.
От человека, вступившего в брак, рождаются дети, является семья;
её составляет отец, мать и их дети; родоначальники – это старцы;
дети их, – это человеки, простая чадь;
Старцы убЕленные сЕдиною – это бЕлая кость;
юноши – дети их, украшенные темными волосами, это черна кость.
Такое различие бЕлой и черной кости явилось, по древним
первобытным понятиям, для старцев, как представителей власти,
и для их чад, как обязанных повиноваться, покорствовать отеческой власти,
по одной из самых древних заповедей, данных человечеству.
На этих старейшин, старцев, старшин
***СвЕтослов = вЕщающий о божественном свЕте,
СвЕтоподобникъ = сияющий, наподобие света чистотою добродетелей.***
переходит древнее патриархальное название бЕлой кости: на чадь же,
*** БЕльцы = люди всякого звания и состояния; противоположно монахам
и в других местах переводится как: простая чадь.***
на «людие» переносится из той же патриархальной древности прозвание
черной кости, черные люди.
(История гос. Российского, Карамзина, т. 5, история мест.Управл. Градовского, т. 1).
*** СвЕтоводитель = светильник, указывающий путь во тьме.
СвЕтоводитель = ведущий во свЕте, ясно, вЕрно.***
Старец – долголетие в различных культурах рассматривается как знак
праведности и божьего благоволения. В этой связи старцам оказывается
особый почёт. Свидетельством процветания страны является обилие в ней
Стариков. Кроме того, старцам приписывалась пророческая способность.
Это объясняется тем, что люди, стоящие на пороге смерти, общаются
со сверхъестественными духами иного мира, которые приобщают их к знанию
будущего.
*** СвЕщательный = просветительный, просвещающий,
СвЕтлогласный = ясно, о чём возвещающий, гласящий.***
Старец – это наставник, царь-отец. Его задача наставлять молодёжь, сохранять
уклад жизни противостоять безрассудной смелости юнцов.
*** СвЕтонаставникъ = руководитель к свету, просветитель.***
Старые люди способны прозревать высшие истины, и в этом могут быть уподоблены детям.
«Будьте как дети» - призывает Христос!
Картина М.В. Нестерова Из серии Святая Русь "Лисичка"
Свидетельство о публикации №209033000954
Елена Потоцкая 01.04.2009 00:58 Заявить о нарушении