За русским Словечком отправимся в путь. Часть 4

Как часто мы произносим заветное слово  «свет»!

Мы живём на белом свете! Почему на белом? Разве бывает ещё какой-то свет?

Да он многоцветный, а  в слове белый вместо «е» была «ять». Это очень важно.
Дело в том, что эта буква имела различное назначение  для определения слова.
Она как бы проникала в суть смысла слов в буквах: А, Е, О, Я. 
Графически не представляется возможным отобразить истинное  применение,
поэтому придётся делать описание сходства и понятий.
Меня давно занимает небесная графика.  Почему?
Но, если внимательно приглядеться – небо может рассказать о многом. Эта тайна
 «за семью печатями» находится перед нами.  Начну  наше путешествие с Пушкина.

 «…Там о заре прихлынут волны
      На брег песчаный  и пустой,
      И тридцать витязей прекрасных
      Чредой из вод выходят  ясных,
       И с ними дядька их морской…»

О чём пишет поэт?  Он выступает в качестве олицетворения сверхъестественного
видения (и предвидения) магической силы,  коллективной памяти. Поэт даёт
имена, вещам, принимая во внимание сакральный статус имени в архаической
культуре, осуществляет «новое творение», преобразует  хаос в космос.
Он наделяется знанием прошлого, будущего и настоящего, мудрости  хранителя
памяти – пророка муз.

Так просто: каждый день с рассветом приходит день. Дни идут  чередой  один вслед 
другому,  складываются в месяцы …   и далее … в год. 
Песок  символ быстротечности  течения времени, а также непрочности.
 Пустыня – образ ограниченности  физической жизни и одновременно пространство
жизни духовной. Она предстаёт как  наиболее благоприятное место  для
божественного служения:

«Отпусти народ  мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне» (Исх. 7);
Место божественного откровения:

«Пустыня внемлет Богу» (Лермонтов);

Образец праведности:
«Отцы-пустынники и жены непорочны» (Пушкин).

Пустыня – это сфера аскезы умерщвления  тела для спасения души;
Пространство – Ослепляющего небесного сияния!!!
               
             Я свЕтаю =
 говорили наши предки, ставая рано утром на «разсвете»,
 встречаю или вижу «разсвет». Раз – мгновение, раз – и всё!
 Благоприятно (абие), скоро, тотчас, вдруг открылся,  обнаружился – явился
показывая  движение   небесной сферы.
***яждение = езда, движение.
«От гласа ржания коней» - Яждение – «конница».
 Сходство со словом «кони», «конница».
 Яжду  = езжу, еду, плыву.***

              Вот он -  Белый конь. Колесница времени.
 
Конъ = предел, начало и конец. Это слово  имеет два вида правописания:
Конъ и конь. Это видно уже из того, цер. слав.   
слово «искони» (вечно), 
принадлежащее к этому корню, разлагается на предлог «изъ» и имя «конь»,
а не «конъ),  из которого,  по правилам было бы:
искона.
 Корень этого слова нужно искать  в санскр.  яз., 
                кун – замыкать, 
                куна – угол, острие, край.
 Потому слово конъ, означающее начало и конец, указывает на то, что как начало,
так и конец служат предельным пунктом, замыкающим и вместе начинающим
 известное определение пространства и времени.

Пегас – Крылатый конь.   Этот образ небесного коня, существует  во множестве
 культур и связан  с культом солнца: «Небесные кони возят солнечную колесницу
по небесному своду». Однако эти кони не имели крыльев,  они появились позднее,
как символ духовности, возвышение силы духа.

Вот о каких белых конях идёт речь – это символы движения жизни.

А далее, кто управляет всем и вся?
 «…Там королевич мимоходом
       Пленяет грозного царя…» .
Королевич – маленькая луна, накрывает диском во время затмения Солнце.
 
СвЕтило  великое –   Солнце -  освещая, проясняет всё вокруг.
СвЕтоявленiе = место, озаренное светом.
Великое, которое по своей величине больше всех  других светил  Небесных;
Солнце даритель жизни.  Правитель верхнего и нижнего мира, которые  он обходит
  во время своего суточного обращения:
«Хотя ты находишься далеко, твои лучи падают на землю; хотя ты пребываешь
на  лицах людей, твои следы невидимы»;
«Мир существует через тебя», - гласят  гимны Эхнатона.
***      СвЕтолитiе =  яркий свет, сильное блистание.
            СвЕтолiянiе = излияние света.
            СвЕтолучивый – испускающий светлые лучи, лучезарный.
            Святый  свЕтъ, всевидящий.
            СвЕтодержецъ = владыка света.***

Все видящее око солнечного божества воплощает гарантию справедливости.
Оно видит всё и знает всё. «Вот оно встаёт, дивное око солнца, воды и огня,
средоточие силы богов, оно наполняет небо, землю и воздух своей лучезарной сетью,
оно есть душа всего, что движется и не движется».

«СвЕтило  меньшее» - Луна, которая меньше солнца по объёму и меньше имеет
  силы света.

***     СвЕтоносица = носящая свет, светозарная.
            СвЕтопрiемница = прiявшая  или вместившая в себя свЕтъ.
            СвЕтоверженiе = отблеск, проблеск, игра света.***

Оба эти светила называются «великими свЕтилами»  по своей видимой величине,
по своему большому значению сравнительно со звёздами  и потому, что от них
обильнее всех прочих светил небесных изливается на землю свет.

Я до сих пор удивляюсь колдовской силе притяжения и вращения, где так просто:
    
     «…  Там в облаках перед народом
            Через леса, через моря
             Колдун несёт богатыря…»

Наша прекрасная Земля  и маленький богатырь,  многоликий месяц  Луны.


                Природа – зеркало,  в котором человек может созерцать себя.

Познавая природу, человек находит себя в её недрах и посредством этого
приближается к пониманию божественного порядка самого Бога.
СвЪтъ = евангельское учение и всё  просвещающее разум
 человека; так называется Сын Божий; всякий проповедник евангелия; всё светлое,
 как чувственное, или вещественное, так и духовное.

Слова: свЕтъ (свЕтить)  и святъ (свЕтить) филологически тождественны.
По древнейшему  убеждению святой (санскр. Cveta – бЕлый ) есть светлый, бЕлый,
ибо самая стихия света есть божество, нетерпящее ничего темного, нечистого,
в позднейшем смысле – греховного.
 Понятия светлого, благого божества и святости  неразлучны, и последнее –
прямой вывод из первого. Так от санскр. Div –светить, блистать, играть лучами
 образовалось лат. Deus Бог,
divus – божественный, святой, dives – богатый, dies – день,
сибирск. Дивно – много, обильно, богато.

***    СвЕтлодневный  = днём сияющий, дающий кроткий блеск.
Великiй  СвЕтъ – тот СвЕтъ, который пребывает со Отцемъ,  который  просвещает
  всякого человека, грядущего в мiръ, Иисус Христос,
Который  Сам  благоволил так называть Себя.

***      СвЕтоначальникъ = виновник, источник света***

Вот уже в который раз появляется слово «белый», которое пересекается со светом,
уточняя  его значение и предназначение.

              Белый свет!  - не разрывное единство.

СвЕтовидъ  или Святовидъ = славянский бог. 
Он  был верховным  божеством славян, вандалов, богемцев и пафлагонян и считался
богом сiянiя  и войны.

БЕлобог = славянское божество, тождественное с СвЕ(я)товитом, богом дневного
и весеннего (= ясного) неба; без сомнения, первоначально это были  только
фонетические  различные, но по существу  равносильные прозвания одного
и того же бога. В дальнейшем ходе развития за СвЕтовитом  удержано древнейшее
представление владыки неба, который  не только блистает солнечным светом,
***     СвЕтлосолнечный = блистательный,   подобный солнечному свету.***
но и творит весенние грозы, сражаясь с темными тучами; а с именем БЕлобога,
кажется,  по преимуществу сочеталось понятие дневного света – солнца.
Такое положение подкрепляется известным  в немецкой мифологии,
соответственным славянскому   БЕлобогу  - богом света, белого дня, сыном Одина.
Название его означает:
***       СвЕтодЕтель = творец света.***

СвЕтом  Господним = названа совокупность заповедей Господних, вообще
 учение Божие,  не только содержащееся в законе Моисеевом,  но и в позднее
 преподававшиеся через  пророков.
СвЕтонаставленiе = указание света, наставление, как ходить во свЕте.

Свято = праздник (Святки).
СвЕтлый  = «Светлое Воскресение»
Издающий свет, сияющий, блестящий;
Чистый, ясный; цветом подходящий  к яркому, или бЕлому;
Радостный, весёлый;

***       СвЕтоименный = имеющий имя от света или светильника, светлый,
             блистательный, славный.***

Великолепный, весьма богатый;

***       СвЕтородный = производящий свЕтъ.
             СвЕтоначальный = первосветлый,  первообразно испускающий  свет.***

Относительно к праздникам:  празднуемый с особенным торжеством.

***      СвЕтло = великолепно, пышно.***
Празднества  светильников распространены во всём мире и нередко связываются
с зимним солнцестоянием, знаменующим  конец старого
 и начало нового года.
Так, например, в Риме  во время сатурналий (в конце декабря) было принято
 дарить друг другу  светильники.
В библейской традиции светильник предстаёт как  символ божественного
Водительства:
«Ты, Господи, светильник мой!» (2 Цар. 22)

***      Святобливость = святейшество.
            Святославов   сборник = древнейшая рукопись, с изображением
красками и золотом Святослава Ярославича с семейством,
писаная на пергаменте дьяконом Иоанном в 1073 г.***
         
Святость = означает иногда  «освятительное» действие благодати  Божией
в таинствах;   иногда очистительное действие благодати, Приемлемое свободою,
как нравственное освящение, очищение, исправление души; иногда состояние
нравственной чистоты, установившийся  нрав жить чисто и непорочно по всем
заповедям  Божиим:
         «Святи будите, якоже  Азъ  святъ  есмь», -  требуетъ Господь.

***    СвЕтлообразный = являющийся в светлом образе, виде.
          Священiи = пЕсни = называется песнь серафимов,  в которой три раза  повторяется
слово «святой».***
 

             ПОЭТ носитель света.

СвЕтиленъ  - стих, читаемый на утрене по окончании канона.
Сколько замечательных слов имели в употреблении наши предки.
Это:
В  доме «свЕтлица» - наиболее обширная комната, делившаяся на три или две части.
Окна в светлице были гораздо больше,  чем в других комнатах,
 и были по большей части выкрашены, отчего,  назывались красными окнами
 в отличие от волоковых.
***    БЕла  изба =   с трубою и с голландскою печью, противоположна черной
или курной избе,    где дым из печки выходит наружу через дверь.
СвЕтлицы, ещё в древности,  делались с трубами (по большей части  - деревянными),
  и топились с сеней.***
           БЕлый  цвет, начиная от самой глубокой древности, всегда считался  символом,
отличительной принадлежностью всего высшего и самого божества.  Так у пророка
Даниила Божество является облеченным в одежду  белую, как снег, и власы главы
его как волна чистая.
В противоположность, означало всегда:  темное, мрачное, - всегда низшее,
не божественное, земное.

***     СвЕтоносецъ = денница, так называются  некоторые святые 
и начальник падших ангелов по тем совершенствам, какими они отличались.***

Вечная жизнь блаженных духов у всех народов в древности  всегда имела
символом также бЕлый цвет. Так в Фивах, тени умерших изображались
в бЕлом одеянии.  По свидетельству  Геродота, в видах такого значения  белого
цвета,  погребались и умершие в белом же одеянии.
О том же обычае в древней Греции упоминает Гомер. Пифагор убеждает своих
учеников также соблюдать этот обычай.
Древнее значение белого цвета, как символа высшего  существа и, отсюда,
высшего состояния, проникло в самое значение слова «бЕлый».

Так у  греков  слово «бЕлый» = означает – 
                блаженный,
                счастливый,
                приятный,
                радостный.
У германцев – значило одно с мудростью, знанием  (знать).
У англосаксов -                white -  близко со словом
                wit  - остроумие,
                witty  -  остроумный,
                wisdom  -  мудрость.
В геральдике  встречаемся с тем же значением  белого цвета. «Белизна
нашей лилии, наших шарфов, нашей повязки – символ  нашей свободы»
  (История Франции, Париж 1647 г).
Отсюда же идет и значение  белой кости, как символа высшего,  Царственного
 даже  божественного происхождения, на основании значения всеобщего
белого цвета.

СвЕтлозрачный = имеющий светлое лицо, сияющий вид.
СвЕтлоносецъ = носящий в себе свЕтъ.
СвЕтлоплодовитый = приносящий  прекрасные плоды.
СвЕтлопозлащенъ = украшен великолепно.

СвЕтлотекущий – ткущий свЕтло,  провождаемый  благополучно, радостно.
СвЕтлость – знаменитость.
СвЕтовидно = свЕтообразно.
СвЕтодательный = производящий  и подающий свЕтъ,  освЕщающий.
СвЕтозарность = сияние, блистание.
СвЕтозаряю = озаряющий светом.

Значение белого цвета сохранилось также  и в названии царя  русского
«Белым царём», так как цвет белый, светлый прямо отвечал  в изначальном,
 древнем, общераспространённом  символизме понятию о святости  власти,
или что тоже, власти, освящённой  происхождением от божества.
Далее, по такому же названию самого  царя, и всё царство его  должно
было  прозваться святой и Белой Русью.
Впоследствии название Белой Руси сохранилось не везде;
но  название «белого царя»  живёт и до сих пор широко, почти повсеместно (1854 г),
в памяти народов славянских.
БЕлый царь =  Прозвание «белый царь» известно уже исторически,
 в царствование Васия III-го, как об этом свидетельствует Герберштейн,   в  своих
 записках о Московии.  (Сл.  Григория Дьяченко, стр. 912)
Татарские народы издавна называют русских государей:
«акы дыша» т.е. белый царь.
Некоторые полагают, что как у них белый цвет вообще уважается,  так название
 «БЕлый царь» считается наиболее почтительнейшим.
*** БЕлый = светлый, блестящий;***
Польские писатели объясняют происхождение титула: таким образом:
 в древней Руси было в большом употреблении белое платье, от чего
как они полагают, и произошло название «БЕлой  России»; при дворе царском,
 белое платье со времен  Иоанна  I  до кончины  Иоанна  III,  находилось  в таком
великом почтении, что без особенного разрешения никто не мог  употреблять
его. А так как во времена  этих государей  Россия с татарскими  ордами находилась
в частых и близких сношениях и потом к русским государям приезжали  татарские
 князья из  покоренных Россиею татарских царств:
казанского  и астраханского, то находившиеся  при царском дворе по указанным
обстоятельствам   татарские князья, видя бЕлый цвет  в чрезвычайном  уважении:

***   СвЕтлое  платье – так называлась одежда, в которую у древности
одевались чиновники,  служащие при царском дворе.
           СвЕтлоносный = облачённый в светлые ризы.
           СвЕтлоносити = носить светлую, или цветную одежду, в знак радости
           или духовного торжества.
           В бЕлое  оболченый =  надевший белую, чистую, прозрачную  одежду;
           БЕлоризецъ = носящий белую одежду, принадлежащий к белому духовенству,
           мирянин.
           БЕлецъ = мирской человек.
           БЕлый клобукъ = головное покрывало митрополита.***

Естественно из почтения и называли русских государей «БЕлыми  царями».
Этому много способствовали  и виденные  татарскими князьями в Москве белые
 знамена, городские каменные стены и, наконец, получаемые ими царские
грамоты с белою печатью.

***    БЕлегъ = царский ярлык или лист за подписанием руки царской, каковые
даваемы были ханами татарскими.***

 От татар это наименование,  мало по малу,  перешло  и к русским.
(Успенский,  «Опыт повест. О древн. Русск.)               

СвЕтообразный = подобный сиянием свету, световидный.
СвЕтородительница  = матерь свЕта.
СвЕтосiянно = сiяя свЕтом.
СвЕтотворецъ = виновник, создатель свЕтов.
СвЕтоявленный = ознаменованный свЕтом, явившийся свЕтлым.
СвЕтычъ = фонарь.
СвЕшта, свЕща, свЕча = светильник, факел.

Олицетворение ума и духа, символизирует божественное присутствие  подношение,
 молитву.

***     СвЕтоявленно = радостно, торжественно, светлым
            чистым голосом, громко.***

В древнем мире долгое время использовался масляный светильник  с чашей для масла
и фитилём.

****   СвЕщение = освещение, сообщение света.
            Свеча = во многих традициях выступает в качестве символа  индивидуального
существования человека. ***

Свеча  в отношении божественному светочу, может быть уподоблена Микрокосмосу. 
В христианстве представляет материальный образ молитвы,
Бозносящейся к Богу.

 ***   СвЕщу = свечу перед  кем в торжественно процессии  со светильником,
           озаряю,  свЕщуся  = свечусь, блистаю.
           СвЕтлость  огня – светильник, факел; блистание, блеск.
           СвЕщникъ = подсвЕчникъ, светильник, факел.
           Лампадка  с горящим маслом. ***

 Они наделялись сакральным статусом  и божественным происхождением. 
Сферические  фонарики, украшенные изображением глаза, являются символом
 Единого.

***     СвЕщеимею = держу в руке свечу, иду вперед со светильником.
           СвЪщевжигатель  = пономарь, или другой  церковный служитель,
           определенный  для зажигания свеч пред св. иконами.***


Хотелось  бы совместить слова в единую колонку,но придётся следовать
словарному правилу  последовательному токованию, обращая  внимание
на слова,  и из мирской жизни.

БЕлило –  чистительная трава.
БЕлильникъ = кто чистит, моет и белит холсты, сукна и тому подобное.
БЕлильное дерево = валек.
БЕлость = качество белого цвета, бЕлизна.
БЕлотъкъ= белок. Небо же окружает другое небо якоже  вЕрхоу  бЕлотъка.
БЕлта  = белок яйца.

БЕлчоугъ = кольцо, перстень; санскрит – баласила.
БЕль = белило.   Оправдывать.
БЕль = бЕлило белое поле, главный цвет ткани.
 Накапки женские сажены жемчугом гурмыским на бЕли на платцЕхъ (1509 г.)
БЕль =  бЕличьи шкуры, в качестве древней монетной единицы.
БЕла = мелкая монета, лепта.  Какую ценнсть иела бЪла в Х11 в.. точно
не определено. По новгородским писцовым книгам ХУ в.  замечено бЕла  равнялась
 двум деньгам (около 9 коп. серебра).

БЕлая  кость = эпитет благородного происхождения (Старцы). 
Значение белого и черного  цвета, замечаемое в человеке единично и выражающее
 отношение его к небу и земле, проходит постепенно по всему человеческому роду,
 как в союзе двух, в браке,  так и в размножении семьи, родов.
От  человека, вступившего в брак,  рождаются дети, является семья;
 её составляет отец, мать и их дети; родоначальники – это старцы;
дети их, – это человеки,  простая чадь; 

Старцы  убЕленные  сЕдиною – это бЕлая кость;
юноши – дети их, украшенные темными волосами,  это черна кость.
Такое различие бЕлой и черной кости явилось, по древним
 первобытным понятиям, для старцев, как представителей власти,
и для их чад, как обязанных повиноваться, покорствовать отеческой  власти,
по одной из самых древних заповедей, данных человечеству.
На этих старейшин, старцев, старшин

***СвЕтослов = вЕщающий о божественном свЕте,
       СвЕтоподобникъ = сияющий, наподобие света чистотою добродетелей.***

переходит древнее патриархальное название бЕлой кости: на чадь  же,

*** БЕльцы = люди всякого звания и состояния; противоположно монахам
и в других местах переводится как: простая чадь.***

 на «людие» переносится из той же патриархальной древности прозвание
черной кости, черные люди.
(История гос. Российского, Карамзина, т. 5, история мест.Управл. Градовского, т. 1).

 ***     СвЕтоводитель =  светильник, указывающий путь во тьме.
             СвЕтоводитель = ведущий во свЕте, ясно, вЕрно.***
      
Старец – долголетие  в различных культурах рассматривается  как знак
 праведности и божьего благоволения.  В этой связи старцам оказывается
 особый почёт. Свидетельством процветания страны является обилие в ней
Стариков.  Кроме того, старцам приписывалась пророческая способность.
Это объясняется тем, что люди,  стоящие  на пороге смерти, общаются
со сверхъестественными духами  иного мира,  которые приобщают их  к знанию
будущего.

***    СвЕщательный = просветительный, просвещающий,
           СвЕтлогласный =  ясно, о  чём возвещающий, гласящий.***

Старец – это наставник, царь-отец. Его задача наставлять молодёжь, сохранять
 уклад жизни противостоять безрассудной смелости юнцов.
 
***    СвЕтонаставникъ = руководитель к свету, просветитель.***

Старые люди способны прозревать высшие истины, и в этом  могут быть  уподоблены  детям.
               
                «Будьте как дети» - призывает Христос!


Картина М.В. Нестерова Из серии Святая Русь "Лисичка"


Рецензии
Ольга Николаевна, вы просто научный реферат по СВЕТУ написали, это прямо нухно в журнал "Наука и религия" послать.

Елена Потоцкая   01.04.2009 00:58     Заявить о нарушении