Записки из женской тюрьмы - часть третья

НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
«Все профессии нужны, все профессии важны», -  так звучат строчки, запомнившиеся с детства. Вот только, навряд ли кто-то из нас в детстве мечтал стать … начальником тюрьмы.
Ольга Каракай тоже во взрослой жизни не представляла себя руководителем исправительного учреждения. Она готовилась стать экономистом. Но после окончания Нархоза получила распределение в «почтовый ящик» – так загадочно в те времена называли воинские части и тюрьмы. «Ящик» оказался женской колонией. Чтобы попасть на службу, молодому экономисту приходилось проходить через три железных двери: кабинет находился на охраняемой территории.
- И я, и родители были уверенны, что мое столь необычное трудоустройство - временное, а все оказалось иначе, - улыбается Ольга Николаевна и признается: первое впечатление от колонии в ужас не привело. – Это было начало девяностых. На улицах города было грязно, во всем чувствовался распад и разлад. А здесь, за колючей проволокой – чистота и порядок, и все работает как отлаженные часы.
Правда, было одно «но»: когда она называла кавалерам место работы, те от нее шарахались. Впрочем, молодого специалиста такая реакция даже забавляла.
Через какое-то время начинающего экономиста  назначили начальником отдела маркетинга, затем – заместителем начальника отдела по производству, главным экономистом управления. Четыре года назад Каракай предложили стать начальником учреждения.
Решение принималось на семейном совете.
- Если бы муж или дочка возразили, я бы, наверное, отказалось. Их мнение в этом вопросе для меня было очень важным: каждый из нас должен был понимать, что новая должность не позволит мне уделять прежнее внимание семье и дому.
- Что в работе на первых порах было особенно сложным?
- Это может показаться странным, но как раз в первое время было гораздо легче, чем сейчас: я еще не настолько глубоко разбиралась в положении дел, поэтому и решения принимала проще. Но, если возникало сомнение, советовалась со специалистами.
- Ольга Николаевна, вы уже четыре года работает в должности начальника колонии. Чем гордитесь?
- За это время в колонии улучшены коммунально-бытовые условия,  постоянно перекрашиваем фасады зданий, чтобы они не выглядели угрюмыми. Заключенные,  отбывающие у нас наказание, должны знать: в жизни есть не только темная сторона.
- Вы – строгий начальник?
- Надеюсь, что справедливый. Я даже осужденным говорю, что дана им награду, а не в наказание: моя должность подразумевает, как можно больше  поощрять людей, показывать им позитивные моменты.
-Это вы сами себе так постановили?
- Да (улыбается). Моя миссия – сделать так, чтобы осужденные никого не винили за то, что попали сюда, чтобы из этой ситуации они взяли максимум положительного. Хотя бы – получили образование. У нас есть ПТУ, школа, в которой проводится обучение по четырем ступеням. В этом учебном году в ПТУ введена новая специальность – специальность парикмахера, и очень многие женщины хотят ее овладеть. Есть рсужденные, которые стремятся получить все четыре профессии, которым мы обучаем.
- Вы пытаетесь изменить заключенных, а вас работа в тюрьме изменила?
- Да. Улицу перехожу исключительно на зеленый свет. Я, конечно, преувеличиваю. Но иногда, когда знакомлюсь с личными делами осужденных, узнаю за какое преступление они отбывают наказание, начинаю совершенно иначе оценивать свои поступки и каждый день благодарю Бога за то, что ты прихожу сюда в качестве  сотрудника, а не жителем на многие годы.
- А не было у вас такого, чтобы вы к кому-нибудь из заключенных прикипели?
- К заключенным – нет, а вот к детям – да. У нас на территории учреждения находится Дом ребенка. В нем до трех лет содержатся дети женщин,  отбывающих наказание. После трех лет, если мама еще не освобождается, малыш переводится в какое-нибудь детское учреждение. На сегодняшний день у нас сорок два ребенка.
- Каким-то образом вы принимаете участие в устройстве дальнейшей судьбы заключенных?
- Законом предусмотрено трудоустройства и решение жилищных проблем заключенных, покидающих исправительные заведения. За три месяца до конца срока мы наводим справки, обеспечена ли женщина жильем, не возражают ли ее близкие, чтобы после отбытия наказания она проживала с ними на одной жилплощади. Сообщаем в центр занятости, что через три месяца возвращается такой-то человек, что ему нужно оказать помощь в трудоустройстве. И только при наличии ответов,  принимаем решение о досрочном освобождении. Но очень часто заключенным попросту некуда возвращаться: пока они отбывают срок, теряются связи с родственниками, жилье перепродается.  Иногда в таких случаях женщинам помогают религиозные организации. Плохо, конечно, что в Одессе нет реабилитационного центра для женщин, отбывших срок заключения. Но мы вместе с городскими властями работаем в этом направлении.
- Вы постоянно находитесь в контакте с заключенными. Когда выходите на улицу, не смотрите на прохожих как на потенциальных преступников? Не изменилось у вас вообще отношение к людям?
- Нет. Когда я захожу на охраняемую территорию, я не вижу в женщинах преступников. Они для меня - обычные люди. К тому же, – я уже говорила об этом, – иногда задумываешься, а не поступил бы ты точно также, если бы, не дай Бог, оказался в подобной ситуации? От сумы и от тюрьмы никто не застрахован.
- Какое качество вы больше всего цените в сотрудниках?
- Соблюдение трудовой дисциплины, ответственность. Я могу простить недочеты, допущенные по незнанию, из-за недостатка опыта. Но недисциплинированность не приемлю.
- Интересно, дома вы тоже такая же дисциплинированная? Работа наложила отпечаток на характер?
- Наложила, наложила  (смеется)...
-Дома у вас тоже все по полочкам, тоже от членов семьи требуете порядка?
- Когда возвращаюсь с работы, муж сразу говорит дочке: «Ну, все, наша мама дома»... Хотя, переступив порог, я стараюсь перестраиваться. Если забываюсь, мне говорят: «Стоп, стоп! Ты – дома!»
- А что вы делаете, что вашим домашним приходиться вас останавливать?
-Ну, например, уходя на работу, говорю дочке: «Сделать то-то и то-то». А у дочки занятие или другие дела и мое поручение оказывается не выполненным. Я говорю: «Если мама сказала, надо сделать!» Но мне отвечают: «Начальники у нас на работе, а дома – как получится». Дома никого не отчитываю. Дома отдыхаю душой и телом. И то, мимо чего я здесь не могу пройти мимо, дома на это стараюсь не обращать внимание.
- Как вы отдыхаете?
- Мне нравится ходить в «Ваш сад». Посмотришь на цветы – это такая релаксация – и на душе становится легче. А вообще я люблю с книжкой посидеть или, если никого нет дома, ложусь, включаю телевизор на полдня, и смотрю какой-нибудь фильм.
- О чем мечтает начальник женской тюрьмы?
- Чтобы у нас на территории учреждения было красиво (хочу посадить много цветов), чтобы у сотрудников была достойная зарплата  и те люди, которые долго  работают и не имеют жилья, наконец-то его получили. Хочу, чтобы в моей семье было все хорошо, потому что это также отражается на работе нашего коллективе: когда в семье все в порядке, невольно больше времени и души уделяешь работе.
Текстовка: Ольга Каракай награждена орденом Святой Варвары и орденом княгини Ольги третьей степени.


Рецензии