21 Век Век чудес и постчеловека

С давних пор человек хотел жить вечно, или, по крайней мере – долго. Эти желания встречаются уже в самом древнем памятнике литературы – мифе о Гильгамеше. Там герой, похоронив своего лучшего друга Энкиду, горюет, и вдруг с ужасом тоже осознает, что и он смертен. Уже тогда, из далекого прошлого, до нас докатилось страстное желание человека жить, просто жить, жить долго.
К сожалению, пока что человек смертен. Или к счастью? Не страх ли смерти заставляет человека стремиться обессмертить свое имя, оставить после себя память, нередко не добрую, как к примеру Иван Грозный, Чикатило, Сталин, Гитлер, имена людей, уже ставшие нарицательными.
Но на благо человечества, оно способно также давать, словно в противовес природной агрессивности, гениев, добрых людей, самоотверженных героев, мучеников, павших, чтобы жило человечество. И тут возникает вопрос... Когда человек смертен, и знает, что не проживет дольше своего срока, больше, чем отведено его телу, он может по своему желанию ускорить ее приход, пожертвовав собой. Но если он будет знать, что его жизнь бесконечна – не умрет ли с бессмертностью его готовность умереть за других?
И еще... Человечество плодилось и размножалось тоже именно из-за страха смерти. Оставить после себя потомков - мечта каждого человека. Став постчеловеком – захочет ли он иметь детей? Не будет смертей – будет ли новое рождение?
Будет ли властна аксиома «Что-то взяв – что-то теряешь» над человеком будущего? Будущее ставит сотни вопросов уже сейчас. Необходимо на многие из них суметь ответить уже сейчас. К примеру, он останется человеком лишь в широком понимании. Модифицированное тело с возможностью апгрейда, прокачанный мозг с абсолютной памятью – останется ли место для души и человечности?
Взять даже отдельное явление. Выражение «Время лечит» говорит о том что память милосердно ставит завесу над тяжелыми воспоминаниями, притупляет восприятие давно минувших дней. Человеку будущего же с его способностью помнить все и мгновенно воспроизводить любой участок памяти – не будет ли, так скажем, неуютно остаться внутри себя лицом к лицу со всеми своими переживаниями, не утратившими яркости? Встречаться с вереницей лиц, не забывать ничего... Или же – если будет возможно перестраивать тела по своему усмотрению – как изменится психология человечества? Сейчас даже новая прическа или физическое уродство могут изменить психику человека, что же будет тогда, когда он сможет изменить себя целиком? Справится ли с самим собой?
Ранние теории когнитивной функции пытались объяснить очевидную композиционность человеческого мышления (мысли образованы из более простых единиц, соединенных определенным способом), а также его продуктивность (процесс составления мыслей из более простых единиц может неограниченно повторяться и производить бесконечное число новых мыслей), допуская существование дискретных ментальных представлений, которые могут быть соединены или разъединены по правилам, зависящим от синтаксических, или структурных, свойств представлений.
Эта гипотеза «языка мышления» позже была оспорена подходом, который называют коннекционизмом, процессом параллельного распределения или моделированием нейронных сетей. Согласно этому подходу когнитивные процессы (такие как распознавание образов) состоят в корректировке сил активации единиц, объединенных в сеть и действующих подобно нейронам. Сегодня значительная часть философов занимается проблемами, напрямую связанными с когнитологией, участвуя в столь необходимой конструктивной работе над её основаниями. Так, важные задачи философии сознания – понять и оценить фундамент психологии и когнитологии, и теперь она – основной претендент на объяснение феномена человеческой мысли.
Прогресс согласных ведет, несогласных тащит. Переход в Постчеловечество уже начался. Старое поколение помнит время без телевизоров, затем черепашьими шагами телевидение вошло в каждый дом. Пришли цветные телевизоры, количество каналов возросло, человек научился выбирать. Затем прогресс рванулся вперед, все набирая ход. Исходя из закона Мура, технологическая мощь удваивается каждые полтора года. И кто-то уже не успевает за прогрессом, но многие энтузиасты счастливы! Новинки сходят с конвейера, не успели отгреметь новости о них. Можно сказать, что мы живем в веке чудес. Артур Кларк сказал, что развитая технология неотличима от магии. И что вокруг – по дорогам катят умные машины, что уже научились парковаться без водителя, ориентируются по спутнику; средства связи за 10 лет эволюционировали до принципиально новых конструкций; компьютеры развились и подешевели в десятки тысяч раз; новое поколение уже не представляет жизни без Интернета, где можно найти буквально все – от фотографии обнаженной актрисы до неизвестных стихов Пушкина.
Об Интернете... Благодаря ему люди могут теперь общаться со всем миром, не выходя из дома или офиса. Границы мира размылись, оставшись лишь на карте, материки сблизились до расстояния от глаз до монитора. Группки людей, схожих по интересам, сбиваются в сообщества, не встретившись ни разу, живя на разных концах планеты. Любую информацию можно найти, лишь введя текст в поисковую систему. Можно выискивать необходимое, можно смотреть через спутник на Землю.
Происходит массовый переход книг на цифровую основу – так удобней и легче во многих аспектах. Как бы ни предупреждали о вреде сотовых телефонов и их излучении на мозг, что востребовано – то используется. Незаметно пришла беспроводная технология, цифровые носители все растут в объеме.
И как можно, глядя на востребованность новых технологий и готовность людей их использовать, заявлять, что человек откажется от имплантантов, улучшающих его природу? Не за горами приход нанотехнологий, когда возможно будет почти все. Исчезнут горы мусора, планета сможет затянуть раны, нанесенные человеком, накормлены и одеты будут все. Даже погода покорится воле человека. Кажется фантастикой – но уже в конце 90-х годов мир обошел снимок логотипа фирмы IBM, выложенный из атомов ксенона.
В 1959 году нобелевский лауреат Ричард Фейнман предсказал, что в будущем, научившись манипулировать отдельными атомами, человечество сможет синтезировать все, что угодно. В 1981 году появился первый инструмент для манипуляции атомами — туннельный микроскоп, изобретённый учеными из IBM. Оказалось, что с помощью этого микроскопа можно не только «видеть» отдельные атомы, но и поднимать и перемещать их. Этим была продемонстрирована принципиальная возможность манипулировать атомами, а стало быть, непосредственно собирать из них, словно из кирпичиков, все, что угодно: любой предмет, любое вещество. В 1992 году, выступая перед комиссией Конгресса США, доктор Эрик Дрекслер нарисовал картину обозримого будущего, когда нанотехнологии преобразят наш мир. Будут ликвидированы голод, болезни, загрязнение окружающей среды и другие насущные проблемы, стоящие перед человечеством. Практически все, что необходимо для жизни и деятельности человека, может быть изготовлено молекулярными роботами непосредственно из атомов и молекул окружающей среды. Продукты питания — из почвы и воздуха, точно так же, как их производят растения; кремниевые микросхемы — из песка. Очевидно, что подобное производство будет куда более рентабельным и экологичным, чем нынешние промышленность и сельское хозяйство.
С развитием наномедицинских роботов станет возможным отдаление человеческой смерти на неопределенный срок. Также не будет проблем с перестройкой человеческого тела для качественного увеличения естественных способностей. Возможно также обеспечение организма энергией, независимо от того, употреблялось что-либо в пищу или нет.Различные нейроинтерфейсы и импланты, разработанные на сегодняшнее время будут значительно улучшены и их биологическая совместимость с нервными тканями человека станет еще более полной. Тогда настанет время «настоящей» виртуальной реальности и полноценного взаимодействия с компьютерами через нервную систему человека.
Будем ли мы готовы к поголовному переходу в стаз постчеловеков? И останемся ли еще существами, на которых возложена высшая надежда планеты и Творца? Или же человечество распадется на два лагеря – людей и сверхлюдей? Или это и есть новая ступень в эволюции человека – Сверхчеловек, по которому тосковал Ницше и многие другие философы, что мечтали о долгой жизни? Разве не очевидно, что человек живет ужасающе мало? Когда он только обретает свое мнение и научается мыслить, когда мозг начинает полет – тело уже дряхлеет, и в какие-то 70 лет неспособно быть полноценным вместилищем для мозга и души. О чем писал бы 300-летний Пушкин? Гете, Блок, Лермонтов?
Сразу возникает логичный вопрос – кому давать бессмертие? Ученому, что каторжанит себя на работе или же вечнопьяному существу, что не мыслит ни дня без выпивки? Или оставить это естественному отбору, ведь технологии все ближе придвигают нас к полному осознанию природы вещей. Понятно, что космосу не нужен человек такой, какой есть. Многих отпугнет боязнь нового, как все еще не доверяет компьютерам старое поколение, хотя без них жизнь уже немыслима... Но посмотрим правде в глаза – многих придется оставить, если они не приложили усилий чтобы оставаться человеками, им нет места в Зачеловечестве.
Но рассмотрим возможное будущее человека нынешнего. Подавляющее большинство времени и энергии человек сейчас тратит на удовлетворение запросов своего тела. Когда ему холодно – он одевается, чувствует голод и жажду – насыщает себя. Он полностью зависим от окружающей среды, быстро утомляется, треть жизни проводит во сне и мыслит по меркам Вселенной очень медленно. С помощью нанотехнологий он сможет укрепить свое тело, получить абсолютную память, а постоянная связь с Интернетом нового поколения позволит ему закачивать информацию сразу в мозг, минуя заучивание и повторение, исключая забывание материала. А в дальнейшем будущем – обретет возможность переселиться в другое тело, специально выращенное или клонированное, этим занимается наука сеттлеретика.
Кроме того – долгая жизнь – еще не вечная. Человек не будет защищен от несчастного случая, у него останется свобода выбора – жить или прервать жизнь по своему желанию. Новый виток эволюции уже близок, и Вселенная готова открыть нам свои тайны.
Значит – вперед, в Зачеловечество!!!


Рецензии