Любите ли вы школу? А. Гавальда 35 кило надежды

Любите ли вы школу? Любили ли ее в детские годы? Наверное, многие из нас, хоть изредка, тогда воспринимали ее как неизбежное зло.
Герой книги француженки Анны Гавальда «35 кило надежды» паренек Грегуар говорит: «Я ненавижу школу. Ненавижу ее пуще всего на свете. Нет, даже еще сильней… Она испортила мне всю жизнь».
Пожалуй, сказано слишком крепко. Детские проблемы, будучи взрослым, трудно воспринимать очень остро. Странно, отчетливо помню ощущение, настигшее меня в младшей школе. Не сохранился в памяти повод – двойка или много домашних заданий, а может, что-то еще. Но тогда мне было очень плохо, а родители, мне казалось, как-то легкомысленно отнеслись к этой проблеме. Конечно, они были правы, но тогда я пообещал себе, что будучи взрослым, не стану считать детские проблемы пустяковыми. Уж по возрасту и проблемы. И переэкзаменовка для ребенка, пожалуй, более серьезная беда, чем аттестация для его родителей.
Грегуару скучно в школе не потому, что он все знает, а потому, что ему просто не интересно. Он не понимает, для чего решать задачи, зачем ему мучиться над уроками. Уроки в школе он пересиживает, дожидаясь звонка. Потихоньку мальчик становится посмешищем в классе.
Мало кто из учителей может найти к нему подход. Только учительницу младших классов Мари он вспоминает добрым словом. Нужно учитывать, что во Франции школьное обучение начинается раньше, чем у нас. По сути, Мари – воспитательница детей возраста наших детсадников. Только Мари понимает Грегуара, более того, понимает, как трудно ему придется. И на прощание, при окончании младшего класса, Мари говорит ему, что мальчику все же придется научиться читать. Придется, чтобы суметь прочесть подаренную ею книгу «1000 дел для умелых рук».
Именно эта книга нужна Грегуару, ведь руки у него действительно золотые. И золотая голова, когда он думает о практичных вещах, когда изобретает новые полезные предметы, будь то обувь для хождения по горам или машинку для чистки бананов.
Неудачи Грегуара в школе служат хорошим поводом для бесконечных ссор, которые ведуд давно разлюбившие друг друга родители мальчика. От этих ссор, от постоянных понуканий он уходит к деду. Дед понимает внука, старается поддержать его в жизненных неурядицах.
Эти страницы, описывающие дружбу двух столь разных по возрасту людей, проникнуты нежностью, любовью. Может быть, потому они так удались автору, что посвятила она книгу своему дедушке.
Не буду пересказывать содержание книги, чтоб не отбить охоту ее читать. Замечу, что ее можно смело давать для чтения и детям. Детей она может научить добру и вере в себя, а взрослым напомнит времена, когда они сами были детьми. И, может быть, подскажет, что требуя от своих детей отличных оценок, мы часто просто тешим свое самолюбие и лишь прикрываем это чувство якобы желанием позаботиться о будущем детей. Да не вспомнить ли, что Нильс Бор не мог писать сочинения в школе? Таких примеров вокруг – хоть отбавляй. Книга также заставит подумать, о том насколько хорошо мы знаем своих детей.


Рецензии