Дмитрий Тюрин Как поймать тот самый кадр?

Профессия фотографа всегда связана с чем-то ярким и необычным. Люди с камерой, кажется, видят и знают больше других. Дмитрий Тюрин снимает современную технику для журнала «Мото» издательства «За рулем».  И именно с этой целью бывает в нашем городе. Его Canon видел сотни модных показов, рекламных кампаний, свадеб и тест-драйвов. Об этом мы и поговорили с фотографом во время его очередной командировки в Сочи.

- Если сейчас взглянуть на проделанную работу, чего было больше – гламура или экстрима?
- Наверное, пятьдесят – на пятьдесят. Сначала был гламур, а потом – экстрим.
- Какие большие проекты, в которых довелось принимать участие, запомнились больше всего?
- Проект «Ты супермодель». Съемки длились больше месяца. Всего было три проекта. Участвовало очень много девушек из разных городов России. В последнем кастинге уже в Москве их было 150 человек. Потом постепенно часть отсеялась. Их снимало много фотографов, и я – один из них. Еще масштабной была рекламная съемка для фирмы, производящей армянский коньяк.
- Кто-то чувствует свое призвание с детства, кто-то приходит к мастерству фотографа в зрелом возрасте. Какой был путь у вас, Дмитрий? Где постигались азы фотографии?
- В жизни я много чем занимался. Мне многое интересно. Что касается фотографии, - давно это было. Учился в Московской академии фотографии.  К тому времени что-то уже знал, чего-то еще не знал. А так, - лет с семи увлекаюсь фотографией, мне тогда подарили фотоаппарат, вот я этим и увлекся. Раньше фото было моим хобби: снимал мир вокруг, друзей, дома все это проявлял, печатал, составлял проявители, фиксажи. Все как всегда.
- Так называемая эпоха пленки. А потом нагрянула эра цифровой фотографии. Как проходил переход?
- Цифровая фотосъемка изначально носила сугубо коммерческий характер. Отснятое можно оперативно посмотреть, отправить куда нужно. Если не ошибаюсь, кажется, это был чемпионат мира по футболу, когда впервые масштабно применили цифровую фотосъемку. Через 30 секунд после гола фотографии уже были выложены в специальную спортивную «сетку» в сети Интернет.
Как только появились цифровые фотоаппараты, помню, купил себе Minolta Dimage, начал фотографировать. У меня был срочный заказ, и нужно было снимать на цифру. Это все еще было что-то полупрофессиональное, даже больше – любительское, да и камера чаще ломалась, чем работала. До сих пор где-то лежит.
А потом уже пошли другие камеры – Canon, Nikon и прочие. С тех пор на пленку снимал редко. Хотя до сих пор хранятся в холодильнике ролики пленки.
- Почему именно в холодильнике?
- Потому что пленка так лучше сохраняется. В идеале ее лучше держать в морозильнике. Дело вот в чем: в тепле, например, при комнатной температуре (плюс двадцать по Цельсию) в галогенидах серебра происходит химическая реакция. И качество пленки снижается. Да и вообще – при высоких температурах многие химические реакции происходят быстрее, поэтому пленку лучше держать в холоде.
- Можно ли обозначить границу, где заканчивается ремесло и начинается искусство фотографии? Вы это ощущаете?
- Скажу так: иногда лучшие кадры получаются случайно. Порой срабатывает какое-то стечение обстоятельств. Ты увидел какой-то момент, нажимаешь на кнопочку, потом смотришь и понимаешь – поймал.
- Снимать людей и снимать технику – что сложнее и есть ли принципиальные отличия?
- С людьми фактор случайности срабатывает чаще. Когда снимаешь, например, модель, то на результат влияет не только профессионализм фотографа, но и мастерство визажиста, и самой модели. Происходит совместное творчество.
Если снимать неодушевленные предметы, то тут в основном начинается кропотливая работа с перемещением предметов, поиском освещенности.
Хотя теперь я не разделяю, что иду снимать – людей или технику. Это ощущение пришло постепенно. Первое время, да, была дрожь в коленках, руки тряслись, плохо спал ночью перед съемкой. Это абсолютно нормально, бывает у многих, кто только начинает заниматься фотографией. А потом все приходит в норму. Съемка входит в привычку. Ты совершенно спокойно собираешь рюкзак, заряжаешь аккумуляторы и идешь работать. И не важно, что тебя ждет, – свадьба или мотоциклы: идешь с абсолютно пустой головой. Или мысль одна – ты опаздываешь, находясь в пробке, и надо все же успеть прийти вовремя. Заметил еще вот что: когда все заранее планируешь, то потом никогда ничего не идет по той схеме, которую себе нарисовал. Лучше прийти на место съемки и уже там все увидеть. Появляются картинки, новые мысли, идеи. Ситуация может меняться очень быстро и надо под нее подстраиваться. А иногда имеет смысл использовать ее, если это, конечно, возможно.
- Есть ли любимые жанры фотографии – портрет, пейзаж, техника, натюрморт, архитектура?
- Мне интересны предметные съемки (натюрморт). Я пока не мастер в этом. И мне нравятся люди, которым это отлично удается. Один из моих первых преподавателей фотографии – Владимир Клесов, он снимает исключительно предметы. А я вот так и не научился. Это кропотливая работа, нужно иметь определенный склад характера, чтобы сидеть и вдумчиво двигать какие-то предметы, то есть голова должна работать в определенном направлении. Время от времени пытаюсь переключиться на предметку, но, наверное, не судьба.
Минус мой в том, что все свое время посвящаю профессиональной фотосъемке и почти не снимаю для себя. Раньше часто снимал цветочки, природу, то есть те вещи, которые нравятся мне. Редко кому это показываю. И в Сочи кое-что снимал. Есть фото-архив. Один из моих приятелей выкладывает некоторые мои снимки в Живом Журнале. Самому вести свою страничку не хватает терпения, хотя пытался уже несколько раз. Есть и личный сайт.
Недавно пришла идея разобрать свои архивы, отсканировать старые фотографии, что-то подарить друзьям на дисках. Некоторые из них об этом не раз просили.
- Секреты мастерства – это сила, или правильного света и оптимизма достаточно, чтобы делать отличные снимки, как сказал Норманн Паркинсон?
- Картинка сначала появляется в голове, а потом ты воплощаешь ее в реальности. Каждая фотосъемка как живой организм, она проходит сама по себе. Есть много факторов, влияющих на результат: свет, объект, фон. И ты начинаешь с этим играть и экспериментировать. Бывает, видишь картинку – стоит мотоцикл. Вскидываешь фотоаппарат, делаешь кадр.  Смотришь, - и сразу ясно – тухлятина. Удаляешь кадр. А иногда делаешь и понимаешь: все встает на свои места. Камера ведь видит не как человеческий глаз, она воспринимает мир совершенно по-другому. Я бы назвал это сотрудничеством электронного мозга и человеческого.
- Ага, ясно. Поговорим немного о Сочи. Когда впервые побывали в этом городе, что снимали?
-  Это произошло 3 года назад. Первая съемка была в рок-баре «Треугольник» в Адлере. Снимал байкерский новый год. Нас пригласили, и прибыли мы туда где-то часа за четыре до нового года. Можно сказать, попали с корабля на бал: с дальней дороги, и сразу на праздник.
- А с высоты трехгодичной давности и по свежим следам можете назвать плюсы и минусы города?
- Да я Сочи особо-то и не видел. Первый раз приехали в Адлер, жили там же. Все съемки (мотоциклы) проходили на горе Ахун.  Но в любом случае город мне сразу понравился. Приятно удивила погода: когда ехали, было достаточно холодно, а в Сочи на следующий день выглянуло солнце.
Один из моих друзей даже попытался искупаться в море, не смотря на большие волны. Неугомонная байкерская душа. Я заранее знал, что из этой затеи ничего не получится. У нас была редакционная газель, на ней-то мы и заехали прямо на берег. Он исполнил свою давнюю мечту, хотя его тут же опрокинуло волной.
С тех пор бываю в Сочи пару раз в год, постепенно узнаю город.
- Мечты фотографа?
- Мне интересно все необычное. В жизни можно много чем заниматься и ради удовольствия, и для зарабатывания денег. Хорошо, когда это сочетается.


Рецензии