Joostкая Тема

ПИРИНГОВАЯ СЕТЬ VS. ГОЛУБОЙ ЭКРАН

Для начала – несколько слов для тех, кто не понял, о чем идет речь. Ни для кого не секрет, что семейный дебилятор, также в просторечии называемый телевизором, в интернет-времена окончательно превратился в бесполезное ископаемое.

Доведенные до кикоза маразматическими продуктами класса «Не родись красивой» или «Счастливы вместе», счастливые пользователи Сети дружно пересели на YouTube и им подобные сервисы. Где и получили так недостававшую «нормальному» телебаченью интерактивность, гибкость, радость от общения с себе подобными и прочие причитавшиеся им бонусы. Я не забыл сказать про полное отсутствие рекламы между программами? Да, и это тоже. Чтобы пользователи сети, не дай бог, не смотрели, скажем, шоу Джона Стюарта без насильно прилагающейся к нему заманухи, Viacom не так давно вчиниил YouTube иск мало не на миллиард долларов. С другой стороны, ТВ медленно убивалось чуть менее революционными методами, например, легальными сервисами типа iTunes. И не будем забывать про p2p-технологии – главных распространителей аудиовизуального контента по мировой сетке. Быстро, удобно и… совершенно бесплатно.

PEER-АТЫ XXI ВЕКА

Peer-to-peer – это технология, название которой в переводе со сленга означает «face to face», лицом к лицу: одноуровневая сеть, передача данных от пользователя к пользователю по прямой линии. В пиринговой сети отсутствует центральный сервер. Каждый ее клиент является одновременно и клиентом, и сервером, что позволяет справляться внутри сети с передачей таких объемов информации, с которыми не сдюжит ни один централизованный сервак.
О пиринговых сетях всерьез заговорили с появлением Napster’а, а, вернее, многозначных судебных исков против него со стороны компаний звукозаписи. Девятнадцатилетний гений Шон Фэннинг разработал и воплотил в жизнь сетевую технологию, при помощи которой юзеры могли свободно обмениваться mp3-файлами. Акулы шоу-бизнеса вкупе с отдельными особо жадными его представителями быстренько прикрыли лавочку. Небезызвестный, в первую очередь, трепетным отношением к своему кошельку барабанер Metallica Ларс Ульрих даже заявил: «Если вы хотите слушать нас бесплатно – наберитесь смелости и стырьте наши диски из супермаркета!» Тем не менее, на основе Napster сегодня работает интернет-магазин компании Roxio, а с компанией Фэннинга Snocap подписывают договора на разработку ПО такие производители поп-корма, как Sony и EMI. Однако, как пели акыны в старину, «эту песню не задушишь, не убьешь». Ошибки Фэннинга учли достойные продолжатели его дела, например, Gnutella или российский пиринговый сервис Torrents.ru – центрального сервера нет вообще, привлекать к ответственности некого, раздача и файлообмен всем на свете идет сутками и гигабайтами.
Не столь радикальные способы использования p2p до недавнего времени ограничивались метакомпьютингом – вычислениями, распределенными на вычислительную мощность всех объединенных в сеть машин. Самый раскрученный пример – SETI@Home, проект поиска внеземных цивилизаций путем обработки астрономических данных на компьютерах всех желающих. Но, несмотря на эти благородные начинания, сочетание «p2p» у многих так до сих пор и продолжает ассоциироваться с Веселым Роджером.
Казалось бы, при чем тут телевидение? Конечно, скачивание фильмов и программ из сети – отличная альтернатива их телевизионному просмотру. Смотришь когда хочешь, что хочешь, сколько хочешь, и никто не рушит мозг рекламой каждые пять минут. Но ведь есть еще и новости, футбол, ток-шоу, которые в силу своей специфики трудно поддаются «отложенному по времени» восприятию. Ко всему прочему, и у YouTube-подобных сервисов есть два крупных недостатка: качество трансляции и ограничение на длину ролика. То есть проблема «ТВ по выбору пользователя» с помощью p2p и YT так и осталась принципиально нерешенной.
Именно на это обратили внимание Никлас Зенстрем и Янус Фрис.

ИЗ VENICE В JOOST

Никлас и Янус – пожалуй, одни из самых талантливых трендсеттеров по части всего, что связано с сетевыми технологиями. Сначала они придумали Kazaa, разоривший не одного интернет-торговца компакт-дисками. Затем из-под их пера вышел Skype, сокрушительно врезавший крупным телекоммуникационным компаниям, особенно специализирующимся по IP-телефонии. То есть люди, творчески вполне вменяемые, от которых следует ожидать дальнейших технологических прорывов.
Таковой начал постепенно кристаллизовываться в 2006-м, когда Зенстрем и Фрис анонсировали проект Venice – интернет-телевидение высокого качества с просмотром каналов по выбору зрителя. Недоуменные вопросы, чем же новый проект будет отличаться от точно таких же старых, закончились, когда стало ясно: Venice будет основан на p2p-технологии! То есть все пользователи нового проекта будут объединены в одноуровневую сеть со всеми ее преимуществами, о которых мы уже сказали в самом начале. Отсюда – прирост скоростей, объемов, и, как следствие – качества. Шестнадцатого января 2007-го года проект, переросший в стадию бета-тестирования, получил окончательное название Joost.
В отличие от массы пиринговых клиентов, в правила пользования которыми надо хотя бы минимально врубиться перед началом работы, Joost заточен под конечного пользователя. При первой загрузке программы сразу же открывается список доступных каналов. Пока что их не очень много – порядка двадцати, с выборочным доступом к программам, но среди них MTV, National Geographic, GameStar TV. При выборе одного из каналов начинает демонстрироваться небольшая картинка с превьюшкой его передач. После выбора передачи она подгружается, в то время, как зритель наблюдает красивую заставку с разноцветными кристаллами, после чего начинается собственно просмотр. Для воспроизведения без «слайд-шоу» требуется сеть, пропускающая в обе стороны порядка двухсот мегабайт траффика, поскольку траффик идет и как даунлоад, и как аплоад одновременно – p2p все-таки. Зато налицо качественная картинка без артефактов и пикселизации.
Органы управления также не блещут сложностью и замороченностью, ничем не отличаясь от кнопок среднестатистического медиаплейера. Громкость, включить-остановить, вперед-назад, таймлайн. Также присутствует набор полезных, с точки зрения авторов сервиса, «виджетов» MyJoost: часы, новостная лента, пейджер для общения с пользователями, смотрящими в это же время ту же самую программу. Судя по всему, Joost такими вот нехитрыми средствами стремится к образованию коммьюнити. Есть режим поиска видео по ключевому слову и оценки сюжета с помощью звездочек. Не работает в бета-версии пока только режим интерактива, который доступен в некоторых передачах.

ВИДЕО-НЕВИДЕО

Самая большая проблема – это, конечно же, контент. Если его не будет, не поможет даже самый совершенный движок. С контентом у Joost вроде бы все в порядке: соглашение с Joost подписал Viacom, держатель таких раскрученных брэнд-нэймов, как MTV, VH1 и Comedy Central. Значит, не исключено, что по стопам Viacom’а скоро отправятся и другие медиа-холдинги.
А вот здесь и начинается искомая ложка дегтя в бочке меда. Спрашивается, ради каких коврижек крупные каналы будут связываться с ненадежной в смысле доходности интернет-аудиторией? Отвечаем: из-за рекламных отчислений. А это, в свою очередь, значит, что на Joost все-таки будет присутствовать реклама между программами и во время передач, и никто не может гарантировать, что ее объем вскоре не сравняется с телевизионным. Пока что ролики не прерываются рекламными паузами, реклама появляется только при выборе новой программы, но вот промотать ее не получается…
Так что – спите спокойно, дорогие медиамагнаты. До революции на медиапространстве еще лететь, кряхтеть и ногой отталкиваться. Вопрос о том, увидим ли мы когда-нибудь сетку вещания без назойливых уговоров потреблять все больше и больше, остается открытым. А вот простота, выбор, доступность и удобство пользования – это уже совсем другие расклады. До выхода Joost из стадии бета-тестирования остается не так уж много времени, так что поживем – увидим.

Журнал "Sync", август 2007.


Рецензии