Танцевальный Ад

МУЗЫКА – СТРАШНАЯ СИЛА

Вряд ли кто-нибудь быстро забудет, как угарные соседи сверху устроили дискотеку под Motorhead с исполнением адовых соляков на батареях в пол-второго ночи. Или визит участкового, зашедшего поинтересоваться, почему твои высокохудожественные упражнения на барабанах достали даже жителей дома напротив.

Все это есть ни что иное, как наиболее типичные проявления очевидного факта: звук вообще, и музыка в частности, способны не только развлекать и доставлять позитивные эмоции, но и быть источником прямо противоположных ощущений. Включая такие малоприятные вещи, как бессонница, головная боль, потеря способностей здраво соображать и осмысленно действовать.
К счастью, в нашей с вами обыденной жизни все эти мегапоследствия пока что довольно успешно блокируются официальным документом под названием «Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории». Это та самая бумага, в которой, например, черным по белому сказано, что с одиннадцати вечера до семи утра должна соблюдаться полная тишина, иначе веселая тусовка может плавно переместиться в ближайшее отделение милиции.
Чего, к сожалению, не скажешь о жизни, скрытой от досужих глаз государственной тайной. Изобретатели всякого рода оружия и средств массового поражения уже давно приняли к сведению, что устроить человеку жесткий фак-ап можно и без помощи автомата Калашникова. А просто врубить музычку погромче.

УРОКИ ИСТОРИИ

Начнем с того, что музыкальные и околомузыкальные пытки – изобретение лохматой древности. Когда люди еще не знали про международную солидарность трудящихся, а, значит, и плевать хотели на призывы типа возлюбить ближнего как самого себя. В древнем Китае человеку, который писал или исполнял негармонично звучащую музыку, легко могли прописать секир-башку.
Есть фольклорные, но подозрительно правдоподобные данные о том, что в некоторых примитивных племенах Африки преступников казнили продвинутым способом – заставляли танцевать под определенные барабанные ритмы. Если учесть, что африканцы издавна съели не одну собаку в полиритмической игре на барабанах, вполне можно предположить, что определенная громкость звука в сочетании с нужными барабанными рисунками вызывала у наказуемого банальную сердечную аритмию. Примерно так, как это могут сделать сегодня некоторые продвинутые ди-джеи – есть у них такая глупая и, в общем-то, небезопасная шутка.
Из древнего Китая же в арсенал современных заплечных дел мастеров вошел такой грандиозный суперхит, как tormentum insomniae, или пытка бессонницей, доведенный до совершенства отцами-инквизиторами и сотрудниками НКВД. Причем если две последние инстанции делали упор на грубое механическое воздействие – например, упорствующего в своих заблуждениях еретика днями и ночами гоняли по коридорам, не давая спать, – то китайцы больше уважали метод «музыкальной шкатулки». Предварительно зафиксированного человека постоянно оглушали грохотом – неважно, каких инструментов, но именно тогда, когда осужденный начинал засыпать. Крыша у последних съезжала далеко и надолго.
Как ни странно, но наиболее продвинутый метод пытки музыкой был разработан в христианнейшей Руси при Иване Грозном. Человека, заподозренного в укрывании нужной информации, ничтоже сумняшеся, сажали под большой церковный колокол и начинали в него звонить. Если учесть, что словосочетание «глухой звонарь» уже тогда воспринималось как «масленое масло», пытаемый, как правило, торопливо сознавался во всех фактических и мнимых правонарушениях, если дорожил своими барабанными перепонками. Православие всегда было поборником гуманизма, и боролось с ним вполне себе успешно.

ИНФРАЗВУК ЖЖОТ

Еще один высокохудожественный способ расправляться с себе подобными был изобретен вскоре после того, как были исследованы свойства звуковых волн, лежащих вне диапазона слышимости – выше двадцати тысяч и ниже двадцати герц. Особый интерес оружейников привлек инфразвук – ультранизкие колебания, которые, как показала практика, способны вызвать у человека припадок бессознательной тоски, тревоги, страха и паники, в зависимости от интенсивности и рабочей частоты.
К тому же, в отличие от ультразвуковых колебаний, сгенерировать инфразвук можно было средствами, существовавшими к тому времени в природе уже не одно столетие. К примеру, органной трубой достаточного размера. В начале тридцатых годов прошлого века физик Роберт Вуд, привлеченный авторами одной театральной постановки к созданию, как выразились бы сегодня, психоакустических эффектов, именно этим способом вызвал массовую панику во время премьеры.
Хиханьки кончились, когда за дело взялись профессионалы. К счастью, сначала довольно-таки безуспешно. Зная о свойствах инфразвука, спецы из лабораторий Третьего Рейха пытались в начале сороковых подбрасывать англичанам копии реально существующих пластинок с английскими эстрадными хитами, несущими в себе инфразвуковую компоненту. Теоретически прослушивание таких записей должно было вызывать расстройства психики. На практике, однако, кабинетные теоретики почему-то не приняли во внимание, что записи-убийцы будут крутиться не на мощной лабораторной аппаратуре, а на банальных бытовых патефонах, полоса пропускания которых существенно уже, чем нужно для воспроизведения инфразвука. Дело кончилось ничем.
Сегодня известно, что звуки частотой от семи до восьми герц способны нарушить работу внутренних органов. Семь герц – средняя резонансная частота альфа-ритмов головного мозга. Частота в девятнадцать герц опасна для глаз, вызывая не только расстройства зрения, но и галлюцинации – скорее всего, именно наличием естественных источников колебаний этой частоты объясняется большинство историй с привидениями. На вооружении европейской полиции уже находятся опытные образцы инфразвуковых генераторов, предназначенных для рассеивания агрессивной толпы. Разработанные на основе приведенных выше данных.
Бурное развитие инфразвукового оружия на данный момент сдерживает только одно, но зато труднопреодолимое обстоятельство. Сварганить достаточно мощный инфразвуковой генератор не проблема, но при его включении лягут и те, против кого он направлен, и те, кто его использует. Поскольку звуковую волну по чисто физическим причинам трудно направлять прицельно и в нужное место. К тому же, чем ниже частота волны, тем легче она теряет энергию и рассеивается в пространстве. Так что у нас наверняка есть еще лет двадцать, чтобы насладиться всеми прелестями мира без инфразвукового оружия в полный рост.

МНОГО ШУМА – И НИКОГО

А вот у волн обычного, слышимого ушами звука, эти особенности выражены намного менее отчетливо. Чем и не преминула воспользоваться военщина, на этот раз – американская. Устройство, получившее название LRAD, Long Range Acoustic Device, недавно поступило на вооружение американских войск в Ираке. Юнит цинично отнесен создателями к категории «несмертельного оружия», хотя несмертельность его сильно зависит от точки зрения на проблему.
Система LRAD генерирует шум частотой от двух до трех килогерц в направленном луче предельной мощностью сто пятьдесят децибел. Для сравнения – звук взлетающего реактивного самолета вряд ли бывает мощнее ста двадцати децибел, а сто тридцать – это уже болевой порог, после наступления которого начинается разрушение органов слуха. При этом «в толпе разгневанного населения», против которой, собственно, и планируется применять LRAD, могут находиться и старики, и дети, и женщины, у которых порог чувствительности может оказаться существенно ниже. Зато разработчик – Американская технологическая корпорация – уже успел с чувством глубокого удовлетворения сообщить, что звуковой удар не вредит оператору установки и тем, кто рядом с ним находится. Что ж, наверное, когда иракцы не хотели пускать американцев к себе в страну, они хорошо знали, что делали.
Этой же компанией было разработано и портативное «звуковое ружье» размером с бейсбольную биту, испускающую направленный луч очень громкого звука. Одного «выстрела» из него хватает, чтобы привести в шоковое состояние даже очень сильного физически человека, поэтому «ружьем» уже интенсивно пользуются группы захвата ФБР.
Кстати говоря, упомянутый выше реактивный самолет тоже может служить прекрасным звуковым оружием – звук идущего на небольшой высоте истребителя вполне способен выбить оконные стекла и разрушить крышу из нетолстого шифера. Этим нехитрым методом доблестные американские военные также неоднократно пользовались в Ираке. Как вспоминает на страницах своей книги «Багдадские дневники» иракская писательница Аль-Ради Нуха, «самолеты союзников днем и ночью летали над нашими головами со сверхзвуковой скоростью – двадцать, тридцать раз за день или за ночь. Я думаю, это не была глупость или шутки скучающих солдат, которые слишком много смотрели Apocalypse Now. Скорее всего, это была политика».

ПЫТКА ДИНОЗАВРИКОМ

Несложно догадаться, кто и где в последнее время отличился и на поприще выбивания показаний из военнопленных. Тюрьмы Гуантанамо на Кубе и Абу-Грейб в Ираке стали полигонами для апробирования новых продвинутых видов «бесконтактного воздействия» на допрашиваемых, дабы последние потом не жаловались на рукоприкладство.
Поскольку речь сейчас идет о музыке, не будем останавливаться на других, также весьма «изобретательных» американских процедурах допроса. Чтобы заставить задержанных разговориться, их заставляли по много часов кряду слушать наиболее одиозные по части своего идиотизма произведения искусства, включая любимые группы Бивиса и Батт-хеда Metallica и AC/DC, композиции рэперов Эминема, Dr. Dre, Тупака Шакура и Кристины Агилеры. А также песенку фиолетового динозаврика Барни «Я тебя люблю» из детской передачи «Улица Сезам».
Если у кого-то сейчас сложилось впечатление, что ничего особенно страшного такая процедура из себя не представляет, разочаруем: это действительно самая настоящая пытка. Во-первых, все перечисленное врубалось на очень большой громкости и длилось сутками. А во-вторых, для восточной культуры вообще неприемлема европейская поп-музыка или хэви-метал – эффект получается приблизительно одинаковый с тем, как если бы среднестатистического европейца заставили пару часов танцевать национальный африканский танец «Антилопа у истоков Замбези».
Этот же нехитрый прием неоднократно использовался для того, чтобы добраться до людей в недосягаемом, но не звуконепроницаемом месте. Правда, с переменным, мягко говоря, успехом. Во время операции американских войск в Панаме, когда диктатор Мануэль Норьега укрылся в посольстве Ватикана, его принудили сдаться через пятнадцать дней круглосуточного прослушивания творчества группы Guns’N’Roses. А вот когда тот же самый метод попробовали применить к сектантам из группы «Ветвь Давида», заперевшимся на техасском ранчо в Уэйко в ожидании конца света, все закончилось плачевно: лидер секты Дэвид Кореш взорвал и самого себя, и всех своих последователей.

КАБАНЫ НЕ ЛЮБЯТ БРИТНИ СПИРС

Чтобы не завершать разговор на этой нерадостной ноте, скажем, что музыка – в своей пыточно-милитаристской ипостаси, конечно – может быть эффективно использована и в сравнительно мирных целях. Например, записями Бритни Спирс, как показала практика, очень хорошо отпугивать кабанов от молодых посевов. Поскольку в Германии охота на них запрещена – животина занесена в местный эквивалент Красной книги, а поля охранять каким-то образом надо, – местные фермеры ударились в новации. Свинообразам поочередно заводили Мадонну, Робби Уильямса, местных поп-звезд, но от таких раскладов у них только улучшался аппетит. А вот «Oops… I did it again» или «I’m not that innocent» показали превосходные результаты. В ходе прослушивания хитов Бритни свинтусы начали недовольно похрюкивать, и вскоре ушли туда, откуда пришли.
Конечно, ничего хорошего во всем вышеперечисленном нет, и быть не может. Пытать кого бы то ни было чем бы то ни было – довольно-таки гнусное занятие, независимо от того, во имя какой цели применяются данные конкретные спецсредства. Тем не менее, на месте некоторых деятелей нынешней поп-культуры, мы бы всерьез задумались, почему их композиции так удачно подходят для разгона кабанов и массовых манифестаций, и нет ли здесь какого не очень приятного для них предзнаменования.

Журнал "Sync", январь-февраль 2008.


Рецензии