Петровские высоты

ЭТО НЕ ТОЛЬКО МЕСТНОСТЬ  В СИМФЕРОПОЛЬЕ, НО И ДОСТИЖЕНИЯ ОДНОЙ СЕМЬИ

-Своего первого Ленина мама закопала в палисаднике недалеко от своего дома на улице Беспалова в Симферополе. Присыпала, как положено, поставила крестик. Вскоре на небольшом участке появился второй крестик, третий, десятый…

Дочь
 …Мы разговариваем с  Анной Петровой, дочерью известных художника и скульптора,  у стен Симферопольского художественного музея. А где же еще  мог назначит встречу человек, чья собственная жизнь, и жизнь его семьи была посвящена творчеству? Впрочем, о себе  художник монументальной живописи, реставратор  Анна Петрова говорить не любит. Факты биографии – к чему они? Если хотите – пару сценок из жизни. Например, с улыбкой вспоминает Анна Ивановна,  как  некий  гид, водивший туристов вокруг церкви в Форосе,  с глубоким знанием дела рассказывал туристам о том, что уникальную   мозаику фасада  церкви  собственноручно выполнил итальянский мастер Сальвиатти. На самом деле мозаика была сделана не в девятнадцатом веке, а в двадцать первом  – руками Анны Петровой. 
 Что ж, хороший комплимент старательно выполненной работе!  Заслуги, награды, выставки… Главное признание зрителей. Хотя про свою первую выставку Петрова говорит с особой теплотой.
 - Она состоялась когда я была маленькой и  посещала детский сад – улыбается собеседница. – Я мечтала быть балериной и рисовала балерин. Мама собрала рисунки, нанизала на нитку как бумажные новогодние флажки,  и я в детском саду про них рассказывала детям.


Мать
 Мама Анны Нина Петровна была скульптором. Одну из ее  главных работ крымчане знают очень хорошо – это Ленин, сидящий на скамейке и смотрящий на симферопольский железнодорожный вокзал.
 - Ленин стал одной из первых работ мамы после окончания института. – продолжает Петрова. - Был объявлен конкурс на памятник, она предложила сделать Ильича  сидящим на скамейке, отдыхающим. Говорила: ну что он везде стоит, тычет куда-то рукой!  У нас ведь  Крым – сюда отдыхать приезжают – пусть и он  посидит, отдохнет. А так как Нина Петровна тогда была беременна,  ей в помощь рекомендовали скульптора Владимира Петренко. И  они с Владимиром Васильевичем  по маминому эскизу делали памятник вдвоем.
 Среди других  известных скульптур  Нины Петровой – бюст Сергеева-Ценского на его даче, бюст Чехова в доме-музее писателя. Но чаще всего заказывали  именно  Ильичей – спрос был велик: от школ до исполкомов.
 После изготовления каждой  скульптуры оставались  гипсовые  или бетонные  рабочие  формы, которые загромождали небольшую мастерскую. Вот Нина Петровна и придумала хоронить ильичей. В этом ритуале, по мнению ее дочери, она видела некий символ, попытку по-христиански предать земле того, кто до сих пор не погребен.
 Лет десять назад, склон, где скульптор  «хоронила» модели решили  застроить. Можно представить удивление строителей, когда из-под ножа бульдозера, как живые мертвецы, полезли ленины! Рабочие достали ильичей, вымыли, покрасили и оставили на просушку во дворе. За ночь жители района  все до единой модели разнесли по домам! К прошлой жизни возврата, конечно нет,  но чем черт не шутит…
 И еще любопытная деталь: главный мастер крымской ленинианы не только не состояла в партии --  не числилась она ни в комсомольских, ни в пионерских рядах! Более того --  Нина Петрова была дочерью …репрессированного. Ее отца –  богатого  уральского коннозаводчика, расстреляли как врага народа, когда ей было три года. Конечно, в крымском обкоме знали об этом пятне в  биографии талантливого скульптора, но и тогда могли отделять профессионализм от идеологических наслоений.
 Анна Петрова вспоминает: «Ленин осиротил меня, - грустно приговаривала мама, - но, несмотря на это, всю жизнь меня кормил…»


Отец
 Но  все же из-за того, что жена была дочерью репрессированного,  для отца Анны -  Ивана Петрова  дорога в капстраны была закрыта. Так что работами титанов эпохи Возрождения заслуженный художник УССР, мастер историко- батального жанра Иван Семенович Петров    мог любоваться только в репродукциях. 
 - Он много писал  и о нашей   давней истории, и  о гражданской войне, и о Великой Отечественной … - говорит Анна Петрова. -  Отец мальчишкой попал на войну прошел до Берлина. Не любил про войну рассказывать, говорит что это было очень страшно…
 За свою жизнь незаурядный художник создал несколько десятков исторических полотен, но прославился Иван Петров  крупномасштабными диорамами. Например в Каховке, в музее истории города выставлена диорама  «Бой за Каховский плацдарм в 1920 году», в  областном краеведческом музее Херсона - «Бой на Кинбурнской косе 1 (12) октября 1787 года, под командованием генерал-аншефа А. Суворова». В Крыму две диорамы Петрова находятся в  Центральном музее Тавриды: «Штурм Перекопского вала в 1920 году»  и…… .
 - К сожалению  в Крыму в связи с переездами музеев, нехватки музейных площадей, диорамы пришлось свернуть. – вздыхает рассказчица. -  Они хранятся на валу, в удовлетворительном состоянии. Другое дело – что полностью утрачен предметный план диорам… Например в музее Национальный заповедник «Херсонес Таврический»  находится  диорама «Осада Корсуня войсками киевского Князя Владимира в 988 году»  размером  200 на 530 на 130 созданная ровно полвека назад. Полотно в хорошем состоянии,  а вот предметный план  утрачен, и  я обладаю только одной черно-белой фотографии с одного ракурса. Так что  судить, что там было изначально, очень сложно… 
 У Анны Петровой есть  идея -  ту часть холста отцовских диорам, которая была заклеена предметным планом, воссоздать как полотно и восстановить диорамы в виде больших  картин.

Картины
 Большое полотно Петрова «Взятие Бахчисарая войсками графа Миниха в 1735 году»  хранится в запасниках Бахчисарайского дворца-музея. По словам директора музея (однофамильца художника) Евгения Петрова, она была снята с экспозиции еще до вступления его в должность.
 Однако известный ревнитель русской истории Евгений Владимирович предложил  устроить в Крыму передвижную выставку батальной живописи нашего славного прошлого, куда войдут картины и художника Петрова. Это начинание поддержал Симферопольский художественный музей и Центральный музей Тавриды. Возможно, к ним присоединятся и другие музеи Крыма.    
 

P.S. Мы обращаемся к нашим читателям с просьбой – если кому-нибудь известно о судьбе картин и диорам Ивана Петрова – просьба сообщить в редакцию.

Опубликовано в газете "Крымское время" №32 (2709) от 26 марта 2009года

Фото из архива Анны Петровой.
Публикуется впервые


Рецензии