Ароматный Мир Джеймса Огера

ИСКУССТВО НЮХАТЬ В ПРИЛИЧНОМ ОБЩЕСТВЕ

«Мы исходим из той самоочевидной истины, что на каждого потребителя, удовлетворенного технологией, приходится по меньшей мере один неудовлетворенный, сложный или странный». Джеймс Огер, дизайнер из Royal Colledge of Arts в Лондоне, ищет вдохновение в поиске и удовлетворении потребительских странностей.

И, надо признаться, в этом он не так уж и заблуждается. Постиндустриальное человечество бросается в бездны консюмеризма с таким простодушным ликованием, что любое неутоленное желание может стать причиной невроза. Старик Фрейд еще раз оказался прав, прав на все сто: воскресный шопинг уже давно оказался лучше воскресного секса, а каждый из нас, в конце концов, волен самостоятельно выбирать, как и во что сублимировать свое либидо – в меру своей испорченности. Побочными эффектами этого процесса становятся «подсознательные часы», бьющие  током раз в полчаса, очки ночного видения для хомячков, вживляемые в зубы коммуникаторы, интровертированные СМИ в виде управляемого компьютером шлема с видеоэкраном, и другие приятные мелочи, придуманные Огером в соавторстве со своим alter ego по имени Джимми Луизе, также выпускником RCA. А также проект «Запах +», реализация которого обещает всем желающим достижение новых, доселе неизведанных радостей личной жизни с помощью обоняния.

Джеймс Огер: Мы хотим сказать, что каждый пользователь имеет некие желания, нюансы и пристрастия, которые не учитывает мэйнстрим. Наша цель состоит в том, чтобы выявить и исследовать роль технологии и ее проявления в новых или уже существующих продуктах. Дело в том, что внедрение технологии в жизнь, все более глубокое, порождает и ответную реакцию в виде социальных проблем. А придуманные нами дизайн-продукты демонстрируют наш ассиметричный ответ на то, как мы могли бы взаимодействовать с техникой в новых условиях – на благо или на зло, решать вам.

Первым детищем, породившимся на свет дизайнерским дуэтом, был проект «Зубной аудио-имплантат», получивший в начале двухтысячных премию «Future Products Award». Нельзя сказать, чтобы идея блистала концептуальной новизной – еще герои «Кукловодов» Роберта Хайнлайна общались между собой с помощью вживленных в зубы передатчиков, – но с технической стороны обращала на себя внимание изящность воплощения. В полном соответствии с предвидениями гениального фантаста, входящий звук должен был поступать из зуба во внутреннее ухо по костям черепа в виде микро-вибрационных колебаний, создаваемых встроенным источником, сопряженным с низкочастотным приемником-передатчиком. Правда, Огер и Луизе зашли в своих предположениях несколько дальше Хайнлайна, утверждая, что прибор можно будет использовать не только для телефонной, но и для любой другой связи, включая прямую передачу информации на компьютер или с компьютера. Правда, детали этой увлекательной транзакции авторы почему-то предпочли не афишировать.
Поскольку тема межличностного общения с самого начала оказалась дизайнерам по зубам, множество последовавших за стоматологическими новациями проектов оказались примерно об этом же. IsoPhone – для тех, кто хочет буквально погрузиться в общение и ни на что иное не отвлекаться. Достижение эффекта организуется с помощью бассейна с теплой водой, куда, собственно, и погружается абонент – это необходимое условие. Предварительно ему на голову надевается коммуникатор, устроенный так, чтобы голова все время находилась над водой с помощью поплавков. И общайся на здоровье – и аудио, и видеоканал в твоем полном распоряжении. Или же «Социальное теле-присутствие», прототип которого, отметим справедливости ради, впервые появился в романе «Свет былого» еще одного американского фантаста Боба Шоу. Смысл проекта в том, что один человек может быть «глазами» и «ушами» другого, если носит на себе небольшую телекамеру и микрофоны. Нехитрая, на первый взгляд, идея породила интересные возможности применения – особенно для людей с ограниченной подвижностью или физическими возможностями.

Джеймс Огер: Не нужно думать, что «Tele-presence» – аксессуар поколения «Большого Брата», приспособление для тотальной слежки. Просто наша эволюция не поспевает за прогрессом. И наша физиология, и наша психология – мощные сдерживающие факторы. С другой стороны, имплантаты или генетическая модификация – это гораздо более сложно, чем мы можем себе сегодня позволить. Теле-присутствие может стать золотой серединой. К тому же, это приспособление – отличный выход для хронически стеснительных людей, которым очень хочется попасть на стрип-шоу или же посетить «свидание вслепую», ха-ха!

Раз уж мы заговорили о сайенс-фикшн, нельзя не вспомнить еще одного классика жанра, Станислава Лема, который однажды выступил с рассказом о печальном конце порноиндустрии. Вырвавшийся из секретных военных лабораторий газ уничтожил половое влечение у всего населения Земли, после чего место секса в чудном новом мире заняла еда, а самым крутым извращением стало считаться, например, «пожирание яичницы через трубку с привязанными к потолку ногами». Джеймс Огер пока что не предлагает настолько радикальных вариаций на тему интимной жизни, но, определенно, движется верной дорогой. Проект «Запах +» посвящен все увеличивающейся роли обоняния в процессе… как вы думаете, чего? Правильно, межличностной коммуникации.
Для того, чтобы разогнать способность восприятия запахов до потребных оборотов, Джеймс предложил воспользоваться нехитрым с виду устройством, присоединяющимся к телу. «Костюм запахов» состоит из запахоуловителей под мышками, в паху и на лице, пластиковых трубок, соединяющих их между собой, а также контрольного устройства-микшера, которое располагается на груди и позволяет регулировать интенсивность ввода-вывода. Чтобы не шокировать себя и окружающих изысканными ароматами после тяжелого трудового дня, в запахоуловителях также имеют место быть феромоносодержащие наполнители, предотвращающие окисление пота и связанное с ним нежелательное амбре. Одетый в «костюм» человек способен не только воспринимать любые оттенки личного запаха, но и запахи из «костюмов» других людей через клапан-переходник, а также запах любой пахнущей чем бы то ни было субстанции с высокой точностью.
Спросите, что это дает? Во-первых, уже давно доказано, что выбор секс-партнера подсознательно основан на анализе запаха потенциального бой- или гелфренда. Некоторые индейские племена сознательно табуируют женитьбу людей, которые пахнут одинаково, и в этом их верования прекрасно сочетаются с данными современной науки. Поэтому предложенное Огером устройство прекрасно подойдет для того, чтобы начать знакомство с взаимного обнюхивания через уже упомянутый клапан-переходник. После чего перейти или не перейти к более серьезным отношениям.
Поскольку здоровье также является частью личной жизни для всех, у кого она не строго синонимична понятию «коитус», то «костюм» в рамках проекта можно использовать для диагностических целей. Например, дать себя понюхать врачу, поскольку, опять же с точки зрения науки, запах больного человека отличается от запаха здорового, а разные больные пахнут по-разному. Кроме шуток, говорят, что специально обученные собаки могут по запаху распознать, скажем, рак на ранней стадии. Это было во-вторых.
В-третьих, регуляция входящих и исходящих запахов способна повысить уровень жизни. Чистый, ничем не замутненный телесный запах способен улучшить настроение, создать подходящую атмосферу для конструктивного общения, о чем уже давно знают все торговцы недвижимостью: между запахами и эмоциями существует взаимосвязь, поэтому, чтобы успешно продать дом, надо, чтобы перед приходом клиента на кухне пахло кофе и свежим хлебом – эдакая патриархально-домашняя ароматерапия. К тому же, злоупотребляя дезодорантами, убивающими наш собственный запах, мы постепенно теряем свою собственную ароматическую идентичность, а это, согласитесь, уже совсем нехорошо.
Ну и, разумеется, Джеймс никак не смог пройти мимо явления под названием «молекулярная гастрономия», ставшего в последнее время последним прибежищем гурманов. Представьте себе, что можно сотворить с помощью «костюма», вход которого подключен к плите со специальными запахоуловителями над конфорками? Обладая некоторыми навыками в приготовлении пищи, можно запросто состряпать кулинарный шедевр.
Есть еще и в-пятых, и в-шестых, и далее по порядку номеров. Кто, в самом деле, может знать, какие еще перспективы откроет реализация проекта Огера для благодарного, но недовольного и странного потребителя?

Джеймс Огер: Я провожу два дня в неделю, занимаясь исследованиями на кафедре интерактивного дизайна в RCA и еще один день читаю для студентов первого и второго курсов. В чем заключается моя роль? Видите ли, представления о будущем требуют деликатности и воображения. Конечно, научная фантастика предлагает нам некоторые подсказки, но она склонна делать сенсацию из простой технологической возможности, и тем самым понижает силу своего воздействия. Нужно работать как можно ближе к границам реальности, удалять вымышленные элементы, чтобы аудитория не задавалась вопросом, возможно нечто или нет. Когда проект достигает этого уровня, воображение начинает работать с полной отдачей: как этот продукт изменит нашу жизнь? Смогу ли я жить в мире, в котором они будут иметь место?

Уже сейчас понятно, что жить в мире, в котором найдется место для повседневного пользования «костюмом запахов», кошкам с фонариками на хвосте и прочим фантазиям Джеймса Огера (и Джимми Луизе, если кто запамятовал), специально не подготовленному человеку будет нелегко. Но, наверное, довольно-таки весело. Кстати, отсутствие позитива в жизни – это тоже распространенная причина постиндустриальных неврозов. Когда фраза «Позвольте вас обнюхать» окончательно вытеснит из лексикона повседневное «Как дела?», мы поймем, что избавились, по меньшей мере, от еще одного.

Журнал "Sync", май 2008.


Рецензии