Зеленеет Парус Одинокий

Лет сто назад среднестатистического обывателя волновало, есть ли жизнь после смерти. Сегодня его волнует, будет ли жизнь после нефти. Поэтому в то время, как невосполнимые источники энергии миллионами тонн вылетают в трубу в прямом смысле этого слова, отдельные энтузиасты уже потихоньку начинают строить прототипы машин, работающих на ветру.

Нельзя сказать, впрочем, что ветродвигатель и ветромобиль – это последнее слово альтернативной энергетики, тем более сегодняшнего дня. До изобретения паровой машины и дизеля под парусами ходили моряки всех времён и народов, да и ветряная мельница и её позднейший отпрыск, ветроэлектростанция, были придуманы не пять минут назад.
В сущности, отказаться от нефти и плутония в пользу ветряков прогрессивному человечеству мешают всего две проблемы. Зато, как водится, глобального порядка. Во-первых, несмотря на одолевшие землян в последнее время ураганы и прочие цунами, ветер – штука довольно капризная и эфемерная. Есть места, где он или не дует вообще, или дует крайне нерегулярно. Во-вторых, эффективность ветродвигателя до последнего времени сильно зависела от парусной площади. Но если паруса легко перемещали по морю парусники водоизмещением до пяти тысяч тонн, то, скажем, сдвинуть с места с помощью ветра хотя бы обычные «Жигули» где-нибудь в средней полосе России представляется совершенно безнадежной и даже в чём-то бредовой задачей.

СВИСТАТЬ ВСЕХ НАВЕРХ

Изобретение сверхлёгких композитных материалов, перекочевавших в авиастроение и «Формулу-1», несколько упростило жизнь рационализаторам. Карбоновый корпус не просто гораздо легче сварного, он ещё и гораздо прочнее – он способен выдержать более чем тысячекилограммовую ударную нагрузку на основание и любую из сторон, а это важно, когда имеешь дело с ветром и парусами.
Незакрытым остался вопрос о предполагаемых скоростях передвижения на гипотетическом ветромобиле. С точки зрения здравого смысла она виделась совершенно невысокой – то есть настолько, что почти сводила на нет любые преимущества экологической чистоты. Нельзя же, в конце концов, двигаться быстрее, чем дует ветер?
Оказывается, можно. Допустим, некто едет на велосипеде в безветренную погоду. Несмотря на то, что ветра нет, велосипедиста всё равно обдувает поток воздуха, создаваемый его движением, тем более сильный, чем выше скорость. Это «искусственный» ветер.
Теперь представим, что на велосипедиста, продолжающего движение, внезапно подул ветер справа – «истинный» ветер, зависящий от погодных условий. Результирующий ветер, силу действия которого испытает в этом случае человек, будет называться «видимым», и его можно представить как сумму векторов «искусственного» и «истинного» ветров. Понятно, что в нашем примере велосипед парусом не оборудован, и ездок испытает только дополнительное неудобство.
Совсем другое дело, если на месте педального коня окажется лёгкая машина с карбоновым корпусом и парусным движителем. Используя веками отработанные навыки хождения под парусами даже при встречном ветре, она сможет двигаться в три и даже пять раз быстрее, чем любой ветер на Земле.

Досье. Ричард Дженкинс, 30 лет. Английский инженер, сочетающий в себе любовь к гоночным машинам и экологически чистым источникам энергии. Закончил Imperial Colledge по специальности «инженер-механик». Генератор идей и главная движущая сила проекта Windjet.

НЕ ВЕТРОМ ЕДИНЫМ

Несколько слов о том, что такое, собственно, Windjet. Задуманный Дженкинсом ещё во время его учёбы в колледже и доведённый до ума через пару лет транспортный девайс напоминал собой футуристический спортивный болид, каковым в сущности он и являлся. В кокпите было предусмотрено место для одного пилота, стреловидный дизайн корпуса разрабатывался с целью максимального уменьшения веса и улучшения аэродинамических свойств. Двигателя не было – вместо него над конструкцией гордо реял трёхметровый парус.
Дополнительно сообщаем всем, кто уже задумался, может ли вообще такая штуковина передвигаться самостоятельно. В первый же период своего существования Windjet вплотную приблизился к уже существующим рекордам скорости для аппаратов с ветродвигателями – на земле, на льду и на воде. Ветромобиль на суше способен разогнаться до ста восьмидесяти четырёх километров в час, как убедительно доказал американец Боб Шумахер, гоняя на своём аппарате «Iron Duck» по соляному озеру в Неваде.
Но тут в дело вмешались силы, преодолеть которые изобретателю в одиночку так и не удалось. Поскольку для установления рекордов нужна не только мегамашина с парусом, но и соответствующая площадка, на которую девайс надо каким-то образом доставлять, соответствующая погода, которую нужно терпеливо ждать и которая бывает иногда несколько дней в году, и много чего ещё. К счастью, в биографии Дженкинса появилась компания Ecotricity, разработки которой технически и идеологически во многом совпадали с идеями Ричарда…

Досье. Ecotricity («Эко-электричество») – британская компания, созданная Дэйлом Винсом в 1996 году, разрабатывающая технические возможности замены традиционных источников электричества «зелёными», в первую очередь, ветроэлектростанциями. Только в две тысячи седьмом инвестиции компании в разработку возобновляемых источников энергии составили двадцать пять миллионов долларов. Сегодня профиль Ecotricity – проектирование и установка собственных ВЭС и торговля экологически чистыми киловатт-часами, поставляемыми более чем тридцати пяти тысячам клиентов.

ПОЛЁТ ЗЕЛЁНОЙ ПТИЦЫ

Интерес Ecotricity к детищу Ричарда Дженкинса принёс ему не только поддержку ветроэнергетиков, но и спонсорскую помощь компаний, производящих технические составляющие проекта, таких, как радиоэлектронщики Kenwood или DGPS4U, предоставившие собственные системы позиционирования и счисления скорости. Изменилось и название проекта. Windjet переименовали в Greenbird – в честь знаменитого гоночного автомобиля прошлого «Bluebird», пилотировавшегося Дональдом Кэмпбеллом. «Синяя птица» устанавливала мировые рекорды скорости в романтические времена дешёвых углеводородов.
Итак, оптимальное сочетание человеческих и финансовых факторов было достигнуто. Осталось только уговорить природу. С этой мыслью коллеги отправились штурмовать наземный рекорд скорости на австралийское соляное озеро Лефрой в августе.
Ричард как-то высказался в одном из своих блогов: «Побить рекорд сродни хореографическому искусству, сводящему воедино технику, погодные условия, место проведения заезда. Ну и, конечно, тебя должны окружать хорошие люди». Из всего перечисленного подкачала только погода. Озеро, в августе и сентябре обычно сухое, как школьный гербарий, попало под проливные дожди, в это время года указанной местности совершенно не свойственные. Месячная норма осадков пролилась на озеро меньше чем за двенадцать часов. После чего площадка стала пригодна скорее для заплывов, чем для заездов. Что, разумеется, не устроило никого из команды Greenbird.
Оставалась надежда, что ветер изменит направление и поможет осушить хотя бы часть поверхности соляного ложа. В отличие от не вовремя выпавших осадков, ветер дул исправно и в соответствии с прогнозом, то есть в направлении, строго противоположном желаемому. «Зелёная птица» так и не вылетела из стартовых блоков.

УНЕСЁННЫЕ ВЕТРОМ

Дэйл Винс: «Ирония заключается в том, что Greenbird создана для того, чтобы показать, что должно придти на смену невозобновляемым источникам топлива. В свою очередь, именно безудержное использование невозобновляемых источников топлива привело к климатическим капризам, сорвавшим нашу попытку в этом году».
Ричард Дженкинс: «Поиски правильной погоды – это, в конце концов, часть нашего приключения. Чем труднее установить рекорд, тем большую цену он будет иметь, когда он всё-таки будет нами установлен, а он будет установлен».
Сегодня Greenbird Crew полным ходом готовится к следующей попытке. Аппарат выйдет на лёд озера Каньон Ферри Резервуар в американской Монтане зимой две тысячи девятого. Наивысшая скорость ледяной яхты под парусом, зафиксированная с помощью GPS, на сегодняшний день составляет 136 километров в час, так что Ричарда с Дэйлом снова ждёт непростое испытание, далёкое от увеселительной прогулки. Но должен же кто-нибудь, в конце концов, убедить окружающих в том, что для того, чтобы прокатиться с ветерком, нам скоро не понадобится ничего, кроме ветра?

«Пройдёт ещё двадцать лет, и ветроэнергетика станет основным источником энергии, а ветромобили перестанут быть чем-то из области мечты и фантастики. Вместе с Ecotricity мы не просто делаем всё, чтобы воплотить наши мечты в реальность. В следующем году мы запускаем вторую, главную стадию нашего проекта – супер-ветромобиль для повседневного использования. Мы хотим изменить мир, создать альтернативу, транспорт, который займёт место машин с бензиновыми двигателями в век экономии нефти. И мы надеемся, что этой альтернативой станут именно наши разработки».

www.greenbird.co.uk

Специально для журнала "Sync", 2008.


Рецензии