Патрик Фредриксон, Ян Сталлард. ПФЯС

АНГЛО-ШВЕДСКИЙ СЕМЕЙНЫЙ КРЕАТИВ

Кажется или нет, но большинство людей, ударяющиеся в дизайнерские изыски, похоже, руководствуются при этом всего несколькими нехитрыми правилами. Первое – чтобы человека, смотрящего на обже д’ар, аккуратно, но сильно переклинило. Второе – чтобы предметом дезигна было максимально неудобно пользоваться по назначению.

Скажем, соковыжималка будет лучше всего выжимать сок из квадратных апельсинов, а подушки для стульев из «Икеа» будут вменяемо монтироваться только на стулья из «Икеа». И третье, секретное правило, без соблюдения которого предмет недостоин носить гордое имя дизайнерского объекта…
Впрочем, о нем чуть позже. Пока достаточно и первых двух, тем более, что простота их – тоже кажущаяся. Несмотря на ясность целей и определенность задач, пройти по этому пути до конца и огрести свои пятнадцать минут славы удалось немногим. Патрик Фредриксон и Ян Сталлард делятся с окружающими своим пониманием сущности вещей с тех пор, как узнали о существовании друг друга в Центральном колледже искусства и дизайна Сен-Мартин – один изучал керамику, другой постигал индустриальный дизайн. Озвученная выше программа реализуется у них куда как внятно. Проживающие совместно на территории собственной студии в лондонском районе Хокни молодые арт-исты за последние несколько оборотов Земли вокруг Солнца успели заставить множество людей вертеть языками вокруг своих креативных фантазий. Которые, в свою очередь, просто-таки зримо фонтанируют из дуэта тугими прозрачными струйками.
Как и положено заправским концептуалистам, Фредриксон/Сталлард не умеют творить просто так: прежде чем удариться в рукоприкладство, им необходим всеобъемлющий нарратив. Как говорил Мишель Фуко, «подобно «настоящему невротику», я ищу уберечь результаты еще несуществующей работы от суровости возражений». Достоверно неизвестно, что именно ищут Ф/С, но свои намерения они проговаривают так, чтобы, не дай Бог, невзначай не проговориться. Речь идет о противодействии навязанной двадцатым веком массовой культуре и массовому производству ее предметов. Богатые скрытыми возможностями современные материалы превращаются в руках дизайнеров в нечто, как они сами говорят, «гибкое, текучее, чувственное, фантастическое и темное».
Свечи, которые отлиты из воска вместе с подсвечником и сгорают вместе с ним – это определенно «текучее и темное», несмотря на приданный статус источника света. Вообще, многим объектам за авторством Ф/С хорошо подходит модное прилагательное «готичный». Стол из медленно тающего льда. Щетка в форме креста – то ли «чистота сродни святости», то ли талантливая провокация, заявка на статус иконы современного дизайна: неподалеку со своим крестом из таблеток и пилюлек нервно закуривает Дэмиен Херст. Коврик для ванной «Любовники», по размеру примерно соответствующий площади, покрываемой кровью из двух человеческих тел. Вазы в форме «мертвого нечто» или небольшого фарфорово-серебряного газгольдера – эдакий гламурный индастриал.
Вся эта благодать с 2004 года пользуется всемерной поддержкой сан-францисской галереи Citizen, объединяющей дизайнеров, которые креативно совмещают в своих работах концепции искусства и дисциплину дизайна. Фредриксон/Сталлард у Citizen далеко не единственные, – в галерее можно познакомиться с объектами не менее талантливых Тобиаса Вонга или Джиммиджейн, автором единственного в своем роде гламурного вибратора, – но Ф/C определенно доминируют в каталожном пространстве. Почему, понятно: творения сладкой парочки притягательны почти как музейные экспонаты, будучи одновременно утилитарными до степени, необходимой для того, чтобы не отпугнуть возможного покупателя. Награду «Fellowship to the Arts Foundation for Furniture Design» в 2006-м Ф/С вручали такие львы и титаны, как Маркус Фэйрс – основатель журнала Icon, или Ральф Болл – профессор дизайна из родного авторам колледжа Сен-Мартин.
Ах да, мы совсем забыли про третье и главное правило. Состоит оно в том, что ничего ни в коем случае нельзя придумывать самостоятельно – все уже давно придумали до нас. Да здравствуют развитые навыки презентации привычных объектов непривычными средствами. Разумеется, со всеми последствиями, вытекающими из Правила №2.

Специально для журнала "Хулиган", 2008.


Рецензии