Огонек свечи превращался в сосульку

Статья в газете "Речник" Нижегородского Института Инженеров Водного Транспорта.
11.03.1992г.

«… О, сколько нам
           открытий чудных
готовит просвещенья дух,
и опыт, сын ошибок трудных,
и гений, парадоксов друг,
и случай, бог-изобретатель!»

А.С.Пушкин

Внимание, новая рубрика.
        Творческое мышление, творческое воображение, умение увидеть привычное в новом свете… Согласитесь, без этих черт немыслим никакой технический прогресс. О творчестве студентов, преподавателей, сотрудников водного института «Речник» писал много.
        Цель нашей новой рубрики- не только рассказывать об изобретателях, но и помочь нашему читателю стать изобретателем, разбудить в себе творца.
        Какова природа творчества? Как рождается в голове изобретателя открытие?
    В трудную послевоенную пору в 1946 году советский изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер, которому тогда исполнилось всего лишь двадцать лет, задавшись этими вопросами, заложил основы новой науки - науки о творчестве. Изучив около ста тысяч изобретений и открытий, он выявил ряд закономерностей в развитии науки и техники и разработал свою теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Сейчас этой наукой занимаются тысячи учеников Альтшуллера во многих странах мира. Люди поняли: для того, чтобы создать новое, надо знать, как это делается. А главное, создание этого нового - не удел избранных, творить и создавать новое может научиться каждый!
   Недавно у нас в стране была создана Международная Ассоциация ТРИЗ. Ее членом является и инициатор нашей новой рубрики - старший научный сотрудник отдела научно-технического творчества молодежи,Людмила Александровна Ларичева.
Кстати, в нынешнем учебном году у нас был опыт проведения занятий по теории решения изобретательских задач. С началами ТРИЗ, с основанной на ее идеологии программой для ЭВМ «Изобретающая машина», помогающей изобретателю придумать новое техническое решение, познакомились дипломники трех факультетов- механического, электромеханического, кораблестроительного, а также студенты четвертого курса корфака. Некоторым даже удалось с помощью программы «Изобретающая машина» (ИМ) найти в своих дипломах решения на уровне изобретения.
В будущем учебном году намечено ввести курс ТРИЗ в объеме 90 часов для студентов третьего и четвертого курсов на тех же факультетах, предоставив им возможность поиска решений по курсовым проектам с помощью программы «ИМ».
     Чтобы помочь педагогическому коллективу института сделать  творческую атмосферу естественным условием нашей жизни, учебы и работы, мы решили открыть на страницах нашей газеты ТРИЗ-КЛУБ.
     Что же это такое?
    Один или два раза в месяц на второй странице «Речника» в ходе заседаний клуба будут даваться задания на развитие творческого мышления и фантазии, задачи из самых разных областей знаний. Идеи и оригинальные решения, представленные в редакцию студентами и сотрудниками института, независимо от их возраста и специальности, будут рассмотрены компетентным жюри. За лучшие решения будут присуждаться призы.
      Итак, мы ждем вас в ТРИЗ-КЛУБЕ, изобретатели!

А сегодня предлагаем вашему вниманию репортаж о первом заседании клуба…

(Репортаж с организационного собрания ТРИЗ-клуба ведет наш спецкор Л. Л.)

- Уважаемые коллеги, дамы и господа, ледиз энд джентльменз, тризовцы и прочие, прочие..! Сегодня торжественный день для всех нас и вас! Сегодня мы открываем наш Клуб для исключительно привилегированной части общества, относящей себя к гомо-сапиенсам, а именно, для творчески мыслящих и тех, кто хотел бы таковыми стать! Силь ву пле, мадам и месье! Всех приглашаем на презентацию ТРИЗ-Клуба! - так незамысловато выражался в своей вступительной речи самоназванный Президент нового Клуба, неформальный лидер тризовского движения г.Н.Новгорода, г-н А, Б.-Х.
-….Итак, - продолжил Президент , когда все, наконец, насытились презентационным обедом (20 деревянных* с персоны),- теперь можно поговорить о творчестве.
           Далее он развил свою мысль о творчестве, пересыпая ее цитатами из Рибо, Альтшуллера и Выготского. Привожу здесь то, что записалось на магнитофон, пока не оборвалась пленка.

- Как всем вам должно быть известно, существует два вида умственной деятельности- воспроизводящая, или репродуктивная, как удачно выразился Рибо, и комбинирующая, или творческая. Их связь и взаимозависимость очень хорошо раскрывает в одной своей книжице Лев Семенович Выготский. Он прямо говорит, что «самый важный закон, которому подчиняется творческая деятельность,- это то, что она находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии».
- Из чего это видно?- спросил академик Н.
- Вы, конечно, не читали эту работу! Я не хотел бы показаться нетактичным, но все же рискну посоветовать Вам прочесть небольшую, но весьма занимательную книжку Льва Семеновича «Воображение и творчество в детском возрасте».
- Я уже вырос из детского возраста,- парировал Академик.
- Оно и заметно,- пошутил в ответ Президент.
После небольшой пикировки оппонентов порядок и спокойствие вновь воцарились в гостиной ТРИЗ-Клуба.

- Вернемся к нашим баранам, то бишь, к творческой деятельности.
         Какую деятельность можно назвать творческой? - Правильно, коллега, деятельность, связанную с созданием нового, но… не из ничего, ведь так?
Наш мозг хранит наш прежний опыт и при необходимости воспроизводит его. Однако, если бы деятельность мозга ограничилась только сохранением прежнего опыта, то человек не смог бы приспособиться к новым, неожиданным изменениям в среде обитания…
  …Дальше, увы, обрыв пленки (Прошу обратить внимание на то, что техническое оснащение редакции газеты оставляет желать лучшего). А после склейки - снова слышен голос Президента:
- В городке Пистоя в Италии, где  родился автор «Приключений Пиноккио»,Карло Коллоди, проводится ежегодный конкурс лгунов. В 1989 году жюри конкурса присудило первую премию за такую выдумку: «Этой зимой были такие морозы, что огонек свечи замерзал и превращался в сосульку…». Ничего идейка, а? Как вы считаете? - Ах, у вас нет определенного мнения об этой идее! Ну что же, тогда предлагаю всем присутствующим попробовать придумать более оригинальную, новую фантастическую идею, считающуюся сегодня невозможной, для обсуждения ее на следующем заседании ТРИЗ-Клуба.
     Пусть это будет первым конкурсным заданием для новичков, а насчет жюри мы подумаем.

     - Кому сейчас нужны фантастические идеи, в наше-то время, когда только и успевай увертываться от напастей со всех сторон? -  заявил молодой человек с усами из первого ряда кресел.
- Именно сейчас такие идеи нужны больше, чем когда бы то ни было, я убежден в этом! – с большим подъемом (с кресла) воскликнул Президент.
- Да-да, именно сейчас, потому что ни что не может в наше время спасти нас, нашу экономику, производство, культуру, кроме одного: вовремя увиденных, правильно оцененных и наилучшим образом реализованных фантастических идей, которые пока представляются нам сумасшедшими, безумными, невозможными!
- Вас так и тянет на сказочки для детей!- съязвил Академик.
- Уважаемый оппонент, хочу заметить, что «сказочки», как Вы изволили выразиться, нужны взрослым не меньше, если не больше, чем детям. Не хочу вступать в длительную полемику, лучше я немного расскажу нашим новичкам, что же такое ТРИЗ, а то я вижу: они совершенно не могут понять, куда попали,- достойно выкрутился Президент.
- В таком случае, я тоже с удовольствием послушаю Ваши объяснения, ибо я тоже здесь новичок, и совершенно не понимаю, куда попал,- усмехнулся в бороду Академик.- Рассказывайте, милейший!
- Так вот. Как я уже упоминал, еще Рибо сделал вывод, что все, созданное человеком, в отличие от созданного природой, является реальным результатом человеческого творчества, основанного на воображении.
      Свои выводы из этого классического психологического положения сделал в 1946 году 20-летний советский изобретатель,Генрих Саулович Альтшуллер. Он понял, что, опираясь на вывод Рибо, можно изучить механизмы творческого мышления человека, не залезая к нему в голову, а собирая и изучая реальные результаты его творчества. Тогда можно выявить общие закономерности получения новых комбинаций, новых творческих продуктов.
      Однако,  для этой работы необходимо вначале разобрать и классифицировать предмет изучения по отраслям деятельности. Эта длительная, рутинная работа к тому времени, как оказалось, была уже проделана в технике,в области изобретательства.
    Имелся (и имеется) постоянно пополняемый мировой патентный фонд, в котором накоплены миллионы технических решений изобретателей многих поколений.
     Альтшуллер, изучив более миллиона патентов, отобрал из них около 40 тысяч наиболее сильных. Выявил наличие разных уровней технических решений и классифицировал эти уровни. Кроме того, он установил, что изобретатели в своих решениях используют практически одни и те же приемы, которые неизменно приводят их к успеху.
       И еще, все это возможно лишь потому, что техника развивается не как попало, а по определенным законам, также выявленным и сформулированным Альтшуллером после анализа мирового патентного фонда.
           Таким образом, Генрих Саулович начал разрабатывать свою теорию, которую назвал «теория решения изобретательских задач», или сокращенно - ТРИЗ.

           Подведу итог сказанному: ТРИЗ, как вы можете понять из того, что только что услышали, основано на изучении красивых и сильных решений изобретательских задач и выведении из них правил, общих закономерностей решений.

- А как бы узнать эти приемчики, чтобы самим применять научиться?- заинтересовался все тот же молодой человек.

- Сейчас это проще простого! Книги по ТРИЗ изданы во многих странах мира и , в том числе, у нас. Подготовлено значительное количество преподавателей ТРИЗ, ее изучают инженеры, научные работники, студенты, школьники, - и после обучения успешно решают сложные производственные и научные задачи.
        А таблица «приемчиков», как вы  сказали, коллега, разработанная Альтшуллером, приложена почти к каждой его книге.

- Господин Президент! Мне не  терпится все же прямо сейчас услышать хотя бы об одном приеме. Расскажите пожалуйста!- взмолился измученный любопытством сосед усатого, студент корфака Константин В. (Так он назвался в эксклюзивном интервью мне после заседания).

- Что ж, юноша, любопытство - прекрасная болезнь. Пожалуй… вот что!
- Как наши отдаленные предки без всяких приборов могли установить, что земля круглая? Некоторые считали ее плоской, другие - объемной, но все без исключения - круглой. Аристотель, к примеру, сумел установить, что земля круглая, наблюдая край земной тени на луне при затмении, когда земля загораживает луну от солнца.
Опытные спортсмены на тренировках придерживаются графика бега чемпиона, чтобы научиться правильно распределять силы на  дистанции. А если самого чемпиона поблизости нет? Тогда можно впереди спортсмена пустить по дорожке «копию» чемпиона - луч прожектора или солнечный зайчик. Что общего вы можете заметить в этих решениях?

- В обоих случаях были использованы копии, как мне кажется…- не совсем уверенно заметил Константин.

- И не только вам! Вы совершенно правы, молодой человек. Вот вам и один из приемов: использование копий или «принцип копирования».
Он гласит: если почему-то трудно работать с объектом напрямую (изучать, измерять и т п)- используй копию объекта. Копиями могут служить тени, отражения, лучи света, фото- и кино-изображения, дополнительные цвета. Я перечислил лишь некоторые оптические копии, а они  могут быть и другими (например: запаховая, звуковая). А чтобы лучше усвоить этот прием, вот вам пара задач, которые решаются с его помощью.

ЗАДАЧА1. Работая во Флоренции, скульптор Микеланджело нашел изящный способ точного перенесения на мрамор пропорций восковых моделей. Он помещал исходную модель в ванну и , постепенно сливая воду, обнажал вначале выступающие части, а потом остальные. Так, глядя только на выступающую часть модели, скульптор «послойно» обрабатывал мраморную глыбу.
Как более точно можно перенести размеры модели на глыбу камня в наши дни?

ЗАДАЧА2. На железнодорожную станцию пришел состав с лесом. Состав стоит на станции 10 минут. За это время необходимо обмерить весь лес в 40 вагонах для передачи сообщения на следующую станцию о том, сколько кубометров бревен везет состав. Как быть?

Попробуйте свои силы, а на следующем заседании мы вместе разберем ваши решения и найдем лучшие.

- Дерзайте, молодые люди, а….- на этом пленка кончилась.

От себя спешу сообщить, что следующее заседание клуба состоится в том же месте через две недели. Связь Президент разрешил поддерживать через меня, так что все, кто хочет быть членом нашего клуба и принадлежать к самой избранной части общества, приносите ваши решения и фантастические идеи в редакцию «Речника» с пометкой «в ТРИЗ-Клуб».
Жду с нетерпением первых кандидатов на первую премию Клуба.

Л. Л.


Рецензии
Когда-то у меня была идея, которую зарегистрировал, как изобретение. Суть задачи: найти конструктивное решение сверх высотного здания в сейсмоактивной зоне, которое не разрушится до тех пор, пока скала не разорвётся и само здание не провалится под землю. Или другая задача: из какого условия следует определять оптимальное местоположение вертикальных несущих конструкции.

Артур Саканян   23.07.2011 22:16     Заявить о нарушении
Артур, мне интересно, в чем же состояла идея, которую Вы зарегистрировали "как изобретение"? Постановка первой задачи мне вообще не понятна, а во второй, я думаю, вы имели ввиду не одно условие? Верно?

Людмила Ларичева 2   29.07.2011 00:31   Заявить о нарушении
суть изобретения в том, что при достижении горизонтальной сейсмической нагрузки 30% от вертикальной нагрузки, скала разрывается и здание проваливается под землю. Конструктивным решением я создал само восстанавливающуюся систему вплоть до стадии разрушения, причём, статически определимую, где каждый несущий элемент просчитывался поотдельности.
Вторая задача была связана с оптимизационным программированием для расчёта монолитных пространственных/пролётных конструкций. Из условия, что расчётная схема конструкции в стадии эксплуатации и в стадии разрушения совпадают, я находил точки где повороты были нулевые. Для этого помещал конструкцию на упруго-податливые опоры и для любой нагрузки выявлял точки нулевых поворотов

Артур Саканян   11.08.2011 21:11   Заявить о нарушении