Безволие и воля

      Воля, направляющая к объединению с Высшей Волей, приобретает мощь магнита. Среди творческих утверждений нужно отметить каждое проявление воли. Этот мощный магнит может предуказать и утвердить жизнь. Он может притянуть все нужные энергии. Именно Божественная искра может разгореться в пламя при устремлении воли. Слияние Воли Высшей с человеческой дает стихийное соединение. Творчество насыщается этими энергиями. Сотрудничество с космическими энергиями проявляется в соответственном пространственном слиянии. Так устремление насыщенной воли дает новые космические комбинации. На пути к Миру Огненному утвердимся на слиянии воли с высшей, проявленной Энергией. 
Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. III, 237

      Все слабое перегорит. Причина возможного перегорания организма – в собственной слабости. Силы в себе надо найти, чтобы противостать натиску внешних условий. Кто же и что же поможет, если дух не явит противостояния. И шлемом, и панцирем, и щитом может покрыть Иерарх, но даже щит надо держать своею рукой.   Грани Агни Йоги, т. V, 268

      Еще сказано: «Весы кармы человека утверждают измерение воли его». То есть качество кармы показывает высокую или низкую степень его воли. Ведь воля есть главный побудитель и создатель всего сущего. Так человек карается или вознаграждается не Высшими Силами или Божеством, но привлекается в ту или иную среду, или сферу, исключительно по сродству атомов, входящих в вихрь его ауры, с атомами соответствующих сфер. Сказано, что карма не может утяжелить тело гармоническое, потому устремимся к усовершенствованию наших энергий. Усовершенствование приведет к равновесию или к гармонии.

      Карма ткется мыслями. Мысль может ослабить или усилить то или иное кармическое следствие. Очищенное мышление освобождается от плохой кармы, ибо оно не порождает злых причин. Мысль и воля – властители кармы. 
Письма Елены Рерих, 8.6.1936, 17.5.1937

БЕЗВОЛИЕ  И  ВОЛЯ (2)*
(Из Посланий Учителя Света)

      Раздали карты по рукам вам в жизненной игре, но в них сыграет каждый сам, и здесь же, на Земле. В этих словах точно выражена мысль о значении Кармы. Сканды – рамки, в которых выявляется дух. А как он выявляется и какие новые Сканды, возможные для изменения, создает он в жизни текущей, зависит от его свободной воли. Ибо воля свободна всегда, свободна всегда выбирать свой путь вправо или влево. Ничто не может отнять от человека эту свободу выбора. Настоящее создано его волею в прошлом. Все сложности Кармы – продукт его собственной воли. Слабая воля безвольно отдается в объятия тьмы, но даже малая и слабая пичужка беззаветно и самоотверженно защищает своих птенчиков от врагов. Слабоволие не прощается Кармой.
____________
* Безволие и воля. Часть первая - в "Стихи.ру"

       Пчела собирает с цветов сладкий сок, а человек опыт – со своих оболочек, то есть через них. Другого смысла и назначения они не имеют. Лучше всего процесс этот происходит тогда, когда воля безраздельно господствует над всеми. Воля может быть светлой и темной в зависимости от направления. Жизнь любит сильных, ибо слабость воли указует на ничтожество духа, относя его в разряд тепленьких. Выражать волю можно, давая себе ежедневно задачи. Главное – подчинить оболочки и заставить их служить духу. Воля – это огонь духа, вызванный к жизни и примененный в действии.

Быть  центрами  –  Миров д алёких,
быть  средоточием  –  добра,
в  Системе  солнечной  –  работа!
И  значима  –  задача  та!

И  восходить,  и  возвышаться!
И  каждый  –  мир  в  мире  Миров,
и  светозарность  –  облаченьем,
и  Красоты  лишь  –  вам  покров.

      Конечно, степень устремления и открытость к Нам сердца дает право на получение Знания, но это не освобождает от необходимости сурового контроля над своим поведением. Слабость не извинительна ни в каких формах, ибо за слабостью стоит тень ничтожества. Учитель лишь сильных зовет, а слабых не приближает. Тонка граница между поступками, совершаемыми по слабости и с соизволения воли. Но различать все же надо уметь. Не по ничтожеству и слабости духа был допущен разбойник. Есть два вида поступков, вернее, проступков человеческих: одни совершаются по воле человека, другие против нее или помимо. Вторые осуждены безусловно, ибо разрушают волю – огненное сокровище человека, в то время как проступки, допускаемые с соизволения воли, могут в любой момент быть пресечены этой же волей, ибо тогда человек не является безвольным рабом того, что он совершает. Это различие между волевыми и безвольными действиями следует точно усвоить, чтобы не допускать ни одного действия совершаться против или вопреки воле. Безвольный человек – это ничто. Опускать бразды правления воли в своем микрокосме – это значит отдать себя во власть случайностям жизни и всевозможным влияниям и воздействиям, идущим отовсюду, а главное, из низших слоев Тонкого Мира. Воля должна охранять микрокосм человека, как страж верный. Воля на недреманном дозоре должна пребывать и никогда, ни при каких обстоятельствах не выпускать руля из своих рук при плавании по бурному житейскому морю.

       Решение правильное: печать собственной воли накладывается на все свои действия. Нет действий безвольных. Лунное наследие уявляется в безволии действий. Лунное наследие проявляется в медиумизме, когда воля своя отдается во власть неизвестных влияний. Медиумизм – высшая степень разрушительного безволия. Делайте все, что считаете нужным, но по воле своей. Сильную волю можно всегда обратить на добро, но на что обратить можно жалкое безволие: не годится оно никуда и ни на что. Тепленькие, то есть безвольные, будут извергнуты из жизни за непригодностью. Как Сказано: Извергну тебя из уст Моих, ибо не был ты ни холоден, ни горяч, а только тепел.

      Итак, сперва устанавливается такое положение, когда все действия, и хорошие и плохие, совершаются только с соизволения воли и подчиняются ей. Затем, когда все подчинено воле и она распоряжается каждым действием, все, что считается плохим и не соответствующим ступени, достигнутой духом, с помощью той же воли искореняется по мере расширения сознания и несоответствия тех или иных явлений с требованием новой ступени. Надо понять, что воля – это огненное достояние человека, приобретенное им в процессе длительной эволюции духа, и что огненное сокровище следует растить сознательно и планомерно. Волей Создателей творятся миры, и какова же мощь этой огненной воли, если целые системы миров приводятся в движение ею. Эволюция воли в процессе своего развития не имеет предела. Мощь воли может расти беспредельно. Воля – это огненный атрибут человека. Люди, лишенные воли, не люди, но жалкие ничтожества, способные стать жертвой темных воздействий, со всеми вытекающими отсюда следствиями. Одержание есть тоже следствие безволия. Потому Говорю, волю свою укрепляйте и не совершайте ни одного поступка ей вопреки, но делайте все лишь только тогда, когда это разрешается волей.

      Как же можно не выдержать чего-то, если силы духа неисчерпаемы. Слабость плоти совсем не означает слабости духа. Слабости тела не будем бояться, но устрашимся каждой слабости духа, ибо если дух ослабел, то чем же и как же ему можно помочь? Но ведь сила или слабость тела опирается на его здоровье, то есть зависит от него, но сила духа – ни от чего внешнего и может проявляться ему вопреки. В этом и будет победа духа над плотным миром, или миром плоти, чтобы дух силу свою, несокрушимость свою и непобедимость землею смог утверждать независимо от плотных условий. Как бы ни были реальны они и какими бы неодолимыми они ни казались, все они волнам бегущим подобны, чтобы лишь пройти и замениться другими, тоже бегущими мимо. Дух же пребывает вовеки, каково бы ни было то, что в данный момент проносится мимо, чтобы вновь замениться другим.

Три плана явлены – чтоб принципы понять,
от сфер Земли – во тонкость устремлений,
и  Сферы  Высшие  –  как  цель,
где  духу  –  цельность  проявлений.

Из  всех  космических  энергий  –
сложен  наш  дух,  их  все  пройти,
чистилищем  даются  сферы  –
что  на  Земле,  и  у  Земли…

В  земном  –  тень  застилает  очи,
и  за  плечами  всё  стоит  –
в  борьбе  –  возможно постиженье,
и  путь  –  в  Высокое  стремить.

И  тень  –  нам  силу  выявляет,
и  мощь  растёт  –  в  бореньях  днесь,
и  опыт  жизни  –  прибывает,
и в тень ли, в Свет – здесь выбор есть.

      Жизнь – это борьба. В высшем аспекте – это борьба за Свет. Воля в этой борьбе является постоянно действующей силой. Когда воля Индивидуальности сливается с Волей Учителя и становится с нею единой, то приобретают Они особую мощь. Воля Учителя, слитая с Космической Волей, – получается цепь, или провод передачи силы по линии Иерархии. «Не Я, но Отец, пребывающий во Мне, Он творит», – так выражена формула взаимодействия воли индивидуальной с Волей Ведущего Иерарха. Конечно, такая объединенная сила направляется и на дела, достойные ее применения. Действие внесения Света во тьму достойно всегда своего назначения. Потому действовать объединенною волей можно, когда вносится Свет. Но Свет можно вносить и нести, когда собственный светильник горит и когда пламя горящее достаточно устойчиво, во всяком случае, настолько, чтобы его не могли задуть вихри плотных слоев. При всяком действии объединенной воли надо, чтобы свой светильник горел с нужною силой, и только тогда действие воли будет эффективным. Надо быть сильным всегда, бессилие и безволие – наличие этих убийственных явлений в себе совершенно недопустимо, ибо разрушительно действует на сознание. Как же можно допускать этих гасителей, когда идете вместе с Владыкой? Сознание объединенной мощи сопутствует пусть каждому действию Света. Так победим все, что препятствует продвижению.

      Одинаковость состояний сознаний при всех условиях текущего часа надо установить. Недопустимо, чтобы дух стал жертвою своей оболочки. Раб боится своего хозяина, а оболочки – рабы, дух над ними хозяин. Они созданы, чтобы повиноваться беспрекословно и с радостью. Именно радость осознавать, как свободно воля может ими распоряжаться. Особенно эта свобода уявлена в так называемых произвольных движениях тела, но и все непроизвольные процессы могут быть подчинены воле или, во всяком случае, в той или иной степени находиться под ее воздействием. Конечно, нужна долгая тренировка, чтобы подчинить воле и эту область. Будем лишь помнить, что воля, этот огненный дар неба, может расти и развиваться беспредельно и что безвольное существо – это поругание достоинства человека, это хула на человеческий дух, тем и позорны все слабости человеческие и пороки, что порабощают они волю и делают человека ничтожеством. Конечно, может быть сильная злая воля, растущая на явлениях тьмы, но это уже область сослужения с тьмою и прямой путь в бездну. В мире двуполюсности все имеет противоположения, и воля свободна избрать любые из них.

      Видим, как терзаемы вы темными тварями и пособниками их, вольными и невольными. Но через это надо пройти, не замедляя шага и не теряя равновесия. Это одно из самых неприятных, но неизбежных испытаний. Карма ставит в условия неизбежности, ставит на определенный Учителем срок, когда темным дается известная свобода действий для того, чтобы утвердить в испытуемом совершенно определенные качества. Через это испытание прошли мы, через него проходят все, кто хочет стать ближе к Владыке. Если не научимся противостоять полчищам адовым, то как сможем Владыке помочь в делах Света? Ему нужны воины опытные, сильные, закаленные в битвах. Безвольные слюнтяи, ничтожества, легко поддающиеся темным воздействиям, не нужны. Противодействия и воздействия могут быть самого разнообразного свойства, но все они, как бы ни были трудны, должны быть встречаемы в равновесии духа. Победа будет заключаться в удержании этого равновесия. Оно сторицей окупит временно причиненный ущерб и вознаградит за все переживания, ибо приятности мало, когда бесы досаждают и вредят упорно, настойчиво и злоухищренно. Всеми измышлениями бьют в одну точку, чтобы разрушить равновесие. Поддаться нельзя, но можно суровость хранить, суровость спокойствия, невозмутимого тьмою.

      Хотящий Света имеет его. Действует магнит устремления. Но если Свет сменяется мраком – действовать начал магнит темных желаний. Редко кто сознательно обращается во тьму. Но чтобы перемагнитить устремление, темные, которые постоянно на страже, подбрасывают и создают такие условия, когда сознание отвлекается от главного и рассеивает свои энергии на дела обыденные, в них погружаясь. Недовольство, мелкие трудности, мелкая занятость или неизбежные испытания, успешно не преодоленные, неизжитые желания прошлых свершений обволакивают дух суетою обычного и устремления Света и устремления к Свету заменяют устремлениями обычно житейскими. Но тьма наготове подбросить камушки, на которых так легко поскользнуться, и, если ослаблен дозор, незаметно и постепенно вползает тьма, набрасывая покрывало неведения на действительность незримо духовного мира. Человек видит то, что он хочет. Нежелание Света исключает его. Но Свет всегда есть. Бесы особенно досаждают в моменты испытания и, когда поникают огни, яро устремляются на колеблющееся сознание. Но без испытаний нельзя, так как опыт укрепляет сознание и делает его сильным. Только опыт покажет, как темно без Владыки. Только силою восхищается Свет и борьбой утверждается. Слабость не нужна. Середины нет – или победить, или погибнуть.

      Начинающему скажи: «Представляешь ли всю трудность Пути в Беспредельность?» Конца нет. Каждая мысль и каждое действие на этом пути являют собою цепь, протянутую в будущее, не имеющее завершения. Цепь действий создает поток индивидуальной жизни, сливающийся с потоком Жизни Космической как его неотрывная часть. Казалось бы, мала мысль, мелькнувшая в сознании и тут же забытая, но мысль не умирает, и когда-то и где-то на этом бесконечном пути в будущее она принесет плод. Казалось бы, действие малое, тоже вскоре забытое, но кармическое следствие его не завершается этим, но тоже идет в Беспредельность, по цепи непрерываемой причинности. Именно надо сознанием объять неотъемлемость будущего и тесной связи его с настоящим, в котором творится оно.

      Дух имеет свое бытие вне времени, но существует и проявляется во времени, во временных и конечных оболочках своих. Проявляясь во времени и зная свою нерушимость, может он забрасывать в будущее самые дальние якоря действий и мыслей и сознательно созидать это будущее на бесконечной ленте своих индивидуальных проявлений. Расставляются как бы вехи далекого пути, перешагивающего грани многих воплощений. Так и рассматривать можно каждое мгновение жизни земной как закладывание следствий для далекого и близкого будущего. Ничто не пропадает бесследно, но все приносит свои следствия в точном соответствии с порождающей причиной. В мире причинности, в котором живет человек, одно обуславливает другое и одно вытекает из другого всегда. И можно обратить особое внимание на сознательную трансмутацию творимых причин.

      Цепь причинности уничтожить нельзя, но заменить звенья более ценным металлом возможно. Эту замену назовем трансмутацией элементов, входящих в состав вещества цепи. В мире причинностей все имеет свою антитезу, или противоположный полюс проявления, и замена звена цепи производится по линии или направлению родственных противоположностей трансмутирующего явления или свойства. Так, ярое устремление к деятельности разрушительной может быть заменено деятельностью созидательной, то есть переменой полярности. И сила сильного духа может быть обращена на Благо. Но ничтожество и слабость не дадут ничего, кроме Космического сора.

      Когда сложность умственных построений затемняет чистый горизонт мысли, их можно все отстранить, вызвав Лик Мой в сознании. Решение всего – у Меня, и никакое умствование не может заслонить Моего Света. Многие заплутались в лабиринте рассудочных построений, забывая о том, что мысль, идущая от сердца, сильнее мысли рассудка. Думают все, но как же различны мысли людские. И далеко не всякая мысль заслуживает того, чтобы с нею общаться. Некоторые подвижники поступали совершенно правильно, повторяя молитву Иисусову несчетное количество раз. От светлых, ясносияющих мыслей не надо обороняться, но от стаи когтей, носящихся в пространстве, необходимо оборониться. Когда равнодействующая энергий микрокосма человеческого устремляет сознание вверх, можно не слишком беспокоиться о подлежащих изживанию накоплениях, ибо дух не побеждается ими.

      Во всех условиях и при всех обстоятельствах можно двигаться вперед, если мысль преклонить ко Владыке. Такая мысль двигает мощно. Надо лишь хоть до какой-то степени найти в себе силы отрешиться от себя. И в этом случае удержание равновесия помогает. Без него все энергии человека так трудно подчиняются воле. Будем считать, что сохранение равновесия будет первым условием утверждения самовластия над собой. Да! Да! Только этот вид самовластия разрешается человеку. Властвовать над собой безраздельно, над своими эмоциями, настроениями и страстями – значит стать победителем. Почему позволять, чтобы какие-то мысли, или настроения, или что бы то ни было влияли на сознание, когда на все то может влиять воля, отдающая непреложный приказ.

      Большинство людей управляются чем угодно, но только не собственной волей. Безволие есть ничтожество, ничтожество духа. Можно мучиться, можно страдать, можно получать самые жестокие удары от судьбы и людей, но допускать эти явления и принимать их в безволии и ничтожестве невозможно, если хотя бы в какой-то мере усвоена идея нерушимости и вечности духа. Нельзя сокрушить того, что по сущности своей не может быть затронуто ничем, что ниже огненной природы ядра духа. Ядро нерушимо. Все, происходящее вокруг него, – только волны несущегося мимо потока жизни. Дух возвышается над ними, как утес над бушующим морем. Море бушует, а утес духа стоит. Надо всю волю призвать, чтобы заставить себя осознать огненную целостность и нерушимость ядра духа.

Свобода  воли  –  нужна  духу,
и  в  кандалах  она  –  раба,
и  дух  влачится  –  ниже,  ниже,
и  –  по  безволию  судьба.

Что  с  дозволенья  идёт  воли –
огонь взжигает, в путь стремит,
и здесь  –  мотив какой в гореньи,
что  за  поступком  предлежит.

      Сила остается силой всегда, хотя полезность ее зависит от угла приложения. Но ничтожество и слабость, как их ни прилагай, полезной работы не дадут и дать ее не могут. Поэтому слабость осуждена. В великом потоке эволюции Сущего слабости нет места. Каким бы тяжким ни было очередное испытание, надо остаться сильным. Слабость – это уже поражение. Сила и слабость – в состоянии духа, в его отношении к тому, что происходит вовне. Можно не явить действий, можно остаться молчаливым и безмолвным, можно никак не реагировать на внешние воздействия и все же остаться до конца сильным. Но всех сильнее окажется тот, кто сохранит равновесие, но что же представляет собою равновесие, это великое качество духа? Равновесие – это отказ, нежелание действовать или проявляться в энергиях своих на полюсах. Радость об одном порождает печаль, очарование – разочарование. Недаром говорят, что не следует слишком смеяться, чтобы не плакать потом. Один полюс эмоциональных чувств обязательно вызывает полюс противоположный. Равновесие не допускает ни одного, с тем, чтобы в точке уравновешивания, в центре, крепко держать в руках рычаг от обоих. Невыявленная сдержанная сила сильнее такой же, но выявленной. Равновесие и сдержанность – близкие родичи и не могут существовать друг без друга. О равновесии можно написать целую книгу, и книга эта очень людям будет нужна.

      Друг Мой, бессильны слова там, где сознание не готово. Готовность сознания создается во времени при условии соответствующих устремлений. Среда есть фактор, краски на которой накладываются сознанием и его устремлениями, в то время как сам по себе этот фактор не имеет самостоятельного значения. Поэтому одно и то же обстоятельство может на двух людей иметь совершенно противоположные воздействия. Не сам фактор, но сознание накладывает на него рамки определенного воздействия. Само сознание определяет степень влияния на себя тех или иных жизненных условий. И «тяжкий млат» судьбы кует клинок духа, закаленный и крепкий у одного, в то время, как этот же «млат» дробит слабое и неустойчивое сознание. И слова, что «тяжкий млат, дробя стекло, кует булат», указывают достаточно точно на то, как удары судьбы могут воздействовать на разных людей. Причину укрепляющих или расслабляющих дух воздействий следует искать не в самих воздействиях, но в духе человека. Сильный становится только сильнее от тяжких ударов судьбы, но все слабое и не годное для эволюции обессиливается и слабеет.

      Эволюции нужны сильные духи. Дух, силой растущий, радует Нас. И очень Печалимся, когда Видим, как клонится готовый сломиться под вихрями жизни дух слабый, не хотящий осознать неисчерпаемые силы свои. Ибо дух несокрушим и велика его сила, когда призвана к действию. Слабость духа непростительна хотя бы потому, что все слабое не годится для эволюции и идет в переработку, хорошо научиться быть сильным и в удаче и в неудаче. Не о внешней победе над чем-то здесь говорится, но о том, чтобы дух не был сломлен ни тогда, когда он побеждает, ни тогда, когда обстоятельства сильнее его. Ведь внешние обстоятельства, казалось бы, победили Христа, и тьма торжествовала свою кажущуюся победу, но в действительности Победил Он, ибо в духе Победил, и Дух Его Победил мир и обрушившуюся на Него тьму.

      Допускаем противные и враждебные воздействия потому, что они вызывают из глубины духа энергии, противодействующие им, и умножают силы Носителя Света; если действие равно противодействию, то должно быть понятным, как растут силы духа на всем, что пытается их сокрушить. Слабость устрашается и раскисает от каждого враждебного акта, но сила собирает в фокус все свои энергии и становится непобедимой. Собирание в фокус энергий сознания необходимо, когда появляются волны и бушуют в океане пространства. Земное – лишь отражение Надземного и видимое – невидимого. Объединение в сознании двух миров помогает пониманию происходящего. Кто ищет благополучия и спокоя, тому лучше не приближаться к Нам. Борьба, нагнетение энергий, напряжение сфер и всех Наших Сил – вот те условия, в которых живет Наша Община. Слабосильным нет места среди сотрудников Наших. Нет места унынию, жалобам, недовольству, ожесточению и всем прочим отрицательным чувствам, столь свойственным людям. Много мужества требует приближение к Свету. Но, вои Мои, мужайтесь, ибо к победе идем и победу добудем.

      Сопротивление окружающей среды и противодействия темных преодолеваются сердцем, потому ему так тяжело. Но зато и каждая победа становится новой ступенью на Лестнице Света. Не побежденному, но побеждающему из Твердыни Лучи и все токи пространства. Потому нужно пройти через жизнь победителем. У нас радость об идущих победно. Слабые, безвольные, раздавленные жизнью, утерявшие веру во все – это не воины Света. Непобежденный в духе подобен воину, не выпустившему из рук меча до конца. Ибо непобедим дух, даже если изранено или растерзано тело. О победе в духе хочу вам сказать очень нужные слова, и так бы хотелось, чтобы они до сердца дошли. Один допускает проступок вопреки своей воле, не будучи в силах бороться с собой. Другой делает то же самое с соизволения воли. Поступки могут быть одинаковы, но роль воли различна. В первом случае нечто совершается в рабстве, во втором – в свободе. Когда в свободе, воля не страдает, когда в рабстве, она разрушается. Сам по себе поступок не столь важен, как отношение к нему и мотив. Наркоман – это человек с разрушенной волей и раб своей слабости. Слабость и своеволие не годятся для эволюции. В борьбе видов за существование выживают сильные. Тот человек, чья воля владеет действиями, кто даже проступки свои совершает с соизволения воли, но не ей вопреки, тот может дойти до полной победы над собою и себя преодолеть.

      Человек из пространства может вызывать не только Свет или тьму, радость или горе, но и любое чувство. Принцип вызова основан на созвучии. Обычный человек поддается тем или иным чувствам бесконтрольно, часто становясь объектом для пространственных воздействий, то есть воздействий, идущих из невидимых сфер как от развоплощенных сущностей, так и от воплощенных, посылающих свои чувства в пространство. Если настроить свой аппарат на волне радости или горя, то восприятия пойдут соответственно. Но можно настраивать себя на любой лад и тем вызвать такие же волны из окружающих сфер. Можно быть безвольным резонатором, отвечающим на созвучные волны. А можно, наоборот, крепко держать в руках ключ, настраивающий сознание на определенную, устанавливаемую волей, волну.

      Сильный обуславливает сам характер получаемых восприятий, слабый ветровому флюгеру подобен. Собственно говоря, защита от нежелательных сторонних воздействий и заключается в собственной установке сознания в определенном ключе. Бесстрашному сердцу не созвучны эмоции и мысли страха. Без мыслей и здесь невозможно. Мыслью вызывается и устанавливается состояние сознания на эмоциональной волне. Жизнь любит сильных и им помогает. Всякие признаки слабости или безволия недопустимы. В свои руки берет сильный дух состояние и настроенность своих оболочек. Любое отношение к любому явлению зависит не от явления, но от человека. Если два человека могут – один радоваться, а другой горевать по поводу одного и того же события, значит, дело не в событии, а в людях. Так, дана власть человеку в свободе судить о явлениях жизни и устанавливать по своей воле отношение к ним.

      Можно начать учиться менять отношение к чему-либо на противоположное, хотя бы оно само по себе и не изменялось. Так, можно начать радоваться тому, что недавно еще огорчало, и находить новые возможности там, где громоздились преграды. Корень горя и радости не в вещах и явлениях внешних, но в самом человеке, которому дана власть от начала времен над всем, что вне его. Всякое безвольное действие ничтожно по своим следствиям. Всякое действие можно усилить, вложив в него волю. Такое действие можно назвать огненным. Его мощь – в согласованности всего микрокосма человеческого. Половинчатость, явленная в действиях, разрушительна. Особенно нехорошо половинчатое устремление. Мы избегаем половинчатых людей. От них всегда больше вреда, нежели пользы. Символ единорога указывает на полное отсутствие половинчатости.

Магнит  и  воля  непреложны.
что  поверх  всех  идут  судеб,
и  сослагаются  событья,
и  рок  –  в  неумолимый бег.

Тот  бег  запущен  Огнём  Свыше,
и  в  Тонкий  Мир  он  перешёл,
и  вот  –  события  в  земном  здесь,
должен  исполниться  закон.

Закон  –  что  разно  называют,
редко  –  Космическим  зовут,
но  Он  –  огнями  здесь  играет,
и  –  судьбоносный  вершит  путь.

      Власть настоящего над сознанием даже коснувшегося Основ настолько велика, что приходится вести постоянную борьбу за утверждение действительности обоих миров и будущего, которое неотъемлемо также. Майя сильна. Временный футляр, именуемый телом, создает иллюзию прочности земного существования. Боль и страдания ее укрепляют. Но мятется дух в темнице своей, тесной, временной и угрожаемой отовсюду. А между тем тело, дисциплинированное и подчиненное воле, может служить прекрасным инструментом или аппаратом для обитающего в нем духа. Овладение телом лучше всего начинать с малого, чтобы потом уже дойти до большого. Малые овладения ценны тем, что дают уверенность, что это вполне достижимо. Упражняться в этом можно постоянно, везде и всегда. Не может быть скуки или бездумного ничегонеделания, когда возможность тренировки тела всегда под рукой. Отсюда полезность даже очень малых преодолений. Можно замечать, как порою беспрекословно подчиняется тело приказу мысли. И усталость, и недомогание, и физическую слабость можно одолеть волей. Видим много примеров, когда, казалось бы, слабое тело являет необычайную выносливость и силу, в то время как огромная туша безвольного человека полна инертности и разложения. Тело дано, чтобы служить человеку и быть его безвольным рабом. Но часто случается наоборот, и человек становится рабом тела и его привычек. Безволие во всех формах и видах осуждено безусловно. Завет ученика – борьба и победа. Все, что в его микрокосме не подчиняется его воле, враждебно ему.

      Неизжитые чувства время от времени проявляют в сознании свою активность. То, что было совершено когда-то, живо в памяти и напоминает о себе. Как стражи Порога, стоят облеченные в формы воспоминания, мысли и образы прошлых свершений, преграждая дальнейший путь к Свету. Освобождение от них возможно только методом изживания, когда подобно брошенной и забытой привычке, полностью побежденной, они уже более не тревожат и не имеют притягательной силы. Многие не могут оставить привычку курить. Но преодолеть ее все же возможно до такой степени, чтобы больше к ней уже не тянуло ни во сне, ни наяву. Следовательно, и все прочее неизжитое побеждается тем же путем. С естественными потребностями организма труднее. Голод нельзя уничтожить, когда человек лишен пищи, но власть свою над этим чувством утвердить все же возможно. Важно установить контроль, чтобы ни мысли, ни действия не совершались помимо воли. Как устранить привлекательность и стремление к удовлетворению желаний? Только контролем над ними. Без соизволения воли не допускается ничего. Слабый совершает проступки вопреки воле, они властвуют над ним, и против них он бессилен. Сильный даже проступки и попустительства совершает с соизволения воли. И в плохом и в хорошем он властен над тем, что делает. Лучше ошибочный, но волевой поступок, чем хорошесть безволия. Знаете о подвигах, совершенных разбойниками. Но не Знаем примеров, чтобы безвольное ничтожество могло стать учеником. Потому на воспитание воли Обращаем особое внимание.

      Воля утверждается в борьбе. Пока идет борьба и противодействие нежелательным воздействиям, отовсюду идущим, опасности нет. Опасность возникает, когда опускаются руки, когда хочется прекратить борение духа, когда возникает желание безвольно отдаться на волю внешних воздействий или вихрей астральных. Сила духа и сила воли – в осознании нерушимости своего огненного зерна. Оно вечно. Наросты духа временны и уничтожаемы волей. Нужно силу найти прямо сказать порождениям прошлого: не боюсь вас, я вас породил, я и убью, не раб я вам, но господин и владыка. Ничему, никому, никогда, ни при каких условиях нельзя давать власти над своим духом. Даже высшая степень слияния с Владыкой не есть подчинение и отказ от свободы воли, но именно объединение, добровольное и свободное, воли своей с Волей Высшей. Преданность, любовь к Высшему Облику не есть безволие, но, наоборот, высшее, огненное напряжение всех сил духа, выражающееся в целом ряде волевых и целеустремленных действий. Свободная воля человека является высшей прерогативой духа. Человек, воли лишенный, – ничто.

      Незащищенная и неохраняемая крепость открыта врагу. Охрана должна быть всегда и постоянный дозор. И кого будем винить, если, воспользовавшись небрежением, враг пробрался внутрь и причинил вред. Даже Мой охраняющий Луч теряет в своей силе, если вместо твердости и стойкости духа Он встречает безволие, сомнение и нежелание собственными силами противостоять тьме и защищаться от ее нападок. Ведь даже щит надо держать крепкой рукой. Моих Зову воинами, ибо их долг – сражаться с тьмою и противоборствовать ей. Когда опускаются руки и заградительная сеть бессильно поникает, воин духа перестает быть таковым и становится безвольной жертвою злобных воздействий. Видите, как безумствует тьма и пользуется всеми возможностями окружающими, чтобы через них воздействовать на вас. Приветствую твердую решимость быть на несменном дозоре и должную силу духа являть, чтобы было Мне во что и куда посылать охраняющий Луч. Пора бы понять, что Силу Мою Могу приложить к силе вашей. Надо, чтобы было к чему приложить, иначе Луч бессильно поникает, растворившись в допущенном безволии и слабости духа. Ведь закон таков, что у неимеющего отнимается и то, что имеет, но имеющему, хотя бы малость, дается, сколько может вместить. Создавайте сознательно условия, чтобы было к чему приложить. Явите нужную степень стойкости, зоркости и противостояния силам разрушения. Разве можно допустить, чтобы в микрокосме своем хозяйничали мысли и ощущения, подброшенные темной рукой? Надо усилить дозор.

      Инертное безволие и такое же возложение разрушительны тем, что лишают приемник духа возможности почерпать пространственно нужные силы. Огонь магнетичен. Приемлемость обуславливается должным состоянием духа. Признание себя побежденным или бессильным противостать тьме недопустимо. Немыслимо поражение духа, ибо он вечен и неуничтожаем. Признание поражения есть хула на дух. Дух несломим и непобеждаем. Внешний ущерб совсем не означает поражения. Чаще он знаменует победу духа. Можно все потерять и даже тела лишиться, но быть победителем в духе. Преследования и смерть Носителей Света всегда означали Их победу над тьмою, ибо в духе были несломимы Они до конца.

      Многие чуткие организмы не выдерживают условий земных. Для того, чтобы выдержать, необходимо быть не только чутким, но и сильным. Чуткость – качество весьма ценное и хорошее, когда поддержано силой. В близких нам мы хотим видеть силу, вооруженную всеми качествами духа. Слабость, в какой бы то ни было форме, отодвигает и замедляет восхождение духа. Йог должен крепко стоять на ногах в плотном мире и быть не менее практичным и смекалистым, и даже много более, чем обычные люди, но в то же самое время открыты ему и возможности высоких полетов. Земное и Надземное уравновешиваются в гармоническом сочетании. Оторванность от Земли и беспочвенные мечтания считаем недостатками, мешающими прочно стоять на ногах, как на Земле, так и в Мирах.

      Сдержанность всегда будет показателем силы, распущенность – слабости. Когда начинает кричать человек на других или другим путем выражать неумение владеть собою, он сам инстинктивно чувствует, что происходит нечто весьма неубедительное. Фактически же он открывает себя для внешних ударов и становится на какое-то время совершенно беззащитным. Темные твари пользуются прорывами в ауре, и присасываются к человеку, и висят на нем, питаясь его внутренними излучениями. Сильным припадком раздражения, когда раздражившийся перестает совершенно владеть собой, можно даже допустить одержание. После всплеска несдержанности наступает момент тяжкого ощущения допущенной ошибки. Непростительна подобная слабость хотя бы потому, что плата за нее слишком велика.

      Хорошо, особенно на малых вещах, упражнять себя на сдержанности и самообладании. Болтливость ведь тоже не что иное, как распущенность психической энергии. Хорошо постоянно следить за собою и держать себя крепко в руках, и там, где хочется сказать двадцать слов, произнести два, то есть сократить словоизвержение в десять раз. Считают, что нужно обязательно говорить, чтобы заслужить доброе отношение со стороны окружающих. Это неверно. За молчаливую сдержанность уважают гораздо больше, чем за болтовню. Ведь болтовня – это недопустимая трата психической энергии. Сущность молчаливости благодетельна тем, что сдерживает стремящуюся пролиться попусту драгоценную энергию. Не менее вредны и так называемые нервные движения. Не обузданная волею сила уявляет себя помимо контроля воли. Даже знающий об этом, но не овладевший собою, часто их допускает. Но каждое движение человека, происходящее вопреки его воле, уже разрушительно. Воля – единоличный и абсолютный хозяин в человеческом микрокосме, и упускать свою власть над ней кому-либо другому недопустимо. Все делается с санкции воли, и никакие оправдания не помогут остановить разрушение, если воля не пользуется прерогативой. Овладение своими огнями поручается воле. Безвольный человек – это жалкое ничтожество и бессильная жертва для всевозможных воздействий. Лучше быть сильным и ошибаться, чем быть безвольною тряпкой. Ведь ей даже Луч бесполезно послать.

      Прощается все при победе духа и ставится в строку каждое лыко при слабости, и колебаниях, и отступлении. «Оправдан, оправдан», – может сказать лишь победитель. Нужно именно победное состояние сознания. Оно нужно и для вас, и для пространства, и для близких. Никакие внешние неблагоприятные обстоятельства не могут служить оправданием поражения духа, ибо в духе и победа, и поражение. И когда дух силен, и когда психическая энергия призвана к действию, и осознано утверждение, что дух неуязвим, нерушим и непобедим, – поражение невозможно. Из глубин духа вызываются неисчерпаемые силы его. Человек ничтожный и исполин духа могут стоять рядом, и тогда становится понятным, что не из внешнего мира, но именно из глубин своих один почерпает огненную мощь, в то время как другой, не имеющий накоплений, являет собою полное ничтожество. Надо уметь призывать эту силу. Герои и подвижники являют ее, и даже обычные люди в моменты подъема творят большие дела. Дух у всех, и силы его неисчерпаемы. Ничтожество не в духе, но в оболочках, овладевших волею человека и закрывших и заглушивших огонь духа.

      Воля и безволие – два антипода. Которому из них отдадим предпочтение? Если воле, то и дела и поступки должны соответствовать решению. Безволие осуждено бесповоротно. Безволие – гибель духа. Лучше быть сильным в ошибках, чем безвольным в добрых делах. Безволие разрушительно. Следствия безволия часто бывают ужасны. В наркоманах, алкоголиках, сумасшедших и в прочем Космическом соре видим результаты безволия. Конечно, на путь безволия тоже направляет воля, но воля, устремленная во зло. Необходимо иметь в виду, что некоторые темные существа, и в особенности темные иерофанты, особенно сильны. При столкновении с ними их сила ощущается очень. Но она не страшна, если крепка связь с Учителем. Размышляя о безволии падших сознаний, нельзя забывать и о сильной злой воле иерофантов зла. Понявшими, победившими, приумножившими сокровища духа свои Хочет вас видеть Владыка. У нас радость, когда видим, как накапливается светлый Агни. Воины духа сильны накопленным Агни. Слабости не являйте ни в чем. Слабость – родная сестра ничтожества. Кольчуга духа куется из множества качеств. Тьма яро в безумии неистовства на приступ идет. Неужели явите усыпленность в этот час грозный жизни планеты. Разновесие раздирает человечество. Неуравновесие природы вторит и сопутствует этому неблагополучию, сейчас очень темно. Ближе держитесь к Учителю. Еще ближе. Устоять можно, только когда не нарушено единение. Суровую готовность надо явить бороться за Дело Владыки.

      Человек или сам владеет собою, или безвольно отдается во власть обстоятельств и людей и позволяет им влиять на себя. Можно представить себе, какую печальную участь готовит себе такой непротивленец в мире астральном, где противиться его вихрям может только сильная и закаленная воля. И как же там можно помогать другим или защищать других, если себя самого защитить не может слабая воля. К вопросу о развитии воли подойдем с пониманием. Он очень важен. Не всякую волю полезно развивать, но лишь волю, направленную на добро. Слабые и безвольные существа не пригодны для эволюции. В природе выживают сильные и стойкие виды. Сколько прекрасных духов погибает из-за отсутствия стойкости воли. Можно ли доверить Учение нестойкому человеку, даже если он и хороший? Даже разбойник может явить больше стойкости, преданности и устремления, чем безвольное и слабое ничтожество или такая же добродетельная хорошесть. Мерки суждения Учителя в отношении учеников совершенно другие, не похожие на обычные. Намечая учеников, следует применить всю глубину понимания пригодности человека и полезности его для эволюции.

      Расстояния преодолеваются созвучием сердец. Также и ассимиляция Луча достигается созвучием. Человек в сознании своем постоянно созвучит с чем-то. Созвучие можно взять под контроль. Можно смотреть на предмет и не видеть его: нет созвучия сознания с тем, на что смотрит глаз. Но можно, смотря на предмет, видеть только его и не видеть ничего окружающего. Степень и характер созвучия определяют поле видимости сознания. Умение настраивать сознание на желаемый лад является большим достижением. Осуществляет желание воля. Воля – это огненный атрибут духа. Степень и сила ее у разных людей различны. Безволие – большой недостаток. Волю можно развивать и укреплять, и пределов здесь нет. Воля Планетного Духа уже достигает космических размеров. Упражнять волю можно когда угодно, во всех условиях, и возможности человека в этом отношении очень велики. Начав с малого, можно достичь очень большого. Очень важно принятые решения доводить до конца и уже не отступать, пока они не осуществлены. Постоянство и ритм – помощники воли. «Кто уверен за волю свою, может войти» – такова была надпись над входом в область Сокровенного Знания.

      Двуногие признают только силу, двуногие считаются только с ней. Попирают пятою своей слабость и презирают ее. Потому духом надо быть сильным. Иначе сомнут. Они эту силу почуют мгновенно и опасливо посторонятся. Но, если почувствуют слабость, боязнь, или страх, или заискивание, или пресмыкание, или лесть и все прочие подобные чувства, унижающие достоинство духа, не упустят случая, чтобы унизить, если не явно, то скрыто. Но реакция их на все это будет всегда определенной и лишенной всякого уважения к низкопоклоняющемуся человеку. И со стороны хороших людей подобные чувства похвалы не получат, ибо осуждено пресмыкание. Достоинство духа люди не умеют хранить, а оно очень нужно и в этом мире, и в том. Не стремятся люди накапливать ценные качества духа, столь нужные в дальнем пути.

      Размышление о могуществе духа увеличивает его силу и бессознательно ощущается окружающими. Сосредоточение мысли на своей слабости, бессилии и беспомощности тоже воспринимается окружающими, вызывая в них соответствующую реакцию. Поэтому мысли второго порядка не следует допускать, ибо людское жестокосердие тотчас же постарается использовать чужую слабость или беззащитность себе на пользу. Ни одно животное или даже зверь не дерзнет броситься на йога. Ни один человек не осмелится затронуть того, чью психическую силу он бессознательно чует. Осознание силы своей – щит мощный. И даже не нужно поднимать огненного меча для удара, если это осознание достаточно сильно. Заботливо следует оформить и выкристаллизовать это представление о мощи воителя Тероса. Не может поднять он щита своего, если это представление не вылилось в прочную, крепкую, огненную форму. Наш ученик не должен собою уявлять беззащитную овечку.

     Говорят о свободе, много говорят. Но без огней нет свободы. Разве может быть слабовольный свободным, когда каждая мысль, каждое слово, каждый человек, более сильный, могут воздействовать на него? Наличие огней означает свободу духа. Их утверждая, сбрасывает с себя человек оковы привычек, традиций, верований, суеверий, мыслей ходячих и принятых всеми и многое другое, о чем он даже не подозревает. Огненная свобода есть свобода духа от условий времени, эпохи и всего, чем ограничено космическое понимание жизни. Стоит представить себя в разных народностях, в различные исторические эпохи, как эти ограничения станут понятны. Одни в губы продевают кольцо или в нос, другие раскрашивают тело, третьи красят щеки и губы, четвертые с детства пеленают ноги в колодках и уродуют их, пятые носят корсеты, сдавливая дыхание, шестые сжигают людей на кострах за то, что они мыслят иначе, и так далее. И нет конца тем тупикам и ограничениям, в которые заводит мысль. Мы говорим об огненной мысли свободной и носителях ее – огненных духах. И к этой свободе зовем вас, чующих крылья. В духе свобода, поймите, – когда огненные крылья растут.

      Недопустима слабость духа, чем бы ни была она вызываема. Супротивники Света хотят дух сломить и злорадствуют всякий раз, когда это им удается. Удержание равновесия будет победой над тьмою. При всяком противодействии – первая забота о том, чтобы хранить спокойствие и гармоничное состояние духа. Трудно это необычайно, но другого выхода нет. Быть сломленным темными воздействиями – не означает ли это потерю многих завоеваний, достигнутых такою большою ценой? Держитесь всею силою духа, держитесь. Надо устоять, чего бы это ни стоило. Если человек чувствует себя бессильным, безвольным и слабым, это воспринимается окружающими его и они действуют соответственно. Потому осознание силы своей, твердости, непоколебимости и уверенности в ней необходимо, что же еще можно противопоставить людской агрессивности, и недоброжелательству, и желанию ущемить? Бедную овечку собой не являйте. Недопустимо безвольно тьме поддаваться. Психическое оружие держите всегда наготове.

Закон  прекрасен  –  дар  где  Света,
                с  рождения  –  Огонь  нести,
не  расплескать  его  во  Плотном,
                на  мелочи  не  извести.
Где склоки, зависть, самость правит –
                там  шлюз  открыли,  понесло!
Огни  уходят  дорогие,
                на  смену  –  серость  возвело…
Безумие,  жестокость  всходят,
                и  длится  долгая  война,
и  ходят  тени,  а  не  люди…
                Пустое  сердце. Нет  огня.

      Люди часто психически ранят друг друга, и тонкое тело страдает. Но нередко поражение наносит человек сам себе. Кощунство, предательство, самоубийство дают пример тяжкого поражения тонкого тела. Реакция проступка убийственна. Конечно, всякое антиморальное действие приносит ему вред. Но некоторые поступки вызывают именно поражение нервной ткани, и рану надо залечивать. Всякие физические повреждения также вызывают повреждение и тонкого тела. Но раны наносятся резкими взрывами астрала. Особенно мучительные разрывы ткани происходят от раздражения и других эмоциональных взрывов. Нарушая заградительную сеть, они делают тонкое тело беззащитным от нападок пространственной нечисти, то есть сущностей низших. Всякое неуравновесие той или иной степени открывает доступ пространственной заразе. И становится человек жертвой случайностей.

      Микрокосм человека должен быть всегда замкнут и зорко охраняем. Даже неуместной шуткой отдает человек себя сам во власть другому, открывая внутреннюю сущность свою ударам. В этом отношении торжественность будет лучшим щитом. Надо осознать, что психическая энергия будет панцирем духа. И всякое ослабление ее или состояние горя, уныния, безнадежности и страха и всяких других отрицательных и темных переживаний сводят внутреннюю защиту к нулю, делая поражения хроническими, если эти состояния достаточно длительны. Бесстрашие – панцирь надежный. Лучше назвать его равновесием духа. Словами недостойными, словами злобы, и ненависти, и чувствами подобными наносит раны и уколы себе человек сам. Часто молчание помогает залечивать ткань поврежденную.

      Как важно и нужно, чтобы речь всегда была сдержанно спокойной и ровной. Злобные слова рвут ткань собственного тонкого тела. Получается вред личный, вред пространственный и вред окружающим людям. В этом отношении вредно также и осуждение, ибо оно открывает ауру осудителя для воздействия. Велик вред, причиняемый человеком себе самому, и как результат тонкое тело страдает. Ранение тонкого тела всегда отражается на глазах. Свет и радость в них тухнут мгновенно. Тяжкое и неожиданное известие может убить человека. Оно может убить мать, получившую телеграмму о гибели сына, но не убьет рядом стоящего постороннего человека. Дело не в известии, но в том, как принимает его человек. Своим собственным отношением к явлениям внешнего мира убивает себя человек, допуская нанести смертельное поражение тонкому телу. Глубина и серьезность раны обуславливаются допустившим ее сознанием. Самоохрана или беззащитность микрокосма сознанием определяется, но Мы Говорим о щитах, о панцире духа, о заградительной сети, о защите. Слабость и распущенность психической энергии делают человека жертвою внешних случайностей, и становится человек сам виновником получаемых поражений. Ослабить дозор – значит отдать себя во власть проходимца. Но разве и близкие люди не поносят друг друга? Потому нужен постоянный дозор и с близкими и дальними. Мало испытанных друзей, на кого можно всецело положиться. Это условие требует еще большей осмотрительности. Об охране сущности своей подумаем. Нужен дозор, чтобы охранить Свет от нападок мрака.

* * *

      Красная Звезда нашей Души, чудный Свет нашего существа, Божий предвестник Истины Божественной. Пронизывающие, разоблачающие, выделяющие лучи малинового сияния, Твои сверкающие лучи, пробуждающие и оживляющие душу человека. И каждый луч Твоего ослепительного света надёжно связан с средоточием души, когда со всеобъемлющей силой он пробуждает к действию дремлющую форму, чтобы суметь исполнить божественный замысел и приказ – возрождение и очищение Души человека.

Учение Храма. С Горной Вершины. М.: «Сфера», 1998, с. 567

* * *
      Психическая энергия – великий дар божий – должен работать непременно. Иначе она съедает человека, а без неё – он разлагается, гниёт. В мире, заполненном огнём, надо огню соответствовать. Чтобы жить, надо гореть. Не променяйте себя на одежду. Ежеминутное – вечно, неуловимо, не принадлежит никому. Жить можно в нём, но остановить или схватить его невозможно. Растворитесь в каждой минуте жизни, внося бесценные зёрна опыта. Страх и неверие, жадность и суеверие, замешанные на жестокости и крови, тормозят человечество в его развитии, но и способствуют ему, порождая протест и жажду света. Примите бурлящую реку Жизни, реку Эволюции, слейтесь с ней в один неразрывный поток. Это лучшее, к чему может прийти человек.   2.1.1994г.  М     Агни Йога. Современный этап. Черновцы, 1994, с. 11


Рецензии