Дима Комиссаров. Флэш-Надувательство

КОСМИЧЕСКИЙ УНИТАЗ И ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ ДИМЫ КОМИССАРОВА

Арт-директор Lebrand Creative Russia и дизайнер-многостаночник Дима Комиссаров создает вещи, созерцание которых способно привести к непредсказуемым последствиям даже инопланетян. Если бы таковые существовали на самом деле.

За неимением оных заменителями инопланетных гостей служат пользователи всемирной сети, возможно, знакомые с работами Димы гораздо лучше, чем им хотелось бы самим. Все дело в том, что работы тридцатидвухлетнего выпускника МГУ можно использовать как наглядную иллюстрацию понятия «трендсеттинг» для чайников. Безусловно, в числе комиссаровских талантов присутствуют обостренное чувство цвета, экспериментальное чувство юмора и редкая для творческого человека способность, фигурально выражаясь, впарить холодильники эскимосам. Но самый главный его козырь – это умение увидеть привычные вещи под непривычным углом. Достать их из-за этого угла и заставить работать так, как подсказывает ему его изощренное воображение.

«Хулиган»: Дима, привет! Насколько мы знаем, ты родился еще в Советском Союзе, где само слово «дизайнер» было, мягко говоря, «идеологически чуждым» и вообще сомнительным по части нужности для грядущего коммунизма. Как ты пришел к мысли о выборе этой профессии и кто был твоими учителями по части дизайна?

Дима Коммисаров: Привет! Да нет, Хрущев уже запарился над «дизайном» после того, как «Москвичи» отказались за границей менять на валюту. Хотя я фанат старых «Москвичей» – дураки они. А так я тоже не знал, что бывает дизайн. В компьютере мне просто «Ворд» не понравился, а «Фотошоп» понравился.

Х: Что для тебя есть дизайн: доведение до ума старых вещей или создание на их основе принципиально новых? Для тебя важна необычность форм, богатая функциональность, или у тебя есть свои критерии и приоритеты в работе над объектами?

ДК: В любом случае важно все. Хорошая штука та, в которой все прекрасно. Есть вещи из серии «жаль, что не я это придумал», а есть типа «прямоугольная, чтоб звонить». Я скорее первое. Звонящие прямоугольники Nokia делает в огромных количествах и без меня. Но, безусловно, «вещи с идеей» грош цена, если она неудобна и не звонит, когда тебе оно надо.

Самая главная, – и, наверное, самая скандальная, – выдумка Димы – это модель флэш-накопителя, который предоставляет своему пользователю возможности для визуальной оценки оставшегося на нем свободного места. Проще говоря, надувается прямо пропорционально количеству залитой в него инфы. Если до сих пор «реальная реальность» неудержимо стремилась в реальность виртуальную, то разработка Димы инициировала обратный процесс: информационные абстракции обретают ощутимое тело, которое можно потрогать, пощупать и попробовать на зуб. Судя по тому, что изобретение неустанно подвергается как экстатическому восхвалению, так и не менее духоподъемному поруганию, автор поставил на правильную лошадь.

Х: Созданные тобой объекты, такие, как надувающаяся по мере заполнения флэшка или ТВ-пульт в виде четок, являются прототипами. У тебя есть собственные идеи касательно того, как можно технически осуществить эти проекты, или же ты просто создаешь идею, а ее реализацию отдаешь на откуп техникам?

ДК: Нет, ну, я тоже не дурак. Полазил по интернету сперва, посмотрел, бывают микронасосики в природе, которые флэшку надуют. И только потом стал рисовать и все такое.

Х: Какую роль в дизайне играет выбор цветовых решений и по какому принципу ты выбираешь цвет своих для новых работ?

ДК: Главное – над любым аспектусом подумать головой. Вот вы спросите, почему цвет такой, почему кнопочки так торчат? Не ответил – садись, два. Зачем флэшка оранжевая нарисована? А я вам скажу, зачем. Скажете я «ку-ку» и не понимаю, что скучно-черных больше продастся? Но вы бы знали, сколько журналов и блогов ее разместило у себя, потому что она, во-первых, увеличивается в размерах, а, во-вторых, ярко-оранжевая и в момент выделяется из любого трехэкранного скрола. Сто тыщ! Реально, я сегодня
заходил на Гугл проверить – «about 109.000», говорит. Такие линки есть, на которые
меня до сих пор мама не пускает. Вот, кстати смешная шутка: со мной связались два отделения компании Orange, одно из Швейцарии, другое из Австралии – флэшку заказать. А вы говорите, я – «ку-ку»!

Х: Да вот ни фига, ничего такого мы про тебя не говорили! Но вот у тебя есть несколько красивых идей касательно телефонов, вроде телефона-все-в-одном C'all, игрового телефона GMEA или телефона-комиксового пузыря. Почему идея телефона так тебя возбуждает? Или, что то же самое, почему одни предметы лучше поддаются процессу дизайна, чем другие?

ДК: Не должно вообще иметь значения, телефон это, или Эйфелева башня-II. Да хоть космопорт. Главное, идея чтоб была. Ну, вроде того, чтобы сделать космопорт в виде огромного золотого унитаза, чтоб инопланетяне обосрались, как только увидали этот шедевр. Шутка! (Смеется).

Несмотря на все заверения автора, телефоны действительно пользуются особым Диминым расположением. Кажется, что для него они олицетворяют главные черты современной техники – мобильность, многофункциональность и интерфейс, дружелюбный к пользователю. О дружелюбном интерфейсе Дима заботится особо – он не устает повторять, что выступает за total-design: в дизайнерском внимании нуждается не только гаджет, но и упаковочная коробка, его сайт, рекламное сопровождение, место, в котором он будет продаваться и все в таком духе. Планов по части телефонного улучшайзинга у Димы громадье. Что бы ты сказал, например, о телефоне, который может заменить одновременно компьютер, видеокамеру, плеер, кредитную карточку и ключи от квартиры, где деньги лежат? О, это еще и не самая радикальная идея – в наличии имеется «игровой телефон», на котором можно играть в «пятнашки» движущимися клавишами и balloonphone – телефон в виде пузыря, в который говорят герои комиксов. На котором, в процессе его использования по назначению, в перспективе должны всплывать меткие междометия и замечания относительно личностей звонящих.

Х: Многие твои работы подразумевают наличие в них не только красивого корпуса, но и внутренней начинки вроде software. Ты хотел бы принять участие в разработке, скажем, операционных сред для гаджетов, автором которых ты стал?

ДК: Ну вот, кстати, комиксово-пузырный телефон не был бы закончен без начинки, то есть если он не напишет «Главному герою неожиданно позвонила умопомрачительная Анжела», когда Анжелка ему действительно позвонит, то кому он нужен?

Х: Кстати, ты занимался сайтом Russian Music Awards 2006, за что и поплатился премией ADCR Awards 2007. Насколько тебе было легче, – или тяжелее, – работать с виртуальными материями, чем с реальными объектами?

ДК: А вы не в курсе наверное, что я сайтов-то нарисовал штук триста в жизни, а еще всякие плакаты, журналы и коробку для пельмешек – высшее достижение!

Х: Вот про пельмешки мы точно не в курсе.
 
ДК: Дом даже есть один. Или для фильма одного меня тут звали гаджеты будущего придумать. Прикольно же. Не особо важно, что делать, важно, как. Важно, чтоб это было осмысленно, развивало, комбинировало, упраздняло, объединяло и прочие умные и бодрящие слова.

Среди гаджетов, придуманных Димой, есть масса футуристических объектов. Про телевизионный пульт в форме четок мы уже обмолвились. Есть еще и mp3-плеер, сработанный в корпусе собственной массивной ручки управления, которую можно пристроить на любой подходящий объект – хоть на сумочку, хоть на чайник со свистком. Но футуристом Дима Комиссаров себя, судя по всему, не считает. Люди не меняются – меняется их взгляд на вещи. Менять людей – задача гораздо более сложная и безнадежная, нежели попробовать подогнать вещи под прихотливый человеческий вкус.

Х: Сегодня популярны объекты, своим внешним видом обращенные к прошлому, эдакие стилизации под старину. Твои дизайнерские работы обращены в будущее. Как ты сам думаешь, какие из твоих идей будут более всего востребованы через десять-двадцать лет?

ДК: Создание новых штук – бурляще-кипящий процесс, в котором перемешивается прошлое с будущим, микросхемы с вертолетами и пылесосы с вениками. Ну это я себе так представляю. Я не думаю, что через десять-двадцать лет у человека станет другая форма ладони или принципиально изменится восприятие глаза. Поэтому как только скачок в технологиях – все футуристично, как затишье – в моде ретро. Я б хотел, чтоб меня запомнили как «того придурка, который тот самый бред сделал, который до этого никому и не снился». Вот журнал PC Mag в списке самых идиотских изобретений поставил мою флэшку на седьмое место из двадцати. Есть еще над чем работать, значит.

Х: Ну, значит, именно этого мы тебе от всей души и желаем – чтобы тебя запомнили, как того… гм. Короче, ты понял. И удачи тебе на этом нелегком пути!

Специально для журнала "Sync", 2007.


Рецензии