Про цирк. 1989 год

По телеку в 1982 году я смотрел цирк китайский, они на гастролях были в Москве. Ездит на велосипеде девчонка лет 18-ти, круги нарезает по арене. Ей на плечи заскакивает ещё одна, потом вторая. А девчонка-китаянка худенькая едет дальше. Потом ещё одна заскакивает, ещё, ещё, ещё...строят они из себя пирамиду. В общем штук 18 девушек залезли к этой на плечи, а та знай себе педали крутит....И тебе не лонжий никаких...Я прикинул, по-моему что-то около тонны веса девушек, а эта хрупкая такая их всех на плечах держит и катает по арене. Чудеса!
Русский цирк мне тоже нравится, помню как нас с парохода пригласили в Щецине в наш советский цирк-шапито. А я в цирке уже давно не был, потому что ничего там особенного нет. Однако мы стояли в ремонте, денег не было, пойти в город без денег смысла большого не было, да ещё по инструкции минимум втроём отпускались замполитом. А тут бесплатно в цирк, всё лучше, чем жариться на железной коробке в выходной день. Представление мне понравилось, очень всё было весело и оригинально! После представления земляки-циркачи нас ещё и в своих вагончиках чаем угощали и чем покрепче... Гимнаст один там был - открытая душа,  балагур, весельчак, шутник и проказник... А ещё повели нас тигров смотреть со львами. Дядька,плотный такой, показывал зверей. Тигр в клетке был совсем не страшный, я и спрашиваю:
- Можно его погладить?
Дядька, занятый сразу десятком дел, вероятно не совсем понял, о чём его спрашивают.
- Можно,- говорит.
Я просунул руку в клетку и погладил тигра. Тигр посмотрел на меня как-то странно. Точно так же странно этот дядька на меня посмотрел:
- А если бы он тебе руку оттяпал?
- Так вы же разрешили?
- Ну, знаешь...- дядька был в замешательстве, - имей ввиду, что это хищники, они в любой момент могут наброситься и разорвать в клочья...Ну, ладно пойдём я ещё львов покажу.
Пока мы шли, я обьяснял ему, что тигры эти - мои земляки, что один даже жил рядом с моей палаткой, всего в сотне метров от неё. А чего мне земляков бояться, если они меня в тайге не тронули?
К дядьке подбежала девчонка с маленьким тигрёнком на руках, что-то пошептала на ухо и убежала куда-то в пространство между клетками. Мы шли как раз в ту сторону, и через пару минут увидели её и мальчика, которые возились с тигрятами....
Их и теперь можно видеть, как они с тигрятами возятся, потому что оказалось, что этот дядька - известный дрессировщик Михаил Багдасаров, а детишки его Карина и Артур, которые выросли и стали тоже известными дрессировщиками.
А вообще-то цирк мне не совсем нравится. И зверей там мучают, издеваются над их существом, а это непорядочно для разумного существа, каким является человек...Я уважаю смелость и бесстрашие дрессировщиков, их профессионализм, их умение общаться с животными, но всё же принуждать диких зверей выполнять разные трюки - это жестоко!
Ну, а в целом цирк... Помню был какой-то фильм, ещё про дореволюционное время. Так вот там в цирке клоуны такой живой разговор вели про политику, про насущные проблемы, что все вокруг за животы хватались и катались со смеху по палубе!
А нынешний клоун, при всей своей акробатической подготовке и с беззубыми шутками, увы выглядит скучно и пресно... Если нет в цирковых репризах связи с действительностью, нет эмоциональных, злободневных, политических ремарок, то нет жизни, нет живого интереса у зрителей. Надо вернуть цирку живой конферанс, живые лица, перестать показывать невозмутимые маски супергероев. Цирк - это жизнь, искромётная, динамичная, а не просто демонстрация трюков бездушными машинами. Я - за живой, эмоциональный цирк, в котором душа разворачивается и ты сам тоже готов попробовать идти по канату, лечь - и на битое стекло и на острые гвозди!


Рецензии