Молитвенный опыт

               
"…нет сильнее человека, искренне молящегося".
 (Иоанн Златоуст, Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 57)


Ухватившись за Iисусову молитву,
Изо всех своих немногих сил
Я вступаю в этом мiре в битву,
Что Господь вести определил.

Где премудрости змеиной мне набраться,
Голубиной где найти мне простоты,
Чтобы хитрости бесовской не поддаться,
В бездну не сорваться с высоты?

Вновь нас сирых нынче шлёт Спаситель,
Как овец Своих, средь хищников-волков,
И вверяет нам судеб Вершитель
Мiр в грехах и в тяжести оков.



Опыт молитвы. Что это такое, как его получить, что он даёт и для чего нужен?
Сами по себе слова молитвы, напечатанные в молитвослове или прочитанные, произнесённые вслух, это ещё не молитва; одно простое их проговаривание не делает их молитвой. Как же превратить слова в молитву? А главное, как понять и почувствовать, что слова стали молитвой?

Наверное, каждый верующий и молящийся человек может дать свои ответы на все эти вопросы, ибо, сколько людей – столько же и безконечных вариантов молитвенного опыта, в котором Господь Iисус Христос  открывается для каждого из нас по-разному. Однако какие-то общие принципы и подходы всё же, думаю, есть, и о них, мнится мне, интересно было бы поговорить. Общим, в частности, является то, что молитвенный опыт, каким бы он ни был, есть в любом случае определённое внутреннее переживание. Собственно, такое переживание и называется «опытом», хотя можно придумать для него и другие слова, это не столь уж важно. 

    Пожалуй, самая первая и главная проблема, с которой сталкивается всякий молящийся (имеется в виду, конечно, тот, кто пытается практиковать молитву регулярно, а не только когда «приспичит»), это рассеяние на молитве. Оно заключается в том, что как только мы берём в руки молитвослов или читаем молитвы наизусть, в голову сразу же лезут безчисленные мысли, образы, воспоминания, фразы, услышанные где-то, или кем-то произнесённые, и т. д. и т. п., одним словом, нас захлёстывает поток мыслей-образов-чувств, мешающий сосредоточиться на чём бы то ни было.

Как бороться с таким состоянием? И почему с ним надо бороться? Ответ на второй вопрос, кажется, очевиден, потому что, если не положить конец безпорядочному мельтешению в голове мыслей-образов, то молитва просто не состоится, не получится, мы её никогда не ощутим, не насладимся ей, и она не сможет нам ничего дать, ничему научить. С первым вопросом дело обстоит сложнее. Как сосредоточиться на словах молитвы? Как сделать молитву «умной», то есть вложить в неё всё своё внимание, сознание, максимально сконцентрироваться на словах молитвы, отбросив от себя весь хаос, постоянно присутствующий в голове и мешающий сосредоточиться? Начнём с того, что возможности, способности концентрации внимания у всех у нас разные. Одним это даётся довольно легко, другим – сложнее. Существует множество самых разных способов и техник, развивающих способность концентрации внимания. Не будем на них останавливаться, хотя среди них и есть довольно интересные и имеющие очень близкое отношение к рассматриваемому предмету, но опасаясь отвлечь ими читателя и направить его невольно по ложному пути, лучше о них умолчу.

Не будем забывать, что практика православной молитвы (а именно о ней мы и ведём речь) есть особая область «духовного делания», не сравнимая ни с одной другой из существующих в мире духовных практик. Особенность православной молитвы, её отличие от какой бы то ни было другой религиозной или духовной практики заключается в том, что православная молитва всегда обращена к Господу нашему Iисусу Христу, истинному, единому и единственному Богу, имя которого спасительно само по себе. По слову св. апостола, нет другого имени, которым бы надлежало нам спастись. Православная молитва поистине спасительна. Именно эта её уникальность делает ненужной постижение каких бы то ни было «технических» способов концентрации. Наша задача – ощутить это в своём собственном молитвенном опыте. Как этого достичь? Прежде всего, надо этого хотеть и стремиться к этому, то есть прилагать какие-то усилия, просить Христа Спасителя, чтобы Он научил нас молиться (не оставляя при этом и своих личных, человеческих усилий). Будем помнить, что Христос всегда взирает на наше сердце и всякое наше искреннее, сердечное стремление к Нему никогда не останется без внимания с Его стороны. Надо только запастись терпением и настроиться на молитвенный труд и даже, если хотите, подвиг. Но не нужно и переусердствовать, особенно, если вы только приступаете к освоению молитвенной практики. Главное в молитвенном делании не количество, а качество: всякий раз стараться произносить слова той или иной молитвы с предельной концентрацией внимания. Пытаться снова и снова останавливать хаотический поток мыслей словами молитвы. Поверьте, это возможно, хотя и не всегда легко даётся. Но «ухватив» этот момент хотя бы однажды, будет гораздо легче.

Ещё одна особенность православной молитвенной практики, или молитвенного делания связана с тем, что, казалось бы, прямого отношения к собственно молитве не имеет, но на самом деле является одним из непременных условий её успешного освоения. Это так называемое состояние «сокрушенного сердца», или, другими словами, постоянного памятования о своей недостойности и греховности, которое служит надёжной защитой от постоянного свойственного всем нам стремления «возгордиться» всем, чем угодно. Следует, однако особо подчеркнуть, что и «сокрушенное сердце», и возникающее на его основе «смирение» и многие другие вещи являются не умозрительными построениями, а непосредственными интимными психологическими переживаниями, цель которых, в конечном счёте, трансформировать наше сознание и привести его в «покаянное состояние», в такое расположение духа, при котором мы внутренне, осознавая греховность и несовершенство своей природы, устремляемся всеми силами своей души в Тому единственному, кто способен помочь нам и спасти нас, ко Христу Спасителю.

Всех этих и многих других внутренних опытов-переживаний нельзя достичь в одночасье, в них нужно вживаться постепенно и неторопливо. И молитва в том верный и первый помощник. Другими словами, внутренние, психологические условия, правильный настрой, если хотите, необходимые для молитвы, в то же время являются её плодами, питая и укрепляя молитву, с одной стороны, и созидаясь, и укрепляясь молитвой – с другой.

Если молитва – переживание, а не механическое вычитывание или повторение текста, то она всегда в той или иной мере опыт Богообщения, из которого мы черпаем решительно всё, что нужно нам для жизни и чем мы держимся в ней: Благодать Божью, силы, духовные и физические, решимость и стойкость в противостоянии соблазнам, искушениям, греху и злу и, наверное, главное – это то, что Господь Бог даёт нам возможность почувствовать сладость Его имени. Впрочем, слова остаются всегда словами, ими невозможно передать очень многого. Постарайтесь сами получить свой молитвенный опыт. Можете быть абсолютно уверены, ваши усилия вознаградятся сторицей.


Рецензии