Читая и перечитывая Мастер и Маргарита М. Булгаков

Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман. Рассказы. Издательство «Эксмо», 2005. – 672 с. – (Русская классика. ХХ век).
 
Не скрою – Михаил Афанасьевич Булгаков – мой самый любимый автор.
Так получилось в жизни, что мой путь к Булгакову был очень долог.
Я не смог его прочесть в молодости, и не потому, что литературное наследие Булгакова тогда почти не публиковалось, а потому, что взяв впервые в руки «Мастера и Маргариту», - а это было в конце семидесятых, - я не понял его и посчитал мистически-заумным.
Прозрение пришло с возрастом, с опытом, что ли?
И вот тогда началось! Прочитав роман впервые до конца, я в тот же день начал читать его снова – так он меня захватил!
С тех пор эта книга стала для меня настольной, а свою задачу – прочитать всего Булгакова, - я уже выполнил.
Кроме художественных произведений я прочитал изданные письма Булгакова, а так же всю известную мне литературу о его жизни и творчестве, такие как: «Неизвестный Булгаков», воспоминания о Булгакове Татьяны Лаппа.
Каждый раз, перечитывая «Мастер и Маргарита», я по-другому воспринимал прочитанное, а в последнее время стал не просто перечитывать роман, но и исследовать его.
Три недели назад мы с Бэллой Иордан написали маленькую поэму, называющуюся «ТРИПТИХ или ТРИ МОНОЛОГА»
Вот она:
 
РОЖДЕСТВО

Шалом, мой мальчик!
Я безмерно рада
услышать долгожданный первый крик –
подарок свыше, Божия награда,
для женщины святой и светлый миг.
Дитя-младенец, ты ещё бессилен, –
над яслями едва горит фонарь, –
но Ангелы, ликуя, известили:
Взошла Звезда! И в мир явился Царь!
Да! Ты нам Царь,
с зачатья это знаю
и с участью смириться нелегко.
Мне страшно, повинуюсь и страдаю –
не для меня ты, сын, а для Него.
Ты в мир принес спасение и Слово,
а сердце плачет – твой недолог срок.
Тернистый путь Всевышним уготован...
Я не должна рыдать...
... Прощай!.. ... Сынок...
 
Монолог Понтия Пилата
четырнадцатого числа весеннего месяца Нисан
 
Зной падает в сады Ершалаима
Перед грозой он тяжек и недвижим.
Что делаю я здесь, вдали от Рима,
В том городе, который ненавижу?
...Опять виски сковало жуткой болью...
Что пишут мне? Волненья в Галилее?
Троих казню. А одного – на волю.
Так я решил, правитель Иудеи!
Ты Сыном Божьим звал себя, преступник?
С Тиберием сравнил себя ты в шутку?
Твой бог один теперь тебе заступник,
А муки на столбе, поверь мне, жутки!
Подписан приговор Синедриона,
Умрёшь за то, что звал себя Мессией.
Какой глупец! В руках центуриона
Навряд ли мне докажешь, что всесилен!
Но что со мной? Как душно и тревожно!
И солнце будто в небесах погасло...
Ты прав, Иешуа? И снова невозможный,
Ужасный запах розового масла!
А накануне Пасхи иудейской
Каифа требует Вар-равва на поруки.
Страшней мятежника философ галилейский
Да будет так! Я умываю руки!
 
ГОЛГОФА
 
Отойди от меня, сатана!
Дай свершиться тому, что должно.
Эту чашу я выпью сполна,
От себя отрекаться – смешно.
Не о Божьем ты думаешь, Пётр.
Я к твоим состраданиям глух.
Что Иисус? Только жалкая плоть.
Но Христос – торжествующий Дух!
Знаю, Господи, воля твоя!
Помышленья мудры и просты...
...Нет, не ведают то, что творят...
Ты толпе заблужденья прости.
Жить земным – вожделений искус...
...Слышишь, Боже, – суставы хрустят...
На кресте умирает Иисус...
Но убить невозможно Христа!
Отделите от плевел зерно!
Жизнь вне Истины – тьма и обман.
Не скорбите о мире земном...
...Наплывает кровавый туман ...
Вот и всё...
Напоследок вздохнуть...
Луч из тучи скользнул по лицу...
В небесах открывается путь...
. ...Я Домой возвращаюсь!..
К Отцу!..
 
11-14 марта 2009
Розенхайм, Рюссельсхайм
 
Готовясь к написанию своей части триптиха, я ещё и ещё раз перечитывал Булгакова, Чингиза Айтматова, искал в Интернете всё то, что касалось жизни Понтия Пилата. Чуть позже я поместил здесь, на портале, полемическую заметку «Ещё раз о том, кто такой Понтий Пилат».
Какую цель я преследовал, помещая эту заметку? Прежде всего, мне хотелось убедить читателя в том, что легенда о Понтии Пилате, оказавшимся жертвой обстоятельств, - не более чем ловкий ход тех, кто переделывая на свой вкус и потребу библейские сюжеты, огульно обвинил древних иудеев в предательстве и распятии Мессии.
К сожалению, мой любимый Булгаков так же поддался искушению пнуть ногой евреев, что он и сделал в «Мастере и Маргарите», не признав за Христом факта его иудейского происхождения и смазав зловещий образ Пилата, сделав его более человечным и мучимым раскаянием за содеянное.
Об этом вы можете прочесть в той заметке; я же хочу обратить ваше внимание на следующий несуразный, на мой взгляд, момент в романе.
Для того, чтобы вы поняли, о чём пойдёт речь, мне придётся процитировать куски из главы «30» и «эпилога» романа «Мастер и Маргарита».
 
Сцена после прощания Мастера и Ученика в доме скорби:
 
- Нет, Прасковья Фёдоровна, не надо доктора звать, - сказал Иванушка, беспокойно глядя не на Прасковью Фёдоровну, а в стену, - со мной ничего особенного такого нет. Я же разбираюсь теперь, вы не бойтесь. А вы мне лучше скажите, - задушевно попросил Иван, - а что там рядом, в сто восемнадцатой комнате сейчас случилось?
- В восемнадцатой? – переспросила Прасковья Фёдоровна, и глаза её забегали, - А ничего там не случилось. – Но голос её был фальшив, Иванушка тотчас это заметил и сказал:
- Э, Прасковья Фёдоровна! Вы такой человек правдивый... Вы думаете, я бушевать стану? Нет, Прасковья Фёдоровна, этого не будет. А вы лучше прямо говорите. Я ведь через стену всё чувствую.
-Скончался сосед ваш сейчас, - прошептала Прасковья Фёдоровна, не будучи в силах преодолеть свою правдивость и доброту, и испуганно поглядела на Иванушку, вся одевшись светом молнии. Но с Иванушкой ничего не произошло страшного. Он только многозначительно поднял палец и сказал:
- Я так и знал! Я твёрдо уверяю вас, Прасковья Фёдоровна, что сейчас в городе ещё скончался один человек. Я даже знаю, кто, - тут Иванушка таинственно улыбнулся, - это женщина.
 
Речь в этом отрывке шла о том, что Воланд, по просьбе Иешуа даровал Мастеру покой, и, чтобы забрать Мастера и Маргариту с собой в те места, где они могут «обрести покой», умертвил их, дав отравленного вина.
Кто же тогда посетил Иванушку, если к тому времени Мастер и Маргарита были мертвы?
Воланд подарил бессмертие двум любящим сердцам, и это души Мастера и Маргариты пришли прощаться с сумасшедшим поэтом Иваном Бездомным.

А вот что мы находим в эпилоге романа.
В цитируемом куске речь идёт о последствиях пребывания Воланда в Москве:
 
Но вот что осталось совершенно неясным для следствия – это побуждение, заставившее шайку похитить душевнобольного, именующего себя мастером, из психиатрической клиники. Это установить не удалось, как не удалось добыть и фамилию похищенного больного. Так и сгинул он навсегда под мёртвой кличкой «Номер сто восемнадцатый из первого корпуса».
 
Что это было? Ошибка Булгакова? Ведь речь не идёт о том, что был похищен мертвец, - иначе бы автор написал об этом, как он написал ранее о похищении отрезанной головы Берлиоза.
Мне кажется что тут дело в следующем.
Булгаков писал роман 11 лет, с 1929 по 1940 год, сделав множество его вариантов. Я читал изменённые в самом последнем варианте главы романа и не могу сказать, что они лучше ранее написанного.
Я думаю, что издатели сами выбирали, что вставлять, а что нет в готовящееся издание.
Вероятно, именно в тот момент и произошло описанное мной недоразумение.
Как бы там ни было, для меня и роман, и его автор остаются любимыми, а что мы только не прощаем любимым?!


Рецензии
Юрий, советую посмотреть маршрут Иешуа-Га-Ноцри по Ершалаиму в фотографиях.
http://www.boti.ru/node/43473
С уважением. Татьяна.

Татьяна Хожан   01.11.2009 21:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.