Ещё раз о том, кто такой Понтий Пилат

Работая вместе с Бэллой Иордан над созданием небольшой поэмы «ТРИПТИХ или
ТРИ МОНОЛОГА», я перевернул горы литературы, выискивая в ней всё то, что касалось истории взаимоотношения Христа с Понтием Пилатом.
В конце-концов, окончательно запутавшись в море противоречивой информации, я решил пойти по пути, показавшемуся наиболее созвучным моим собственным убеждениям.
Я избрал те версии, которыми руководствовались Михаил Булгаков и Чингиз Айтматов при написании «Мастера и Маргариты» и «Плахи».
Поместив часть триптиха на одном из литературных порталов, я вскоре получил отзыв одного из читателей, в котором он написал буквально следующее: «Пересказ известного сюжета. И не более того».
Я очень спокойно отношусь к критике.
В данном же случае меня задело то, что читатель не принял во внимание тот факт, что у автора не было права по-своему переписывать Историю.
А вот взгляд на события двухтысячилетней давности известного писателя и публициста Давида Гениса мне показался интересным.
Предлагаю вашему вниманию его статью «Понтий Пилат в истории еврейского народа».
 
Далее цитируется по первоисточнику:
 
И вновь я возвращаюсь к книге Йосефа Телушкина "Еврейский мир". Чуть меньше странички он выделил для упоминания Понтия Пилата. Никогда бы этот тип не вошел в историю, будучи одним из многих жестоких римских наместников Иудеи, если бы не его судейство над Иегошуа из Назарета. По приказу Пилата римские солдаты распяли этого иудея. Спохватились его последователи, назвали Иисусом Христом, "сыном божьим". Ну, что же. Хотите себе еврея в святые взять, ваше дело. Но сиё судейство Понтия Пилата с распятием превратилось в символ борьбы не против римлян, а против... всего еврейского народа. И длится это изуверство по отношению к целому народу, не имевшего никакого отношения к той якобы казни, уже на протяжении многих столетий до наших дней.
 
Может быть, распятие, как очень жестокая и мучительная казнь, потрясло воображение тех времен? Да, нет. Распятие было "привычной" римской казнью.
"За время римского владычества 50-100 тысяч евреев было распято. Какая же горькая ирония в том, что именно евреев веками упрекают в том, что они содействовали распятию Йешу" (Телушкин, 2005).
 
Что же произошло в самом начале нашей эры? Исторических документов этих событий нет. Только Евангелия, написанные четырьмя последователями Иисуса Христа. Да, известно, что Понтий Пилат владычествовал в Иудее десять лет (26 - 36 гг н.э.). Помимо Нового Завета, Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита. В 1961 году в средиземноморском порту Кесарии, который был когда-то резиденцией римского наместника в Иудее, археологи обнаружили плиту с латинской надписью "Понтий Пилат, префект Иудеи...". Эта плита стала первой археологической находкой, подтверждающей существование Пилата" (интернет, Википедия).
 
Когда мы были в Израиле, в Кесарии, местный гид с таким восторгом сказал нам об этом, будто этот обломок плиты подтверждает, да, если был Пилат, значит, был и Иисус... Логичный вывод, типа "Весна наступила потому, что прилетели грачи". Но прокураторы римские в этих краях были и до, и после Пилата, известны все их имена и годы владычества в Иудее, есть римские и не только римские документы. Чему же тут удивляться, да еще делать виртуальные выводы? Никто и не спорит, был Пилат. Что дальше?
 
А дальше происходят странные вещи. Иосиф Флавий, живший в семидесятых годах н.э. и упомянувший Пилата, в то же время ничего не пишет о его роли в суде и распятии Иисуса. "Это выглядит довольно странно, если учесть, что Иисус был незаурядной личностью, окончившей так трагично свой век, и что Флавий не мог не заметить "Божьего сына и Мессию", который взбудоражил весь иудейский край и за которым "шли целые толпы народа". Обнаружено, правда, в "Анналах" Тацита описание казни Иисуса Христа. Но историографы пришли к выводу, что этот эпизод вставлен позднее в "Анналы" (К.Кондря, "Форвертс", 2006).
 
Да, как-то не очень понятно, чтобы даже такие крупнейшие историки начала нашей эпохи, как Иосиф Флавий и Филон Александрийский, когда всё уже записывалось и документировалось, о Понтии Пилате упоминают, а вот о суде Пилата, Иисусе Христосе и его казни того же времени ничего не пишут. Возникает вопрос: "А был ли ребенок..."?
 
Не вмешиваясь в спор, напомню описанные в Евангелиях события. Римские солдаты арестовали Иисуса. Но без ведома Пилата они не посмели бы явиться для этого в Гефсиманский сад вместе с посланцами первосвященника Каифы. При чем тут Каифа? Дело в том, что в еврейской общине Иерусалима Иегошуа (Иисус) воспринимался как "диссидент", как самозванец на роль Мессии. В общем, это были серьезные религиозные противоречия. Иисус и сам это понимает:
 
Ев.от Матвея, 16:21: "С того времени Иисус начал открывать ученикам своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту...". Причем же здесь народ еврейский?
 
Но Пилата мало интересовали религиозные споры евреев, да и не его это дело было наказывать за нарушение иудейских религиозных законов. Значит, у него были какие-то другие серьезные для римлян доводы. Все четыре Евангелия приводят допрос Иисуса у Пилата: "И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился".
 
Как видим, основной вопрос, который Пилат задал Иисусу был: "Ты Царь Иудейский? ". Почему этот вопрос для Пилата стал основным? Потому что притязание на власть, в данном случае, в качестве Царя Иудейского, согласно римских законов, считалось опасным преступлением. Ответом на этот вопрос стали неопределенные слова Христа - ты говоришь. Конечно, то, что Иисус называл себя царем иудейским, во всяком случае, категорично не отказался от этого наименования на допросе у Пилата, насторожило римлянина и заставило арестовать возможного возбутителя очередного бунта против Рима. Пилат уже подавил несколько восстаний непокорных евреев, и новый мятеж ему совсем не был нужен.
 
И он отправил Иисуса на Голгофу как самозванного "царя Иудейского" и даже сам написал на кресте : "Иисус Назаретянин Царь Иудеев".
 
В Новом Завете Пилат выглядит "добрым, справедливым, уж очень не желавшим казни Иисуса". "Немало данных опровергают довольно симпатичный образ, данный Новым Заветом. Мягкий, добросердечный Пилат Нового Завета, который в глубине своего сердца не хотел причинять вред Йешу - сознательный вымысел. (Телушкин,2005).
 
"Образ прокуратора Понтия Пилата - слепок его псевдопортрета из описания евагелистов. По сведениям историков, Пилат был коварным и жестоким сатрапом Иудеи, оскорбляющим религиозные чувства евреев, что шло в разрез с веротерпимой политикой Рима того периода и за что он был отозван досрочно императором Тиберием и, вероятно, наказан" (К. Кондря).
 
"Такие кровопролития, судя по другим древним источникам, Пилат производил не один только раз. Он был первый из прокураторов, кото¬рый начал посягать на неприкосновенность еврейской религии. Знаменитый Филон из Александрии; живший в одно время с Пилатом, дает сле¬дующую характеристику его личности: "Однажды иу¬деи стали увещевать его добрыми словами, но свирепый и упрямый Пилат не обратил на это никакого внимания... Эти слова только больше раздразнили его, ибо он боялся, что посольство раскроет в Риме все его преступления, его продажность и хищничество, разорение целых фамилий, все низости, затейщиком которых он был, казнь множества людей, не подвергнутых даже никакому суду, и другие ужасы, превосходившие всякие пределы" (Иосиф Флавий "Иудейская война").
 
И вдруг этот самовластный местный владыка по каким-то собственным мотивам "доброго дядюшки" решил пожалеть нарушителя спокойствия римской провинции. Но не хватило у него, мол, духу не послушать кровожадные толпы иудеев, и не помиловал он Иисуса, велел распять его.
 
Конечно, кто же виноват в этом? Пилат? Да что вы! Он же зауважал возмутителя политического спокойствия. Но вот "орущие иудеи"... Но историю тоже надо уважать. Власть Пилата над Иудеей была абсолютной, это исторически известная вещь. "Если бы он хотел освободить Йешу, то так бы и сделал, не позволив презираемой им еврейской толпе вынудить себя отдать на смерть человека, которым он восхищался" (Телушкин, 2005).
 
И далее этот же автор пишет: "На всякий праздник Пилат отпускал одного узника. На этот раз, "по просьбе народа" он отпустил убийцу Варавву, а не "невинного" Иисуса. Почему? Почему он приказал римским солдатам бить Иисуса? И почему римские солдаты надели Иисусу терновый венок, называли издевательски Царем Иудеи, плевали на него и били нещадно? Почему не истязали и тех двух разбойников, которых распяли вместе с Христом? На эти четыре вопроса есть один и тот же ответ: злодеи были опасны для общества, а Иисус был опасен для Рима".
 
"Пилат в суде над Иисусом и в осуждении последнего проявил себя как имперский чиновник, столкнувшийся с угрозой общественному спокойствию. Апологетические тенденции евангелий, подчеркивающих его нежелание выносить обвинительный приговор Иисусу, объясняются тем, что древние христиане хотели возложить ответственность за смерть Иисуса на евреев, обелив тем самым Пилата, представителя властей Рима. Так, согласно Марку (15:1-15), Пилат просто соглашается с приговором синедриона и требованием народа, а Матфей (27:11-25) придерживается той же версии, прибавляя к ней эпизод с умыванием рук. В третьем и четвертом евангелиях Пилат постоянно говорит о невиновности Иисуса, однако отступает под сильным давлением первосвященников и толпы" (Интернет, сайт People's History. Люди).
 
"Когда писался Новый Завет, христианство было запрещено римским законодательством. Римляне осознавали, что казнили основателя христианства, и не видели никаких причин для изменения своей антихристианской позиции. Единственной надеждой христиан добиться признания было "доказать" Риму, что распятие Йешу было трагической ошибкой, вызванной лишь тем, что Пилата вынудили на это евреи. Поэтому Новый Завет говорит, что Пилат хотел спасти Йешу от казни, но поддался на крики огромной еврейской толпы, кричавшей "Распни его!." (Телушкин, 2005).
 
Да и как мог жестокий римский наместник проявить снисхождение к Иисусу,
если "В первые три столетия существования христианства римские императоры продолжали исповедывать языческую веру и воздвигали жестокие гонения на христиан. Только в начале 4-го века н.э. император Константин обнаружил склонность к христианству. Впоследствии... решил сделать христианство господствующею в государстве религией. В 325 г. он созвал большой церковный собор".(Историк С.Дубнов, 1910).
 
Леон Блуа (1846-1917), французский писатель и критик, так написал: "Забывают или не хотят знать, что наш Бог, ставший человеком, еврей, еврей по преимуществу по природе, что мать его еврейка, цветок еврейской расы, что апостолы были евреи, так же и все пророки, наконец, что наша священная литургия почерпнута из еврейских книг. Но тогда как выразить всю чудовищность оскорбления и кощунства, которое представляет собой унижение еврейской расы?".
 
Так всё же, какова роль Понтия Пилата, римского прокуратора Иудеи начала новой эры, в истории еврейского народа? Да, собственно, никакая.
 
Но, можно сказать и наоборот: христианство, воспользовавшись историчностью его имени, ввело в оборот христианской политики на многие века выдуманные ими же жесточайшие слова, не укладывающиеся ни в какие нормы человеческой морали. Эти слова (которые даже противно тут цитировать) повлекли за собой сотни и сотни тысяч кровавых жертв и насилий со стороны христиан под флагом Иисуса Христа во всей истории еврейского народа последних двух тысячелетий...
 
Давид Генис 19 июня 2008
 
Надеюсь, что прочитав эту статью, у вас появится понимание того, кем на самом деле был Понтий Пилат – пятый прокуратор Иудеи, Всадник Золотое Копьё.
С уважением к любому мнению,
Ваш Берг.


Рецензии
"По приказу Пилата римские солдаты распяли этого иудея."
Это неточность. Согласно евангелической версии Пилат не приказал, а утвердил смертный приговор Первосвященника (точнее синедриона). По этой версии Иисус был арестован по приказу Первосвященника, выдавшего затем Иисуса наместнику. Зато по версии римского историка Тацита, которая вызывает споры относительно ее подлинности, " ... Прозвание это идет от Христа, который в правление Тиберия был предан смертной казни прокуратором Понтием Пилатом."

"Распятие было "привычной" римской казнью."
Это была привычная, но не римская казнь. Римляне переняли много хорошего и плохого от окружающих их народов: распятие они подглядели у карфагенян (те распяли пленного римского консула), а карфагеняне, будучи финикийцами по происхождению, вывезли его с исторической родины. Распинали не только в Финикии, но и в древних Вавилоне, Египте, Греции. В Иудее казнь на кресте практиковалась при царе Ироде.

"Но историографы пришли к выводу, что этот эпизод вставлен позднее в "Анналы"
На самом деле по этому поводу идут споры. И К.Кондря не единственный авторитет в этом вопросе. Вот, что пишет автор с фамилией Деревенский Б.Г.: " последнее время в научных работах приводятся аргументы в защиту подлинности рассказа Тацита о христианах и упоминании самого Христа. Отмечается стилистическое единство этого отрывка с остальным текстом "Анналов", а также указывается на психологическую невозможность для верующего христианина назвать свою религию "зловредным суеверием" (exitiabilis superstitio), как сказано у Тацита... Подобные же определения - "суеверие" (superstitionis), "отвратительная вера", "бессмысленные обычаи" - мы встречаем у Тацита и по отношению к иудейской религии (История, V, 4-8). И Тацит был среди греко-римских писателей далеко не единственным, кто подобным образом отзывался о восточных культах. Собственно говоря, враждебность римлян к христианской общине, костяк которой первоначально составляли иудеи, проистекала и являлась продолжением антипатии к иудеям и иудаизму..."

"Римские солдаты арестовали Иисуса."
Из евангелий непонятно, какие-такие солдаты арестовали Иисуса. А может быть, храмовая стража.

"Ответом на этот вопрос стали неопределенные слова Христа - ты говоришь."
Я читал исследования специалистов, утверждавших, что такой ответ - разновидность утвердительного ответа в арамейском языке. Т.е. Иисус фактически признал, что говорил о себе как о царе. В распоряжении Первосвященника имелись показания свидетелей на этот счет. Да и сам Иисус, согласно евангелиям нередко пояснял, что, да, он - царь, но царство его не от мира сего.

"за что он был отозван досрочно императором Тиберием и, вероятно, наказан"
Охотно верю, что Кондря - большой знаток вопроса, только нет данных об отзыве его Тиберием. Есть данные об отзыве его наместником Сирии Вителлием (это две "большие разницы"). Иудея в то время номинально входила в римскую провинцию Сирия, поэтому ее наместник мог позволить себе высылать на родину чиновников, допускающих серьезные злоупотребления на "службе".

"Когда писался Новый Завет, христианство было запрещено римским законодательством". Это не так для 1 в. н.э., с середины которого появляются книги Нового завета на греческом языке. С точки зрения римлян 2 в. н.э., христианство - вредное суеверие, а их нелояльное поведение свидетельствует о непризнании законной власти императора. Но никаких официальных запретов не было. Подозрительное отношение римских властей фиксируется в начале 2 в. в рескрипте Траяна (христиан специально выискивать не следует, но если их изобличат в преступлениях и они отрекутся от своей веры, их следует прощать).

"то мать его еврейка, цветок еврейской расы"
На Прозе.ру один автор доказывал, что она - галилеянка, а фраза на арамейском, произнесенная Иисусом перед смертью, на самом деле произнесена на каком-то индоевропейском языке. Т.е. Иисус - не иудей, а истинный ариец с характером, приближающимся к нордическому.

"у вас появится понимание того, кем на самом деле был Понтий Пилат – пятый прокуратор Иудеи, Всадник Золотое Копьё."
У меня понятие такое: Понтий Пилат - один из префектов Иудеи; из сословия всадников, видимо, самнитского происхождения, ибо номен "Понтий" встречается у известных науке представителей этого италийского племени; что касается Золотого Копья, то это фантазия М.А.Булгакова, основанная на средневековых легендах; когномен Пилат означает что-то вроде Копьеметатель; Пилат был, вероятно, назначен в Иудею Тиберием по протекции его временщика - Сеяна; один из бездарных, недалеких, но жестоких римских чиновников, рассматривавших наместничество, как одну из ступеней в карьерной лестнице и как способ личного обогащения путем самого бесцеремонного ограбления подданных; по многочисленным просьбам трудящихся, причем не только иудейских, но и самаритян, наместник Сирии отстранил Пилата от управления и командировал его домой в Рим, для рассмотрения там компетентными органами вопроса о его соответствии занимаемой должности. О его роли в "деле" Иисуса можно только гадать. Во всяком случае евангелический Пилат выглядит неправдоподобно.

Алексей Аксельрод   08.12.2017 00:33     Заявить о нарушении
Спасибо за столь интересную рецензию. Писалось давно и сегодня я бы многое поменял. Я продолжаю интересоваться этой темой и недавно нашёл интересную статью Михаила Хейфеца "Суд над Иисусом: взгляд Хаима Коэна". Мне кажется, что и вам будет интерсно почитать её.

Юрий Берг   08.12.2017 11:01   Заявить о нарушении
Ничего из обсуждаемого не знаю толком. Но вот эта статья (автора не искал, ссылка в самом конце) - оказалась весьма интересной. Главное - лишнее свидетельство не-прокураторства Пилата. А по поводу его определения как "Понтий", кажется (могу и напутать) говорилось у Зеркалова. Это "звание" было получено Пилатом в связи с его предыдущим местом работы - где-то на берегах Понта. Кстати, тоже неким администратором.
=================================================================================

// Археологи узнали имя неизвестного наместника Иудеи
Что мы знаем о прокураторах Иудеи? Об одном, по понятным причинам, слышали все – о пятом по счету, Понтии Пилате. Даже тот, кто не читал ни Иосифа Флавия, ни Тацита, ни Новый Завет, помнит из Булгакова: «жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат».
Любопытно, однако, что все вышеперечисленные – уважаемые историки, евангелисты и даже Булгаков – ошибались. Понтий Пилат прокуратором не был и быть не мог: этот статус был введен позже. Первым прокуратором Иудеи стал Куспий Фад в 44 году нашей эры, а Понтий Пилат, чье наместничество в Иудее пришлось на период с 26 по 36 год, был префектом провинции.
Этот анахронизм, малопонятный широкой публике, имеет важное значение для историков. Во-первых, ошибка в названии официальной должности Понтия Пилата указывает на то, что все упоминающие его письменные источники были созданы после 44 года, то есть авторы успели привыкнуть к новому названию должности наместника в Иудее – прокуратор, а не префект. Во-вторых, этот анахронизм лишний раз подтверждает, что письменные источники не во всем достоверны, в отличие от археологических артефактов соответствующего периода.
За время существования Иудеи как римской провинции, с 6 по 135 год нашей эры, историки насчитали 30 правителей Иудеи – в разных статусах и рангах. Сведения о многих из них пришлось добывать по крупицам, о некоторых – догадываться, но в целом ученые были уверены, что выяснили имена почти всех римских наместников в Иудее.
Обнаружить новое имя – уже сенсация. Обнаружить его не в исторических хрониках, а на прижизненном артефакте – бесценно. Именно такая находка была сделана израильскими дайверами в гавани древнего города Дор.
Камень с высеченной на нем надписью был найден еще в январе 2016 года. Шторм обнажил участок морского дна на глубине всего 1,5 метра – так подводные археологи из университета Хайфы, обследовавшие гавань, смогли заметить под водой явно рукотворный каменный блок.
Камень размерами 70 на 65 см и весом около 600 кг оперативно подняли со дна, еще несколько месяцев заняла его очистка от морских отложений и расшифровка обнаруженной надписи. В декабре о результатах работы ученых сообщил израильский новостной сайт Haaretz.
Расшифровкой семи неполных строк, выполненных на греческом языке, занимался профессор Ассаф Ясур-Ландау (Assaf Yasur-Landau) из университета Хайфы. Часть текста отсутствует, однако ученые полагают, что оригинальная надпись выглядела так: «Город Дор в честь Марка Пакция, сына Публия, Сильвана Квинта Коредия Галла Гаргилия Антиква, правителя провинции Иудея, а также […] провинции Сирия и покровителя города Дор».
По всей видимости, камень с надписью – обломок пьедестала статуи самого Гаргилия Антиква, но скульптурное изображение наместника Иудеи и покровителя города Дор пока не нашли.

...

Дмитрий Сухарев   05.10.2019 22:59   Заявить о нарушении
Значимость нескольких строк на невзрачном каменном обломке трудно переоценить. Начнем с того, что это вторая надпись римской эпохи, в которой упоминается провинция Иудея. Прежде была известна лишь одна – речь идет о знаменитом «камне Понтия Пилата», обнаруженном археологами в 1961 году при раскопках римского театра в Кесарии. Надпись на нем неполная, однако сохранившихся букв оказалось достаточно для реконструкции текста:
[DIS AUGUSTI]S TIBERIEUM
[...PO]NTIUS PILATUS
[...PRAEF]ECTUS IUDA[EA]E
[...FECIT D]E[DICAVIT]
В переводе с латыни – «Августу Тиберию Понтий Пилат, префект Иудеи, посвятил это». Находка 1961 года стала первым материальным доказательством существования такого человека как Понтий Пилат, первым прижизненным указанием его должности (префект, а не прокуратор) и первым упоминанием провинции Иудея в римских надписях.
Находка 2016 года не менее значима. «Мы впервые с абсолютной уверенностью идентифицировали человека, управлявшего Иудеей в критические годы перед восстанием Бар-Кохбы, а также мы нашли второе упоминание провинции Иудея в надписях римского времени», – говорит профессор Ясур-Ландау.
Новость была опубликована на израильском новостном сайте, читателям которого не нужны дополнительные пояснения: восстание иудеев против римлян под предводительством Шимона Бар-Кохбы – одно из важнейших событий в истории еврейского народа. Оно началось в 132 году и длилось несколько лет, унизительно долго для римлян. Конец известен: непокорную провинцию залили кровью. Историк Дион Кассий сообщает, что в ходе военных действий погибло 580 тысяч евреев, не считая умерших от голода и болезней: «вся или почти вся Иудея превратилась в пустыню».
Однако усмирение собственной провинции обошлось могучей империи запредельно дорого. Рим выставил против восставших больше десяти легионов, три легиона были полностью уничтожены, общие потери исчислялись десятками тысяч солдат. Сообщая Сенату о подавлении мятежа, император Адриан даже не осмелился употребить обычную в таких случаях формулу «Я и мои легионы пребываем в благополучии».
Император понимал, что для окончательной и бесповоротной победы недостаточно обескровить противника – нужно сломить его дух, стереть память, разорвать связь людей с землей. Так в 135 году римская провинция Иудея перестала существовать, ее переименовали в Сирию Палестинскую, Syria Palaestina. «Иерусалим должен быть разрушен»: на его месте начал расти римский город с римским названием Элия Капитолина в честь победоносного императора, полное имя которого – Публий Элий Адриан.
Основные события известны, однако этот период продолжает интриговать историков. Учитывая масштаб события и его последствий, достоверных сведений о восстании очень мало – своего летописца у него не было. Бульшая часть информации содержится в многотомной «Римской истории» Диона Кассия, написанной через несколько десятилетий после восстания Бар-Кохбы, а также в талмудической литературе, что вовсе не добавляет исторической ясности. Наиболее достоверным источником остаются редкие археологические находки, в частности, надписи на римских памятниках и письменные документы эпохи восстания. Открытия, о которых редко сообщают широкой публике, помогают ученым выяснить важнейшие факты, необходимые для реконструкции событий.
Например, в 2002 году благодаря расшифровке надписи на руинах триумфальной арки в честь Адриана ученые смогли точно выяснить год окончательного подавления восстания – 136-й, а не 135-й, как считалось ранее. Шимон Бар-Кохба, веками остававшийся полумифической фигурой, в ХХ веке обрел реальные черты: среди знаменитых свитков Мертвого моря, найденных в Иудейской пустыне, были обнаружены его подлинные письма. В 2009 году на черном рынке древностей был перехвачен бесценный папирус эпохи восстания, а грандиозная археологическая экспедиция, которая должна вот-вот начаться, будет искать в пещерах близ Мертвого моря не только библейские свитки, но и артефакты, принадлежавшие скрывавшимся в пещерах сторонникам Бар-Кохбы.
Казалось бы, с римской стороны ясности должно быть больше – Империя была огромной бюрократической машиной, которая обычно оставляла много следов в истории. Восстание Бар-Кохбы было уже третьим мятежом евреев на памяти римлян – первый вооруженный конфликт произошел еще в конце 60-х. Это одна из причин, почему в 70 году в Иудее закончилась эпоха прокураторов. Их сменили наместники с опытом ведения боевых действий и более серьезным статусом: legatus Augusti propraetore, легат Августа пропретор. Одно из важнейших отличий от префектов и прокураторов – функция главнокомандующего всеми вооруженными силами, дислоцирующимися в провинции.
В теории, Рим был готов к любым сюрпризам со стороны местных: в Иудее постоянно базировался Десятый легион (Legio X Fretensis) и вспомогательные войска, во главе провинции много лет стояли опытные полководцы, назначаемые лично императором. Но «что-то пошло не так» и по факту вышло иначе. Да, в итоге римляне победили, но и они не оставили достаточно свидетельств об унизительном для империи противостоянии 132-136 годов.
Например, известно имя наместника Иудеи, не справившегося со своими прямыми обязанностями: это Квинт Тиней Руф, прозванный «тираном Руфом» – он допустил (или спровоцировал) подъем мятежных настроений, «позволил» Иудее вооружиться, он первым выступил против восставших и именно его легионы были разгромлены первыми.
В списке наместников Иудеи по версии Википедии Тиней Руф, легат Августа пропретор, числится предпоследним: годы наместничества указаны как 132-135. Однако историки относят начало его правления к 130 году, а последнее достоверное упоминание о нем датируется 132 годом: то ли Тиней Руф скончался, то ли его отстранили от управления восставшей провинцией.
Последним наместником Иудеи считается Юлий Север, хотя по сути единственное, чем он управлял, – это армия. Юлий Север был срочно «командирован» в Иудею из Британии как лучший полководец своего времени: пожалуй, это самое явное указание на размах провинциального мятежа, принявшего катастрофические для римлян масштабы. Свои легионы направили в Иудею и более близкие соседи – наместник Сирии Публиций Марцелл и наместник Аравии Тит Гатерий Непот.
Если о периоде самого восстания известно мало, то о периоде, ему предшествовавшем, – еще меньше. В списке наместников Иудеи не заполнен долгий пробел между 120 годом (Луций Коссоний Галл) и 130-м (начало наместничества Квинта Тинея Руфа).
Тут самое время вернуться к сенсационной находке 2016 года и личности Гаргилия Антиква. Надпись на камне не оставляет сомнений: обнаружен ранее неизвестный наместник Иудеи, управлявший провинцией незадолго до начала кровавых событий 132-136 годов. Найденная надпись – очередной пример того, сколько информации могут извлечь ученые из одного имени и нескольких строчек древнего текста.
Называя Гаргилия Антиква «неизвестным наместником», журналисты и даже историки немного лукавят. Марк Пакций Сильван Квинт Коредий Галл Гаргилий Антикв хорошо знаком ученым. О его связи с Иудеей было известно ранее, а некоторые специалисты – в частности, историк Эдвард Даброва – давно предполагали, что Гаргилий Антикв мог быть наместником этой провинции. В 2016 году гипотеза обрела материальное подтверждение.
Дело в том, что найденный камень – уже второй, на котором содержится упоминание об этом человеке. Во время арабо-израильского конфликта в конце 1940-х годов возле восточных ворот города Дор был найден округлый каменный блок (тоже, к слову, фрагмент пьедестала) с надписью на греческом. Тогда всем было не до древней истории, но место запомнили. В 1978 году археологи повторно нашли этот камень и тщательно изучили. В тексте, несмотря на сильные повреждения, легко читались имя и должность – Марк Пакций, сын Публия, Сильван Квинт Коредий Галл Гаргилий Антикв, легат Августа пропретор провинции… но какой провинции – загадка, поскольку именно в этом месте обломок пьедестала заканчивается. Тогда ученые предположили, что речь идет о Сирии.
Сейчас «творческий путь» Гаргилия Антиква реконструирован более обстоятельно, а карьера этого человека может кое-что рассказать о состоянии дел во вверенной ему Иудее.
Известно, что в 116-119 годах Гаргилий Антикв получил опыт управления провинцией Аравия Петрейская, в 119 году стал консулом-суффектом, а позже (около 122 года, считают ученые) был назначен наместником Иудеи, сменив на этом посту Луция Коссония Галла. Как долго Гаргилий Антикв управлял провинцией – пока неясно, возможно, около двух лет. Однако его дальнейшая карьера подсказывает, что наместничество в Иудее было успешным, во всяком случае, с римской точки зрения. В 135 году Гаргилий Антикв был назначен проконсулом Азии, что можно считать вершиной его политической деятельности.
Имя одного успешного римлянина помогло выстроить логическую цепочку: во время наместничества Гаргилия Антиква в Иудее все было спокойно или выглядело таковым. Тот случай, когда полученный ответ вызывает еще больше вопросов: восстание Бар-Кохбы началось в 132 году не на пустом месте, к нему готовились несколько лет. Зрели мятежные настроения, бунтовщики запасались оружием… Наместник императорской провинции был обязан сообщать императору о любой угрозе римскому владычеству и ждать дальнейших распоряжений от «начальства». Если обеспокоенность делами провинции возрастала, следы такой переписки между Гаргилием Антиквом и Адрианом должны были так или иначе сохраниться. Но пока всё, что нашли ученые, – два фрагмента памятников в честь дорогого руководителя и щедрого благодетеля.
Еще предстоит понять, в каком контексте в найденной надписи упомянута Сирия (достоверно известно, что наместником этой провинции с 128 по 135 год был Публиций Марцелл и для других там не было места). Кто был наместником Иудеи между Гаргилием Антиквом и «тираном» Тинеем Руфом – тоже неизвестно.
Как бы то ни было, все довольны: ученые получили новую пищу для размышлений, а любители истории – возможность увидеть редчайший артефакт, найденный на дне морском и ныне выставленный на всеобщее обозрение в библиотеке университета Хайфы.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=2833627&cid=2161 //

Дмитрий Сухарев   05.10.2019 23:00   Заявить о нарушении
Уточнил по "Понтийскому". Это действительно описано у Зеркалова, в главе 28.
Но - к сожалению - не как историческое свидетельство, а как некий художественный вымысел в некой пьесе 12 века. И Понт там тоже не в привычном понимании, а некий остров Понт, где Пилат и администрировал.

Дмитрий Сухарев   06.10.2019 00:26   Заявить о нарушении
Совершенно согласен с вашим отзывом. Я собрал большой материал по П.Пилату для последующей работы. Книги Телушкина у меня на полке. Что касаемо происхождения Иисуса тут достаточно мнений. Очень распространено то, что отец был римский легионер. Я много работал над ликом Христа и часть работы выставил на Прозе в разделе "Религия". Должен заметить, что косвенные подтверждения, по моему мнению, римского происхождения есть. Они отразились в последующих изображениях Иисуса Христа.

Вадим Гарин   18.12.2022 15:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.