Непрошенные советы

Давать советы дело неблагодарное, людям творческим – вдвойне, а художникам - втройне. В недавний пост о двух картинах Дмитрия Мирошникова («Пейзаж» и «Обнаженная») я добавила ссылку на авторскую страничку мастера и по невоздержанности языка приписала, что я бы там «кой-чего подчистила».

http://sinitzat.livejournal.com/449048.html

Откуда пришла в голову подобная мысль, представить не могу. Тем более, что считаю: художник волен делать все, что заблагорассудится: выбирать любые средства для отражения нашей дорогой действительности, дабы воздействовать на зрителя не абы как, а по-настоящему – до мурашек. В живописи он вправе конкретизировать свой замысел в любой теме, сюжете, воплощать его с помощью композиции, рисунка, цвета и прочих недоступных простым смертным премудростей. Но!
«Изюминка» заключена в слове «заблагорассудится».
За «благо» - вот ключ. «Благо» словари трактуют, как «добро» в первом значении, и «счастье, благополучие» - во втором.
Наш случай – первый.
Что мне показалось на страничке «не так»?
Прежде всего, мимолетная еле уловимая дисгармония между нежными светящими работами «Лето», «Лес», «В поле», «В одуванчиках», «Солнечные блики», некоторыми пейзажами и отдельными вариациями «Обнаженной».
Возьмем за эталон эту работу:

http://artnow.ru/ru/gallery/3/9287/picture/1/201592.html

Она красива, целомудренна, чиста. Исполнена мягкой нежной кистью, нисколько не вульгарна, неприятных мыслей не вызывает, одни – благостные.

Теперь вариации. Дело в них.

http://artnow.ru/ru/gallery/3/9287/picture/0/224094.html
http://artnow.ru/ru/gallery/3/9287/picture/1/201191.html
http://artnow.ru/ru/gallery/3/9287/picture/2/226076.html
«Притворившаяся спящей» (работа не закончена)

http://artnow.ru/ru/gallery/3/9287/picture/3/204360.html
http://artnow.ru/ru/gallery/3/9287/picture/0/222206.html
«Галактика»

Они похожи на инородные тела: резки, дисгармоничны по отношению к  выше перечисленным настолько, что хочется а) отвести взгляд и переключить внимание на другие картины б) задаться вопросом: «Одна ли рука их писала?» и в) повторить вслед за героем известного кинофильма: «Такого добра я богато бачыв».

Теперь буду оправдываться, ибо чувствую, что придется: нет, я не против эпатажных работ «на грани», и даже вижу в Дмитрии Мирошникове отечественного продолжателя Г.Курбе с его «Сотворением мира». По крайней мере, после «Галактики» такие мысли возникают.:)
Но жизнь устроена странно.
Если самим Курбе, вернее тем, что его «Сотворение» находится в открытом доступе в музее д’Орсе, оправдывают появление на детском канале 2*2 мультфильмов «с голыми смешными мужиками в шляпах с маленькими нарисованными членами» («Приключения Большого Джеффа»), то, что оправдают работами Дмитрия Мирошникова и другими подобными?

http://www.stockmap.ru/news/0312849413/

Я понимаю, это гамбургский счет, но стоит ли мельчить в серьезном разговоре о живописи?:)
С другой стороны, для художника нет запретных тем. Он пробует себя в разных жанрах и стилистиках, расширяет диапазон. Это плюс. Значит, дело во вкусе, мере и балансе между картинами «Перед дождем», «Пионами», «Белым натюрмортом» и – «Притворившейся спящей». В осознании того, чтО есть «благо» применительно к конкретной ситуации – размещению работ в открытом доступе. И надо лишь поступить, как «заблагорассудится»: то есть, «рассудить» - что хорошо? Может, уместное в мастерской, в закрытом показе и даже на выставке, не всегда благо в продуваемом всеми ветрами Интернете?
Попутно встает вопрос: «Нужны ли на коммерческих сайтах незаконченные работы?» Конечно, хочется обсудить с коллегами нюансы и выслушать их мнения, но как же зритель? Особенно неискушенный. Мы хотим привлечь его или… отпугнуть?:)

http://artnow.ru/ru/gallery/3/9287/picture/4/202049.html
«Перед дождем»
http://artnow.ru/ru/gallery/3/9287/picture/3/217981.html
«Пионы»
http://artnow.ru/ru/gallery/3/9287/picture/3/218568.html
«Белый натюрморт»

И для сравнения:

http://artnow.ru/ru/gallery/3/9287/picture/2/226076.html
«Притворившаяся спящей»

Я нарочно не даю ответов, потому что не моё это дело, но в заключение хочу сказать: картины Дмитрия Мирошникова приковывают взгляд. Они необычны, тонки, светятся изнутри и обволакивают. Мне кажется, у художника есть будущее. Чуть больше вкуса, стильности, разнообразия в выборе тем и сюжетов – и гамбургский счет ему по силам.


Рецензии