Университеты Егора Седова

На берегу Азовского моря на хуторе Кривая Коса в семье рыбака 5 мая(23 апреля) 1877г. родился сын Егор. С 8-ми лет ему пришлось работать, а в 11 уже стал ходить в море на шаланде, помогая отцу. Тяга к знаниям обнаружилась у мальчика рано, но поступить в приходскую школу удалось в 14 лет. За две зимы освоил курс трехлетней школы и на этом его учение и кончилось, нужно было работать. Егора берут в торговый склад местного помещика. Здесь он катает бочки, чинит сети и паруса, таскает мешки с солью. Именно в это время у юноши появляется тяга к знаниям. В 17 лет Егор ушел из дома и пришел в Ростов- на- Дону, мечтая поступить в “Мореходные классы”, но его не приняли -не было практики. В 1895г. после двух навигаций на парусном боте Егор Седов стал курсантом.
 Получив диплом штурмана дальнего плавания в 1898г., Георгий Яковлевич Седов начал службу вторым помощником капитана на пароходе “Труд”, который возил керосин из Батуми в Ростов, Феодосию и Евпаторию. Сдав экзамен на прапорщика, вскоре Г. Седов экстерном сдает экзамен за полный курс морского корпуса. В 1901г. его переводят в поручики флота запаса. С 1902г. Г.Я. Седов начинает службу кадрового морского офицера. Он участвует в гидрографических работах на Каспийском море, затем направлен в Архангельск где на судне ”Пахтусов” его ждало место помощника начальника гидрографической экспедиции. В 1904г. Седов добровольно уходит на фронт (шла война с Японией), и хотя принять участие в боевых действиях ему не пришлось, к концу войны он уже командир миноноски.
После окончания русско-японской войны Седов еще два года оставался на Дальнем Востоке в должности помощника распределителя работ по постановке бакенов в Тихом океане. В марте 1909г. Главное гидрографическое управление Морского министерства назначает штабс-капитана Седова начальником гидрографической экспедиции в устье реки Колыма, за которую он был повышен в чине. В 1911г. Седов подает рапорт на имя начальника Главного гидрографического управления, в котором обосновывает необходимость изучения самых высоких широт и достижения Северного полюса. “Ни да, ни нет!”- такова была позиция руководства Министерства.
Тем не менее на частные пожертвования в 1912г. он организует экспедицию на судне “Святой мученик Фока”, построенном еще в 1870г. в Норвегии. “Фока” представлял собой двухмачтовую парусно-паровую шхуну, изготовленную из дубовых брусьев, с дубовыми килем, кильсоном, форштевнем, привальными брусьями. Обшивка шхуны была усилена против обычной. “Фока” был оснащен к тому же крепким ледяным поясом, а в носовой части чуть ли не броней из 24 толстых дубовых брусьев. Большие трюмы вмещали запасы топлива, продовольствия и материалов даже для многолетней экспедиции. Бесконечные проволочки портовых властей задержали выход судна в намеченный срок.
Лишь 27 августа жители Архангельска с отставанием почти в полтора месяца от намеченного срока торжественно проводили первую русскую экспедицию к Северному полюсу. Не достигнув полюса за одну навигацию, экспедиция зазимовала на острове Новая Земля. Лишь 3 сентября 1913г. “Святой Фока” освободился ото льдов в и снова взял курс на север к мысу Флора Земли Франца-Иосифа. Прибыв туда моряки убедились в том, что обещанный пароход с углем не прибыл. Экспедиция была вынуждена остаться на вторую зимовку. Она оказалась гораздо труднее первой. У людей появились признаки цинги.
 Тем не менее 2(15) февраля 1914г. Г. Седов и его товарищи, матросы А. Пустошный и Г. Линник, выступили в пеший поход к полюсу. С ними было трое саней-нарт, 24 собаки и около 60 пудов провианта и вещей. На семнадцатый день путешественники достигли острова Рудольфа. Но Седов совершенно ослаб и 20 февраля (5 марта) 1914г. жизнь этого удивительного человека оборвалась...
Похоронили Георгия Седова на мысе Аук южной оконечности острова Рудольфа, положив на его могилу флаг с надписью на древке на английском языке” Sedov Pol.Exped. 1912”.


Рецензии