Письмо незнакомки Цвейга

«ПИСЬМО НЕЗНАКОМКИ» ЦВЕЙГА

Вена. В дом, где живёт главная героиня, въезжает известный писатель и она всем сердцем влюбляется в него. Ему 25, ей – 13.Он не замечает её и через три года её семья переезжает в Инсбрук.
С годами её чувство к Первой любви лишь усиливается и она специально возвращается в Вену и караулит его под окнами ни какого эффекта, тогда она пару раз явно попадается ему на глаза и вот уже он её наконец-то замечает и приводит к себе и становится первым её мужчиной.  Он даже не в силах узнать её.
Но через три ночи она ему надоедает и он её бросает.
Она становится в положении, но ему не говорит.
После рождения ребёнка она становится куртизанкой и спустя 4 года попадает в притон Табарен, встречает его там и позволяет «снять» себя. Он опять её не узнаёт.
Он проводит с ней ночь и оплачивает услуги. Она деньги берёт, но отдаёт их слуге, который её всё же узнал.
Через год умирает ребёнок и героиня заболевает смертельно и из последних сил отправляет главному герою своё «Письмо незнакомки», в котором смиренно изливает свои чувства.
Он это письмо получил, прочёл, но кто это написал, так и не вспомнил – так много у него было женщин!

Сказать без лишней скромности: на слезу не прошибает.
В первую очередь в глаза обожение этого писателя-самца, посетителя притонов: «Я не верю в бога. Я верю только в тебя». И из-за этой не скажу даже любви – болезни – она сгорает и усыхает.
Может быть героиня настолько «страшная, не накрашенная», что никто на неё не обращает внимание? В том-то и дело, что нет. Отнюдь! В неё влюблены завидные женихи – она даже могла стать графиней – но ей никто не нужен: «Решила быть свободной для тебя». Но ему всё равно – он не помнит её, использует и бросает.
Кто виноват?
Писатель? Нет: «Я не виню тебя».
Сама героиня? Про это – ни слова.
Ответ оказывается неожиданным: «Но я обвиняю не тебя, а только бога…»
После смерти ребёнка: «Я грозила кулаком богу, называя его убийцей».
Вот, оказывается, кто  повинен в том, что так вышло! И обратите внимание – человек пишет слово «Бог» с маленькой буквы и пишет, находясь на смертном одре!
Ни о каком покаянии и причастии речи, как видно нет!
В то же время, в противоположность Богу, «убийце» и «виновнику». Главный герой предстаёт в образе самого светлого идеала:
«Ты расточаешь себя, отдаёшь всему миру»;
«Твоя доброта особого свойства – она открыта для всякого»;
«Ничто не изменится в твоей светлой жизни… я не омрачу её своей смертью… это утешает меня, любимый»;
«Я люблю тебя таким, каков ты есть, пылким и забывчивым… ТОЛЬКО ТАКИМ (выделено мной)…»
Прочитав письмо, «он ощутил дыхание смерти и дыхание бессмертной любви, что-то раскрылось в его душе и он подумал об ушедшей жизни как о бесплотном видении, как о далёкой страстной музыке».
Как видим, никто тут не раскаялся – всё вышло просто замечательно – подари ей жизнь заново, она точно так же билась бы «головой об лёд», подари ему жизнь бессмертную, он не вылезал бы из притонов до самого Второго пришествия.

Разумеется для человека мало-мальски воспитанного эта не побоюсь такого слова духовная отрава, завуалированная в диалектически красивое и оборотистое произведение автора, смотрящего на этот симбиоз чувств и бесчувствия как на проявление чего-то высшего – всё это попадёт под действие внутреннего иммунитета с первых же строк.
Но как быть человеку неподготовленному, ищущему, неокрепшему и неопытному? Выходит, что для парня «высший пилотаж» нагулять за всю жизнь столько, что даже с натугой мало кого вспомнишь, а для девушки – влюбиться в «жеребца» и лелеять его в сердце своём паче Господа Бога?
Не перевёрнуто ли тут всё с ног на уши?
Возможно это – даже и не случай из жизни, а мечта сознания, грезящего о том, чтобы хоть кто-то в ответ на предательства, потребительское отношение к людям и сугубый эгоизм не обличал, обвинял и вразумлял, но любил, обожал и усыхал! Надо как-то осветить тот беспросветный, пустой бессемейный образ жизни с финалом в виде апатии, бессилия и одиночества.
Говорят, что «мечтать не вредно». Если рассматривать данный случай, то оказывается, что не всегда мечтать полезно.
 
Март 2006


Рецензии
Склонна согласиться.
Не знаю, что хотел передать читателю данной историей Цвейг.
Но вот то, что люди крайне не любят брать на себя ответственность за свои поступки и радостно перекладывают её на Высшие Силы (Бога, дьявола, демонов, судьбу, сглаз и т. п., у кого на что фантазии хватит) - это факт.
По поводу трагичной женской судьбы есть одна хорошая песня у Кортнева. Там в припеве звучит фраза:
"Не надо было быть дурой!".

Элоиза   06.04.2009 07:16     Заявить о нарушении
Что интересно-мне это Письмо посоветовала прочитать одна девушка,совсем даже не склонная к податливости и меланхолии!
Видимо что-то такое и впрямь в ком-то сдит.Глубоко,к счастью

Вадим Чечнев   06.04.2009 10:07   Заявить о нарушении
Ну, хочется женщине иногда побыть слабой и беспомощной, хочется!... Только надо же это как-то не в ущерб себе делать, и уж тем более - не в ущерб своему ребёнку. Как-то надо быть изобретательнее...
:)

Элоиза   06.04.2009 10:22   Заявить о нарушении