Незамеченная кредитная Барбаросса

Текст, впервые опубликован 23 декабря 2007 года на сайте "За Возрождение Отечественной науки" возможно, читать там будет удобнее

Устойчивое функционирование государства предполагает  конструктивное взаимодействие между властью и обществом. Власть должна быть готова к восприятию обратной связи, но и общество должно быть на высоте актуальных проблем политики, экономики, государственного строительства. Когда способность к диалогу между властью и обществом утрачивается в существенной степени,  падение режима оказывается лишь вопросом времени.

Постоянный поиск групп, на которые можно опереться, дифференциация конструктивных и деструктивных оппонентов - один из важнейших компонентов политики власти.

      При этом власти не следует полагать, что организационная слабость общественных групп, выдвигающих те или иные тезисы, является достаточным основанием для их игнорирования ею. Идеи всегда могут быть подхвачены, а лозунги перехвачены другими группами или партиями, а изменившаяся экономическая и политическая ситуация дать им неожиданных сторонников. Этому в достаточной степени учит, например, опыт Российской империи, когда гуманистические идеи нескольких поколений широкого спектра, «народолюбивой» интеллигенции, включая Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого и мн.др., оказались удачно перехвачены большевиками.

      Широкое распространение Интернет дало уникальную возможность экстериоризации общественного сознания. То, что раньше обсуждалось в сугубо приватных беседах, распространялось в качестве слухов, анекдотов и т.п., в принципе трудно уловимых и не поддающихся сколько-нибудь надежной количественной оценке, теперь представлено в текстовом формате огромного количества Интернет изданий, дневников, форумов, и прочих подобных форм выражения мысли и отношения.

      Отслеживать с помощью поисковиков представленность различных тем в интернет может практически любой пользователь. Результаты могут различаться в зависимости от времени, когда осуществлялся мониторинг, поисковика, каждый из которых имеет свои алгоритмы оптимизации, количества просмотренных страниц. Важно при этом только систематически фиксировать результаты и стандартизировать условия поиска, чтобы они были сравнимы. Т.е. при сравнении представленности двух разных тем, не искать их в разных поисковиках,  не просматривать одну тему на одном количестве страниц, а другую на другом. При сравнении поисковиков взять одну тему и т.п. Критериев оценки сообщения должно быть как минимум три: позитивная подача, констатация факта, негативная подача. Дополнительно учитываться может все, что угодно, по желанию аналитика, например, объем сообщения, (характер сообщения - статья, запись в блоге, на форуме и проч.), аргументация, риторические приемы и приемы информ-войны, наличие графиков, характер ссылок и т.д. и т.п.

      Даже довольно простые методы контент-анализа позволяют определять направления дискурса, имеющие потенциал для консенсуса власти и широких слоев общества, проблемные (конфликтогенные) участки - там, где диалог находится на грани прекращения (стороны не слышат друг друга) и, скажем так, «слепые зоны» - важные темы, реакция на которые настолько слаба, что, можно сказать, отсутствует вовсе.

      Последний случай может радовать некоторых приверженцев келейности во власти, однако в целом для страны он не является благоприятным. Если общество не замечает проблему, то это означает лишь то, что ему придется иметь дело с последствиями ее нерешения. Это чревато гораздо большей непредсказуемостью, чем в случае, когда проблема известна и обсуждается, хотя бы и не слишком конструктивно.

      Различные аспекты единой финансовой политики ЦБ и Минфина РФ представлены в общественном сознании весьма по-разному. Например, тема Стабфонда содержит большое количество противоположных оценок, подается с конфликтующих позиций, снабжается аргументацией каждой из сторон. Встречаются интервью, с двумя и более участниками, придерживающихся противоположных взглядов.  Тема экспорта за рубли - неоднократно, озвучивавшаяся высшими должностными лицами РФ, практически не встречает открытого противодействия. Оппоненты в основном выражают глубокий скептицизм или  откладывают решение на неопределенное будущее. Как, например, А.Л.Кудрин, сказавший о принципиальной возможности перехода к торговле нефтью за рубли «через пять лет». Надо ли говорить, что в нынешних условиях кризиса доллара и активного создания валютных зон, замещающих его, пять лет - слишком большой срок.

      При этом поражает чрезвычайно слабое освещение такого аспекта политики ЦБ и Минфина как проблема быстрого роста внешних долгов банковского сектора и экономики. Речь идет о том, что хотя государственный долг РФ существенно сократился в последние годы, с октября 2006 года происходит быстрый и неуклонный рост внешней задолженности банков и корпораций РФ (суммы в млрд.долларов США). [1] [2]
 
 

Таблица 1. Рост внешней задолженность РФ за 9 месяцев.

1.10.06 1.01.07 1.04.07 1.06.07 Прирост
Банки 78,5 101,2 110,9 131 166,88%
«Прочее»136,5 159,9 185,9 212 155,31%
Всего 269,3 309,7 341,1 384,8 142,89%
 
("Прочее" т.е. экономика)

График 1. Рост внешней задолженности РФ за 9 месяцев.
http://www.za-nauku.ru/images/stories/pictures/image002.gif

      Логично предположить, что при росте в среднем порядка 20% в квартал (!), за год рост задолженности составит порядка 80%, если не больше. Данные за третий квартал скоро выйдут, так что ждать осталось недолго.

      Основную долю в этой задолженности составляют иностранные кредиты, это не инвестиции [1], [2]. 
 

Таблица 2. Доля кредитов во внешней  задолженности банков и экономики РФ
  1 октября

1.10.06 1.01.07 1.04.07 1.06.07
Банки 78,5 101,2 110,9 131
кредиты  53,4 67,8 74,4 88,6
доля 68,03% 67,00% 67,09% 67,63%
Экономика136,5 159,9 185,9 212
кредиты  102,5 116,7 135,4 160,3
доля 75,09% 72,98% 72,83% 75,61%
 

      Самое страшное, конечно не абсолютные значения и даже не темпы роста внешнего долга, а то, что ему, при сохранении нынешней финансовой политики РФ нет никакой альтернативы. Действительно, чтобы переломить ситуацию ЦБ и Минфин, очевидно, должны создать такие условия, при которых банки и корпорации РФ будут получать валюту под %% ниже, чем в ЕС и США!

Однако же политика ЦБ и Минфина такова, что их ЗВР [3], [4] и Стабфонд [5] растут одновременно, причем практически такими же темпами и почти в таких же объемах, что и задолженность банков и корпораций РФ! За те же девять месяцев: 

Таблица 3. ЗВР ЦБ, Стабфонд, и внешняя задолженность банков и экономики РФ.

        1.10.06 1.01.07 1.04.07 1.06.07 Прирост
ЗВР ЦБ  266,19 303,73 339 406 152%
СтабФонд  70,73 89,13 108,11 121,68 172%
Итого накопл 336,92 392,9  446,94 527,52 157%
Банки    78,5 101,2 110,9 131 167%
Экономика 136,5 159,9 185,9 212 155%
Итого
долгов
        269,3 309,7 341,1 384,8 143%
 

      Т.е. получается, что свои деньги складываются и лежат без движения, либо вновь возвращаются в экономики США и ЕС, а чужие деньги «правят бал» и естественно работают на тех, кто их дает. Иностранные кредиторы решают, что им кредитовать, что не кредитовать и т.д. Говорить в этих условиях о «конкурентноспособности» российской экономики можно, разве что в том же смысле, что о конкурентноспособности больного под аппаратом искусственного кровообращения и врача, этим аппаратом управляющего!
 

График 2. ЗВР ЦБ, Стабфонд, и внешняя задолженность банков и экономики РФ.
http://www.za-nauku.ru/images/stories/pictures/image004.gif


Проблема стремительного закабаления банковской сферы и экономики РФ иностранным капиталом, можно сказать, «кредитная Барбаросса» есть, очевидно, куда более угрожающий результат финансовой политики ЦБ и Минфина РФ, нежели Стабфонд и раздутые сверх меры ЗВР, однако нам (в начале декабря 2007г.) удалось найти всего... две(!) статьи, выражающие умеренную озабоченность данной проблемой, из первой сотни ссылок, посвященных этой теме. Т.е. вероятность того, что человек, просмотревший 100 гугловских ссылок обнаружит материал, выражающий настороженность данным положением дел составляет.... 2%! Остальное, более чем на 70% констатация фактических цифр без каких-то комментариев или элементов подачи материала «за» или «против». Сами по себе цифры регулярно и в достаточном объеме появлялись в экономических новостях информагенств.

      В общем, по результатам контент-анализа материалов Интернет можно констатировать высокую степень фрагментарности и раздробленности представлений российской аудитории о финансовой политике РФ.

Важнейшие вопросы, от которых непосредственно зависит будущее людей, находятся, в лучшем случае, где-то на периферии общественного сознания. Это снижает шансы на адекватное электоральное поведение: общество не может внятно сформулировать свои предвыборные требования, а власть вести по ним конструктивный диалог. Патриотической оппозиции, прежде всего, ученым, следует уделять большее внимание системности изложения экономических и политических вопросов. 

ссылки

[1] [2] [3] [4] [5] http://www1.minfin.ru/stabfond_rus/sobj_rus.htm


Рецензии