О звёздном сатирике замолвил я слово...

Я начинал писать этот рассказ два раза и два раза прекращал, не дойдя до середины. Наверное, это  свидетельствовало о каких-то внутренних сомнениях, а может просто не было  времени. Но всё же   решил   его дописать. События происходили пару лет назад.
Мне давно нравилось  творчество Михаила Задорнова. Я не слишком часто смотрю телевизор, но те выступления Задорнова, которые мне удавалось видеть, всегда производили яркое  впечатление. Долгое время я был поклонником   его творчества и, по-видимому, являюсь им до сих пор. Случайно в Интернете я наткнулся на сайт Задорнова и обнаружил, что вскоре он приезжает в Омск.
А поскольку я живу в Омске, новость о приезде Задорнова не могла не заинтересовать меня. Частенько наша фирма выступает спонсором разных мероприятий, и  конкретные вопросы их проведения   как раз и  входят в мои прямые обязанности. Поэтому я решил, что нам будет полезно выступить спонсором концерта Задорнова. В данном случае мои  личные интересы совпали с интересами организации и это было замечательно: фирма давала рекламу на концерте, а я и ещё несколько моих коллег получили  билеты на выступление Задорнова в качестве «бесплатного» приложения нашей поддержки. Шефа убеждать  в необходимости спонсорства не пришлось – он,  как и я, поклонник Задорнова и тут же дает «зеленый свет» моей инициативе. Дальше дело было за мной: я позвонил в  местную филармонию и встретился с Дмитрием Васильевичем – организатором концерта. Дмитрий Васильевич  при встрече произвёл впечатление своей мощью и основательностью, которая заключалась в крепком рукопожатии, дорогом костюме, хорошо сидящем на нем, и в солидной толстоватой фигуре. Говорил он громко, напористо, с хрипотцой, держался уверенно (как и полагается при его должности) и одновременно пытался  сойти за своего человека. Ты, дескать, не смотри, что я тут организатор и начальник…А всё равно я – свой, я– «рубаха» парень, свой в доску. Увесистый золотой браслет на левой руке и крупный золотой перстень  на правой завершали картину «своего» парня. Чувствовалось, что, несмотря на возраст (а я бы дал ему лет 50), энергия в Дмитрие Васильевиче  кипучая. Мы довольно быстро обсудили  некоторые нюансы нашего сотрудничества, и нашли  взаимопонимание, сойдясь  на приятной для Дмитрия Васильевича сумме спонсорства. Я закончил переговоры, попрощался и покинул дружелюбный кабинет. В тёмно- зелёном коридоре филармонии мне попался любопытный тип.
 «А вы на счёт Задорнова приходили?»– остановил он  вопросом.         
 «Вообще-то да»,– ответил я, пытаясь  не показать своего  удивления.
 «Я случайно слышал  ваш разговор,– продолжал тип и представился:– Вончук Степан Сергеевич– продюсерский центр «Зодиак».Мне было понятно, что случайно услышать разговор было невозможно, тут два варианта: подсказал кто-то или  Вончук просто подслушал. «Барсин…Александр– ответил я,  пожал протянутую руку и подумал: из какого ещё  Зодиака и что вообще  надо?» «Вы знаете,– продолжал  Степан Сергеевич,– мы тоже будем привозить артистов  в Омск, вы могли бы и с нами сотрудничать. Причём артистов  не хуже Задорнова!»
С самого начала  мне показалось: неспроста  этот Вончук заговорил со мной, но тут картина  прояснилась –  просто  хочет денег, видит во мне (а точнее в фирме, которую я представляю) потенциальных спонсоров, ну  всё  понятно…
–Что значит не хуже Задорнова? – поинтересовался я. – И что вы против него имеете? 
–В наших кругах мы всё про всех знаем,– заявил Вончук. 
–Ну и какой он, Задорнов?
–Хмурной человек, очень хмурной,– оживлённо заговорил Степан, увидев  у меня заинтересованность темой.
–А что такое? Почему?– озадачился я и одновременно отметил  для себя новое слово  «хмурной ».
–Хмурной, очень хмурной, хмурной до странности и к тому же замкнутый. Представьте себе, в каждом городе, где он гастролирует, приезжая  в гостиницу, требует себе шикарный халат, в турецком стиле,…а потом забирает его с собой.
–Зачем? – не понял я….
–А все, потому что жаден до чёрта!– с напором ответил Степан.– Так мало того, капризный: то ему ветки под окнами  номера не нравятся, может заставить персонал отпилить какой-нибудь сучок,  ему, видите ли, обозрение закрывает…а то и  вообще, спилите, говорит, всё дерево.
–Так может он халаты коллекционирует,– я попытался оправдать любимого сатирика.
–Какие коллекции, – вздохнул Вончук,–жаден, жаден до чёрта!
     Перед моими глазами предстала демоническая картина Задорнова–Плюшкина, собирающего халаты по всей матушке России, неужто он и вправду всякую дрянь домой тащит? Когда всю жизнь смеёшься над другими – не замечаешь, как начинают смеяться над тобой, хотя может это всё слухи и сплетни…я же лично этих халатов не видел…и деревьев спиленных тоже – этой мыслью я пытался успокоить себя и восстановить девственную чистоту   образа Задорнова. Позже, немного поразмышляв на досуге, я решил вообще не принимать эту информацию близко к сердцу, да мало ли кто и что может сказать, нельзя же всё услышанное принимать на веру.
      К приезду Задорнова я задумал изготовить именную карту для бесплатного проезда в такси, принадлежащего нашей фирме, и лично подарить её Михаилу Николаевичу. Зашли на сайт Задорнова, взяли его фотографию, где он  был с каким-то загадочным платком на голове и  поглядывал задумчивым взглядом, полным иронии. Это оказалось несложно, сделать карту, но потом возник спор: как назвать Задорнова – дорогим клиентом, почётным или любимым. После небольшого спора между мной, моим дизайнером и его подругой сошлись на варианте  «Любимый». Сочинили текст: «Карта любимого клиента  даёт право бесплатного проезда в такси N……. Михаилу Николаевичу Задорнову на территории г. Омска и Омской области». Внизу мелким шрифтом добавили: «Не подлежит дарению, продаже, обмену и передаче по наследству, ну это как  вы понимаете, пытались острить. С обратной стороны карты я  сочинил послание Задорнову в стихотворной форме (уж этим я горжусь собой):       
                «Михаил, мы любим вас!
                Вы – сатирик высший класс!
                В нас вселяет оптимизм
                Ваш задорный юморизм!»
И, естественно, на  карте были указаны телефоны для вызова такси. Итак, всё было готово, оставалось только утвердить с шефом  карту на предмет непредвиденных обстоятельств, вроде таких, как реальный приезд Задорнова в Омск. Хотя, если честно, я не представлял  того, с какой частной целью Задорнов мог бы надолго оказаться в Омске. Тем более что и  особых достопримечательностей, ради которых стоит ехать, у нас нет, не считая домика, где Достоевский сидел положенный тюремный срок. Хотя вдруг по дороге на Тибет заскочит (Задорнов ведь интересуется этими делами).  Но в любом случае  оплачивать его поездки по нашему городу из своего кармана, мне казалось,   несправедливо, поэтому я   позвонил шефу, и он согласился взять потенциальные  расходы за счёт фирмы.
   Концерт начинался 20 мая в 19.00. Всё было обыденно, публика неспешно собиралась. Я подошёл к  организатору концерта Дмитрию Васильевичу  и спросил  о том, когда  вручить   Задорнову именную карту: во время концерта на сцене или сейчас. «Лучше сейчас»,– сказал он и повёл меня за кулисы. Мы шли по прохладным тёмным коридорам .
–Как там Задорнов?– спросил я.
–Мировой мужик, –ответил Дмитрий Васильевич.
–А что-то на афишах худоват, –не унимался я.
–Так он же ничего, кроме риса,  не жрёт,– ответил организатор.
–А…понятно …– ответ был исчерпывающим. За короткой,  но «познавательной» беседой, мы подошли к комнате, где находился Задорнов. Называю помещение комнатой, а сам думаю, может правильнее гримеркой, мне оно запомнилось  как небольшая комната. Почему-то я был совершенно спокоен и совсем (как мне казалось) не волновался от приближающейся  встречи со звездой сатиры и юмора.    Дмитрий Васильевич завёл меня в комнату и представил без лишних формальностей: «Вот хочет вручить». Задорнов  посмотрел на меня  цепким, умным взглядом усталого человека. «Какой мощный интеллект светится в глазах»,– отметил я для себя. Слева от Задорнова  стояла немолодая женщина, которая улыбалась и, наверно, думала: « Ну, … вот ещё один придурковатый поклонник». Хотя может она думала и о чем-нибудь  приятном… Спрашивать я не стал.
–Это вам Михаил Николаевич от нашей фирмы в подарок,– я пожал Задорнову руку и вручил карту, – а стишок лично сам сочинил!
–Неужели?– Михаил Николаевич прочитал текст и сказал через паузу: –юморизм–маразм. Не знаю, к чему это было, но видимо сатирик ехидствовал. Задорнов еще раз осмотрел карту.
–Так это вы прикалываетесь?– спросил он.
–Нет, реально вы можете ездить бесплатно на такси нашей фирмы по Омску!
–Ну, спасибо,– иронично поблагодарил Задорнов,– теперь я знаю, что в Омске есть настоящие ценители моего творчества.
 В эту минуту мне вспомнились строчка Некрасова: « Я не люблю иронии твоей, оставь её отжившим и не жившим…».
–А если я и вправду в Омск приеду?– съязвил Михаил Николаевич и, не дав мне возразить, заявил: – Смотрите, он аж в лице изменился,…покраснел! Все дружно захохотали…, а я забормотал что-то невнятное, насупился и попытался подыграть весёлой компании. Дескать, молодец! Молодец, маэстро! Поймал мерзавца! Вывел  на чистую воду!
–А вы будете на концерте?– уточнил Задорнов.
– Буду, – ответил я. Он пожелал мне приятного просмотра,  и мы попрощались.
    Концерт был обычным, обычным  в том смысле, что ничего нового я не услышал, все  уже многократно прокрученное по телевизионному ящику. Но некоторые вещи заставили призадуматься, правда, к юмору они имеют лишь косвенное отношение. К примеру, Задорнов посетовал  на то, что, гуляя по одной из улиц возле пляжа, обнаружил много мусора.
«Почему так грязно?»– спросил он. Ему в качестве оправдания напомнили про недавние майские праздники. «Ну – у … – тянул многозначительно  Задорнов в микрофон.– Столько грязи я давно не видел …до 20 мая можно было убрать…» Лично у меня этот комментарий вызвал лёгкое недоумение... К чему этот назидательный тон? Или может отменить концерт, выдать каждому зрителю по метёлке? И во главе с Задорновым пойти на уборку омских улиц? Но такого предложения от Задорнова не поступило. Тогда к чему это было упоминать? Или он видел где-то в России  особо чистые города? При нынешней системе власти  чиновники  были, есть и будут коррумпированны и, следовательно, денег на уборку улиц в любом случае не хватает. Потому как на мусор –плевать, а на собственный карман– нет. Или  Задорнов не знает, что денег нет, потому что они украдены? Если честно,  то сомневаюсь – наверняка догадывается… Так  разве Михаил Николаевич призывал к ниспровержению коррумпированного строя? Разве он позвал каждого сидящего в зале взять по булыжнику и пойти на баррикады, дабы навести порядок не только на улицах, но и в системе власти? Разве он призывал устроить революцию? Конечно же, нет. И словом не обмолвился…Так всё же к чему было это упоминание о грязных улицах? Может попытка вызвать комплекс вины  у сидящих в зале? Если  так, попытка явно не удалась…и больше похожа на  неудачный нравоучительный  экспромт. Или, к примеру, ещё один момент. Рассказывая о своём выступлении в одном из небольших городов, Задорнов упомянул о девушке, которая принесла ему цветы на сцену. Но чем-то она не угодила «звёздному» сатирику…то ли  в неподходящий момент подошла к сцене, то ли была длинноногой до неприличия (с его точки зрения)  и этим вызвала чувство глубокого отвращения к своей персоне…не помню из-за чего, но припечатал он ее, как надо–назвал: «Этакая девушка – мутант». Давайте ненадолго остановимся на этом эпизоде. Поклонница творчества Задорнова купила билет на концерт любимого сатирика, мало того, купила цветы, дабы вручить их своему кумиру от чистого сердца. И вот этот кумир, находясь уже в другом городе и на другом концерте, называет её как «этакая девушка- мутант». И за что собственно? Ну не в подходящий момент вылезла…ну ноги не той длины…ну и что? Разве это даёт основания с таким неуважением отзываться о ценителях собственного творчества? Разве они заслужили это? Или Михаилом Николаевичем забыта старая поговорка: «Не плюй в колодец– пригодиться воды напиться», разве не  эти зрители-«мутанты» своими деньгами образуют,  колодец финансовой прибыли любого артиста…Мне  стало понятно – на  реальном живом концерте Задорнов  отличается от своего доброулыбчивого телевизионного образа и, к сожалению, не в лучшую сторону. А тем более, для провинции и так сойдёт,ведь ещё братья Ж. и Э. Гонкур говорили :«В провинции и дождь развлечение».
     Если попытаться оценить творчество Задорнова в целом, то очевидны его усилия преподнести  юмор нового формата. Не просто юмор, а своеобразный сплав юмора с философией. Возможно Задорнову стали узковаты рамки жанра – случилась такая оказия:устал смешить, захотелось по-депутатски о серьёзном …опять же и возраст –не юнец давно, а зрелый  муж, и хочется другого восприятия своей персоны. Это нестандартная картина–видеть артиста развлекательного жанра, рассуждающего о истории  России, о языке и его древних корнях, о языковых символах. В какие-то мгновения возникают мысли, что  сидишь не на концерте юмориста, а на воскресной проповеди или встрече с депутатом. Пятнадцать минут смешных историй на пятнадцать минут философских размышлений как  новый оригинальный подход в жанре? Есть у меня сомнения, что подобный юмор востребован в современной России – ведь люди приходят на концерт просто расслабиться, похохотать и не более того. Из такого замеса получается новый жанр–  политико-юмористическая проповедь и  разве проповедь это дело юмориста?  Не считаю подобное совмещение жанров оправданным, но удачи Михаилу Николаевичу желаю от всей души. Главное, не злоупотреблять менторским тоном. Порою кажется, что, рассказывая свои юморески, он смеётся не с народом, а над народом, дескать, это всё про вас, но я то не такой – я другого замеса: не пью, не курю и питаюсь одним рисом…
     Ну, вот и подходит к завершению  рассказ об одном концерте Задорнова. Включил на несколько мгновений телевизор, а там очередная потешная передача как  на заказ по теме. Юмористы скачут и кривляются, словно обезьяны в клетке или точнее как обезьяны, выпущенные на сцену.
Слава богу, хоть Задорнов не участвует в подобных цирковых  представлениях.  И если подвести итог, я бы сказал…хотя  впрочем, какие итоги,  выводы делайте сами! 


Рецензии
Верно вы всё написали, увы, Задорнов мнит себя самым умным, хотя, насчёт грязи.... может, он полагал, что если публично заявить о замеченных недостатках, люди устыдятся и сами уберут? Ведь дело сатирика не только веселить, но и бичевать недостатки. Не обижаться надо, а взять и порядок навести. чтобы заезжим гастролёрам нечего критиковать было. удачи в творчестве.

Александр Михельман   03.05.2012 19:26     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.