Оранжевый
«Да», - подумал я, - «надо вставать».
Как же было лень, вы не представляете, каждый день почти без выходных, в шесть утра и тут же тащиться на улицу на мороз, холод и ветер. Или, наоборот, в жару, слякоть, дождь: убирать, чистить, приводить в порядок.
А ведь раньше все было по-другому. Сейчас это кажется иной жизнью.
Кто же я такой? Я – оранжевый.
Для вас проходящих мимо, я все лишь пустое место, типа мебели, робот я. Вы не замечаете нас, пролетаете мимо, болтая по сотовым, или пьяные плететесь домой, качаясь, или завидев нас, бросаете презренный взгляд, а мы ведь тоже люди, люди, как и вы! Странно? Задумывались? Если нет, то присмотритесь, и увидите меня. Я везде, почти в каждом уголке России. На востоке и на западе. Я убираю улицы, дороги, мосты, да и вообще я там, где нужно собрать мусор.
Догадались? Я один из тех, кого вы зовете гастарбайтерами. Иногда обезьянами, мутантами, космонавтами.
Шесть утра, и я космонавт, в теплой одежде, которую всю ночь согревало мое тело, вышел из своего дома-вагончика. Ещё вчера я получил задание и поэтому, захватив мешки для мусора, лопату и метлу отправился на место своей дислокации.
Идти не далеко, обычно нас подвозят, но сегодня, в воскресное утро я все же отправился на своих двоих. Обычно, мы не работаем по одиночке, и через пару минут ко мне присоединяться ещё человека четыре. Они не как я, они приезжие, я местный.
Не из-за «границы», русский я. Полгода уже пашу тут. История моя странная, прям дикая.
Как-то глупо конечно вам все это рассказывать, но просто прошу выслушать меня, человека труда.
Я был жителем обычного периферийного городка, в России сотни подобных городов. Как и большинство из вас я окончил школу, конечно не блестяще, так с парой троек в аттестате, тогда мне казалось это не важным, гораздо важнее, на мой взгляд, было отношение моих сверстников ко мне и всему тому, что я делаю. Я даже, представьте себе, был членом школьной банды. Мой авторитет был высок, когда мы всемером издевались над одноклассником, чувствовали себя крутыми. Идиотами мы были. Балбесы, встречали этого паренька после школы и провожали пинковозом до его подъезда. Потом ещё хвастались перед друзьями постарше, а те тоже недоумки поощряли нас.
Но школа пролетела как миг, словно кто-то включил и резко выключил свет в комнате, которой вы сидите. Вот миг. И я уже на выпускном, стою и улыбаюсь, да так это было. Потом жизнь пошла ещё быстрее, в институт я не поступил, отправился работать. Тогда жил ещё с родителями, за квартиру платили они, поили и кормили тоже, деньги тратил на себя. С девушками у меня никогда не клеилось, так было пару раз, но так себе. Вот и получилось, что не женился, остался один, т.к. родители умерли, а родственников у меня было не много, да я с ними никогда и не знался.
Следует сказать, что деньги у меня всегда водились, это и подтолкнуло меня в лихие 90-е открыть свое дело. Когда есть начальный капитал, желание, да ещё и немного мозгов, всегда есть возможность раскрутиться.
У меня появился ларек на рынке, купил машину, ездил в областную столицу, там покупал оптом подешевле, тут продавал подороже. Деньги к деньгам, так и раскручивался. Бандиты меня особо не трогали, да у нас, их и не было. Как говориться, «крышевали» меня менты.
Так я и жил потихоньку. Наверное, так могло продолжаться до бесконечности, но жизнь-то меняется.
Однажды, напившись с друзьями, теми, что ещё остались со школы, тоже оболтусы, мать их. Заглянули в бильярд, потом в сауну, затем потащились дальше и каким-то чудом очутились в казино. Раньше я в таком месте не бывал, так чудесно все, сверкает, на улице даже светлее становиться. Всякие штучки, примочки, автоматы, рулетка, карты. Я не азартный человек по крайне мере до этого момента я так считал. Эх, тогда ещё не знал, что буду захаживать в подобные места каждый день.
Если б тогда мне кто-то из знакомых сказал, что я стану игровым наркоманом, то я бы просто поднял этого умника на смех. Но время неумолимо бежало вперед, я играл, пил, ходил по борделям, пока в один прекрасный день не проиграл в карты почти все свое состояние. А если точнее, то я проиграл все кроме машины. Этого старенького джипа, на котором я через два дня после печальных событий, пьяный вылетел с трассы в кювет и сломал обе ноги.
В больнице я пробыл не долго, конечно кому я там был нужен, такой никчемный, побитый жизнью мужик. Хотя сейчас то я понимаю, что сам виноват. Но тогда я винил судьбу, друзей, политиков, которые разрешили строительство этих проклятых казенно. Я не знал, что делать, ведь у меня ничего не осталось.
Самое удивительное то, что когда говорят: «ему нечего терять», я всегда отвечал так: «а как же жизнь?». Люди, произнося эту фразу, акцент делают, конечно же, на материальные вещи, а вовсе не на духовные ценности. Мы так хотим жить хорошо, что готовы пойти на все, что угодно ради этой цели. Очень многие хотят разбогатеть ничего не делая, таких скажу я вам очень много. Например, кучи девушек пытаются выйти замуж за иностранца, особенно если он состоятельный, с квартирой, там в Лондоне. Но большинство из них попадает в такое рабство, за бугром, какого им и не снилось. Или пареньки играют в «бригаду», думаю, что крутые, но первый же их налет на магазин приводит к весьма плачевным результатам, все едут далеко-далеко от дома, от своей теплой кроватки.
Но что-то я тут разглагольствовать начал, пора бы и к своей истории возвращаться, следует пояснить, как я стал оранжевым. А все очень просто, вдруг вспомнил, что в Сибири в поселке под Сургутом, живет моя тетка, материна сестра. Я даже узнал адрес, приехал, деньги на «путешествие» одолжил у друзей, которые очень не хотели мне давать в долг и правильно делали, т.к. этот капитал я так и не вернул.
Это была сердечная женщина, за всю свою жизнь мухи не обидела, как говорила мама, но наяву оказалась все не так как в сказке. Меня даже на порог не пустили. Она и её сынок сделали вид, что не имеют никакого отношения ко мне. Все было бы ничего в этой истории, если б не одно «но». Даже не одно, а много: у меня почти не осталось денег на еду, т.е. питаться мне было нечем, жить негде, родственники от меня отказались и самое важное, я никого не знал, здесь, в Сибири.
Что мне ещё оставалось делать, как не напиться и улечься около маленького притона с поэтичным названием «Малая Джорджия». Моё пьянство и шараханье по улицам продолжалось ещё два дня, потом кончились деньги. Но я продолжал шататься по городку и спать в подъездах обернувшись в газеты. В одном вот таком прекрасном месте меня и обнаружил наряд милиционеров, приехавший по ложному вызову. А что было дальше интересно?
Как по накатанной – составили дело, узнали кто я, что я, с чем меня можно съесть и отправили убирать улицы, т.к. им я видимо тоже был за ненадобностью.
Так я оказался на улице Томской в маленьком холодном вагончике.
***
Олега я увидел последний раз именно в это воскресное утро, когда пришел к остановке. Он с двумя своими товарищами подметал дорогу, мимо проносились авто, проезжали маршрутки и вяло тащились автобусы. Я по привычке поздоровался и на долю секунды наши глаза встретились, его серые и мои ярко-голубые. Я увидел в них какую-то монотонность, полную отстраненность от жизни. Этот взгляд преследовал меня всю дорогу, пока я ехал в автобусе домой. Сейчас вспоминаю его глаза, когда вижу других «оранжевых». Они убирают парки, подметая листву и сигаретные бычки, успевая подбирать мелкие монеты, копейки и рубли. Отдыхают на лавочках и звонят по телефонам домой: в Ташкент, Бишкек, Душанбе. У них там остались родственники, друзья, близкие, знакомые. У Олега не было никого или почти никого.
Через несколько дней, я узнал, что в то самое воскресенье, Олега насмерть сбила «девятка», когда он убирал мост. Водитель, юнец восемнадцати лет, не справился с управлением, будучи пьяным до неприличности. Я теперь не могу больше гулять рядом с этим местом, всегда вспоминаю…
апрель 2009
Свидетельство о публикации №209040500976