Духовные аспекты экологии - тезисы

I.
Духовность - ощущение родства с Природой и людьми; в самом широком смысле - родство со всей Вселенной.  Следование древнему индуистскому принципу "tat twam asi" (ты есть то).

II.
Расширенное толкование термина "экология" происходит от греческого слова "oikos", что означает буквально "домоведение".  Другими словами, это наука о том, как обустроить наш дом.  В качестве дома следует понимать среду обитания людей, растений, животных, и всю Землю.  Задача экологии в том, как добиться гармонии, не ущемляя прав всех существ (в том числе, неодушевленных - рек, лесов, морей, гор и т.п. Хотя кто знает, может быть и у них есть душа). В более насущном плане - как спасти от вымирания биологические виды. (Поскольку мы - это они, а они - мы).  Термин "экономика" имеет ту же семантику.

III.
Несмотря на очевидность угрозы вымирания биологических видов (до 1000 видов ежегодно), ученые не в состоянии разрешить все накопившиеся проблемы,

- во-первых, из-за непомерной их тяжести и сложности (укажу только на ограниченность энергетических ресурсов и питьевой воды; непомерный рост населения);
- во-вторых, (и это источник всех проблем) из-за эгоизма и самомнения человека.

IV.
Для смягчения ситуации (но не ее радикального исправления, т.к. мы уже находимся в точке невозврата) требуется перестройка человеческого сознания, новая неантропоцентрическая этика.

Арне Нейсс предложил называть ее "экософией", или "глубинной экологией".  Смысл ее состоит в том, что человек должен признать, что с моральной точки зрения он ничуть не лучше животных и растений, а в некоторых отношениях несомненно хуже (подлость, ложь, эгоизм, глупость и др.).  Он должен признать, что он - главный виновник ухудшения экологического состояния планеты, именно он ответственнен за вымирание сотен тысяч биологических видов. Он должен признать, что животные и растения имеют точно такие же права на жизнь, еду, свободу и радость бытия, как и человек, и что он не имеет права их отнимать.

Более того, подобные права существуют и у рек, гор, лесов, морей.  Они создавались не человеком и не для человека.

Подобная точка зрения на исконные права субъектов природы поддерживалась на протяжении тысячелетий т.н. "примитивными" народами, среди них древние кельты (друиды), североамериканские индейцы, австралийские аборигены, язычники и др. Определенную близость к экологической этике мы находим в восточных религиях, буддизме, дзэне, даосизме, джайнизме, пантеизме.

V.
Современная "западная" цивилизация (англосаксонские США, Англия, Европа)полностью игнорирует верования этой значительной части населения планеты, т.к. основывается,

во-первых,
 -  на иудео-христианской догматике о превосходстве человека над Природой
 и во-вторых,
 - на механической или редукционистской науке, в которой природе отводится роль часового механизма, или "ресурсов" (Бэкон, Декарт, Ньютон).

VI.
В настоящее время набирает силу т.н. альтернативная или холистическая наука, впитавшая в себя мудрость коренных народов, восточных религий, психоаналитических исследований (Карл Густав Юнг и др.) и новейшей (квантовой) физики (Фритьоф Капра).


VII.
Уход от действительности широких масс населения (эскапизм, наркотики, религиозные культы, электронный мистицизм, и др.)


VIII.
Принципы экологии, превосходящие человеческие технологии.

1) Самоорганизация.
В противовес 2-му закону термодинамики (закону энтропии), в живой (и неживой) природе постоянно возникает порядок из хаоса.  Пример: поддержание стабильности параметров Земли (температура, состав атмосферы и др.) за счет совместного действия живой и неживой природы (Вернадский, Маргулис, Лавлок).

2)Самообновление
Продолжение видов, регенерация органов и тканей, заживление ран.

3)Оптимальное использование энергии и материалов.
Отсутствие понятия "отходов" или "потерь" в природе.

4)Взаимозависимость и взаимопомощь
 - Множественные обратные связи.
 - Симбиоз растений и животных, растений и насекомых.
 - Гумус (восстановление основных питательных веществ бактериями)

5) Многообразие
Стабильность экосистем, благодаря многофункциональности организмов.

6)Качество жизни, эстетика, красота
Качество жизни (красота) воспринимается не только человеком, но и всеми существами.
Эстетика природы на много порядков превосходит человеческую эстетику.
Только человек способен разрушать красоту.


(Лекция, прочитанная на семинаре в 1996 г. в Институте Культуры, Киев.)


Рецензии