Часть 2. Вкусите и видите. I. Свидетели сему
Мученик-свидетель – это тот, кто воистину жив – несмотря на это, или, вернее – поэтому.
Вкушение жизни истинной невозможно без вкушения истинной смерти.
Это – опыт Церкви.
Что же стало с ними?
«Чистый голос – «Я к смерти готов».
(…Слова из мрака)
Смерти нет – это всем известно,
Повторять это стало пресно,
А что есть – пусть расскажут мне».
(А.А.Ахматова. Поэма без героя)
Что же стало с ними? Какова была их тайна встречи со Христом? И что неумолимо и неукротимо влекло их к смерти? Они жаждали смерти, так, как жаждут жизни – это удивляло их судей и палачей.
«Огнь, и меч, и звери, страстотерпцы, яко сладость вменившее, внегда страдати удивисте убийцы ваша, воспевающее Бога отец наших
Все, что произошло с ними, было быстрее, чем свет молнии. Нам остается – как бы нам ни хотелось иного - смотреть на мучеников-свидетелей издалека, ужасаться, не понимая, а порой и домысливая…
Они, как и прежде – одиноки, оставлены ближними, стоящие посреде чужого мира – подобно тому, как Спаситель мира был «поставлен посреде» на позор, поднят на крест, оставлен и одинок. И Его возглас-молитва остается тайной для всех нас, хоть и тысячи строк написаны размышлявшими над этой тайной людьми.
Мы оставляем мучеников в одиночестве…
Лишь апофатика отверзает уста говорящим о их подвиге: «Нет, это – не то, не то, не то…». Не торг, не купля, не геройство, не заслуга, не награда, не победа, не воздаяние… И, отняв земной смыл у слов земных, можем мы приложить их к подвигу мучеников – так, как приложены они великими гимнографами Византии.
Они обречены на одиночество подвига – подобно тому, как обречен – как обрек Сам Себя на него Первый Свидетель Верный, Первый Мученик.
Он один, Одинокий Странник-Галилеянин ушел в смерть – и вернулся. Он вернулся не один, он «узрел потомство долговечное» (Ис. 53:10). Из тех людей, что не понимали Его слов и не жили Его единением с Отцом, пока Он странствовал среди них, смертью Его были соделаны друзья Его, искренние Его, знающие Его близко до невыразимости. Он дал это им – врагам Своим, умерев для них и за них. Мученик-монах-христианин повторяет деяние Христово – истинная проповедь возможна только Крестом, честной, ничего для себя не ищущей смертью с Возлюбленным. Горе, если что-то ищет человек в этой смерти для себя – он найдет то, что нашел Иуда. Не лобзания Ти дам, яко Иуда – повторяет христианин перед испытанием огнем Второго Пришествия. Как страшно здесь говорить о «пользе» и «полезности» для «здоровья». Здесь – Животворящая Смерть одинокого Сына Человеческого. О, даждь ми Сего Странного, Иже не имать где главы преклонити…
Люди увидят тогда и поймут – когда ты вправду умрешь – что Христос жив: « при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь -- Христос, и смерть - приобретение.. (Филип.1:20-21)
Путь христианина – есть путь одинокий. Он вернется к своим – но лишь потом. Через смерть.
Все, что произошло с ними, было быстрее, чем свет молнии. «Тогда ад умертвил еси блистанием Божества» - в греческом тексте стоит «молнией» . Эта молнию чертит рука иконописца, изображающего схождение Сына Божьего в оставленность ада, к Своим мертвецам, ибо прозревал пророк, что оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела. Воспряньте и торжествуйте, поверженные в прахе (Ис.26:19)!
«Ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой» ( Лк 17:24). Второе Пришествие, когда переплавятся стихии, когда и небо, и земля будут новыми. Конец этого мира – обновление, а не уничтожение. Прообраз этого – смерть, которая для христиан не является судом, а переходом в жизнь. Для чего Он совершит это? «Усопшия благочестно надеждею воскресения, в вечной жизни восстати, Господи, сподоби – хвалити Тя чисте и славити псаломски: пойте, благословите и превозносите во вся веки» . С песней Исхода, с песней о небывалом, неслыханном – и сбывшемся, сбывшемся вопреки всему, Христос изводит верных из ада небытия, блистая как молния, в Свой День. Мертвые, которые не могут славить Господа – поют Его. Они перестали быть мертвецами. Они живы - это День Господень, когда в полноте является правда Яхве – правда Его в Сыне Божием Иисусе Христе. «И воля Господня благоуспешно будет исполнятся рукою Его» (Ис.53:10).
…Мученик вернется – через смерть - к тем, кого он любил, и кто его любил, но не понимал до конца, вернется, и со светлой улыбкой скажет, как мученик-врач Орест, епископ-странник Иоанн и мученица-монахиня мать Мария – «Видишь? Хотя я умер, я жив». И радости никто не отнимет у них.
Видишь? Посмотри! Пророческое слово – “Idou”- переведенное, как «Се!» предшествует в библейских текстах, пророческих речениях откровению Бога, теофании.
«На Голгофе беззаконии Тя, Христе, распенше убиша: но живеши, и спасаеши нас во веки».
Посмотри - вот дела Его новые! Новое все творит Он, вернувшийся из смерти Сын Человеческий. Аз есмь Первый и Последний; и Живый, и бых мертв, и се жив есмь во веки веков, аминь (Откр.1,17-18).
Совершается Завет Его Новый – не такой, как все бывшее под солнцем. Род приходит и род уходит, но тем, кто от Бога родились, дана власть чадами Божиими быть, быть подобными Ему, рожденными в Царство непоколебимое. Имена новые даны им. «Радуйся, Духа храме, и умерый и живый отче!» – обращается церковь к Григорию Паламе - одному из таких людей…
Смерть стала жизнью, и преграда разрушена, та преграда, что обрекает людей в этом мире на одиночество. Ее создал Адам, и она живет, до тех пор пока живы ветхие его дети. Но живет теперь среди них и Адам Новый – Он был мертв, Он отторгнут был от земли живых и – посмотри! – стал для всех истинной Землею Живых, стал непоколебимым Царством – посмотри! – Он жив во веки веков, аминь.
___
"Свидетели сему" - Лк. 24:48
Свидетельство о публикации №209040600613