Евгений Ревин. Из джиперов в раллисты

Экипаж Евгений Ревин  и Виталий Данов.

Евгений Ревин, известный джипер, Чемпион 2007 года по трофи-рейдам  владелец крупного СТО, которое занимается в том числе и подготовкой внедорожников для соревнований, начал свою гоночную карьеру пилота весьма неожиданно.

Еще в 2000 году, Евгений хотел пойти в спорт, но ему либо было некогда, да и джипа своего тогда еще не было. И вот однажды вечером в четверг, к Евгению приехал его знакомый Александр с Бал –сервиса и сообщил, что на выходных гонки на Чарыне и нужно где-то найти Нивы. Нашли в прокате три машины, быстро подготовили их для соревнований на своем СТО, обклеили красиво рекламой. Тогда еще было не понятно – что будет за формат – трофи, ралли…

Первые соревнования прошли очень весело и интересно, вволю покатались. Организовывал их Николай Маслов, который по ночи вещал с легендарного Газ 69. Потеряли одного участника, решили ночью его не искать. Утром нашли – машина в прыжке пролетела метров 50 и повисла на камнях. Спасли. И вот с этого и начался джиперский опыт Евгения.

Затем было шумное и бурное празднование дня Ивана Купалы, которое бывалые джиперы помнят до сих пор. Джиперы ехали по трассе в три ряда, гонялись и обливались из окон водой, при этом всю колонну охраняла милиция.

После соревнований Евгений задумался о том, что нужно строить свою машину. Первые проекты – Уазы. Некоторые из них так и остались в разряде «Несбыточной мечты». По словам Евгения, это состояние, когда строишь-строишь машину, и когда она почти готова, приходит понимание того, что ее время уже прошло, и на трассах «колесят» более совершенные экземпляры.

Первой боевой машиной, не долгостроем,  был Вранглер. На нем и были завоеваны первые награды.  А реальные и регулярные победы пошли уже, когда Евгений построил легендарную Мурку – 80-ку. Потенциал Вранглера был до конца не исчерпан, из него начали строить прототип.

80-ка подходила всем – машина было мощнее, шустрее, длиннее. И как оказалось,  в трофи длиннобазная машина ходит лучше.  Три «Каскеленских оврага» откатано на Мурке и практически ни разу это машина не подводила.  Экипаж несколько раз «прикладывался» боками, очень при этом расстраиваясь, что мнут практически новую машину, но когда ребята приехали на финиш, подумав что у них был крайне неудачный день, то просто обалдели увидев, в каком состоянии находятся машины соперников. И тут решили, что по сути  у них ничего и не произошло. На Оврагах 2008 года машина, тоже, казалось бы упала очень страшно, но когда е подняли, оказалась, что ничего и не произошло. Мурка привезла Евгению Ревину Чемпионское звание, при этом у машины оторвало тягу Панара, и экипажу пришлось тросом замотать мост и так доехать до финиша. Основной соперник был Денис Березовский  с которым было очень интересно бороться…

И вот, 2008 год. Джиперы пришли в ралли.
Этот сложившийся и весьма успешный экипаж любителям внедорожных приключений и трофи рейдов известен давно своими яркими заездами, не менее яркой 80-кой «Муркой», и призовыми местами на подиумах. Евгений Ревин, или Борода в начале этого года вместе со своим неизменным штурманом Виталием Дановым был замечен на прописке первого этапа по классическому ралли, который проходил в городе Капчагае. И не просто замечены. Это не было единичное выступление. Экипаж достаточно удачно откатал весь Чемпионат, в классе РК 11, в котором выступают машины объемом до 2-х литров. Итогом выступления стало 2 место по итогам года. Для новичков в ралли – это просто прыжок выше головы.
Джиперы стали раллистами?! Поймать Евгения и выяснить  у него все подробности этого успешного превращения было весьма не просто.

И так, как же из трофи уходят в ралли? Что это – потеря интереса к предыдущим занятиям, жажда чего-то нового, жажда других скоростей, эмоций и впечатлений?
Оказалось все это вместо взятое, плюс и то, что по словам Евгения,  в трофи экипаж достаточно уже прикатался, трофи на данный момент не растет. Оно закольцевалось в одном формате, развития как такового нет, а ралли – это уже следующая ступенька и совершенно другие скорости.

Евгений не отрицает того, что может быть экипажу выступать в трофи просто надоело.  «…Да, в этом виде спорта мне очень нравится выступать, я всегда ратовал за то, что ехать тяжело, сложно, трудно, но нужно ехать, а не сидеть в грязи. Как мы сидим порой все пятнадцать машин из одной категории в одном месте. Если все машины сели – значит это непродуманная организаторами трасса. Это вообще не интересно. Трофи это не убийство машин, это спорт! Но мне кажется, что организаторы сейчас понимают трофи совсем наоборот – утопил машину, убил, участник попадает на немалую сумму денег. Понятно, что джип – это не подводная лодка, он не выдержит… Поэтому долго спорили и поняли, что ралли – это совсем другая вещь!»

Проехал по трассе, газ в пол, адреналин, интересно и красиво, к тому же не нужно лезть в грязь. В ралли экипаж откровенно себя чувствует «чайниками», ездить толком не умеют, есть чему учиться. И это тоже очень интересно!

Первый раз экипаж участвовал на Капчагайском ралли нулевым экипажем на своей боевой трофийной Мурке. «Метлой», то есть экипажем, закрывающем все СУ, Ревин ехать отказался, хотя раллисты боялись их «зубастой» резины, и очень просили не перевернуть машину, особенно на первом СУ, когда была парная гонка по узкой и скоростной картинговой трассе.

Е- «Как нас успокаивали все спортсмены. – Вы только, только не перевернитесь при всех зрителях на узкой трассе». Евгений подумал, что не стоит веселить толпу переворотом Мурки. «Ноль» просто проехал спокойно, отрывались ребята уже по гравийным трассам.

Через две недели после первого этапа состоялся этап в Узбекистане, на который они не поехали, купили машину специально для ралли, и начали ее готовить. Машина – Honda Civic устраивала бюджетом. Бюджет подготовленной для ралли Хонды сравним с бюджетом подготовленной для трофи Тойоты Прадо. Кстати Прадо считается не очень дорогой для трофи машиной.
 
Е – «Мы адекватно подошли к вопросу выбора машины. Если честно, то мы пока сами не знаем, что нам именно нужно. Выбора глобального не было, потому что мы не все  знаем, и не умеем многого. И не знаем, что именно нужно ждать от машины».
А Хонда устроила по надежности, по мощности двигателя и по другим параметрам. Евгений не отрицает, что с другой стороны – это был просто эксперимент.

Евгений и Виталий вполне справедливо считают себя начинающими спортсменами в этом виде автоспорта.

На мой вопрос, тренировались ли они по раллийным трассам перед первым этапом, Евгений, улыбнувшись ответил – «Нет, просто взяли и тупо поехали! Вообще, у спортсменов нет такого, чтобы тренироваться. У нас нет профессиональных спортсменов, которые катаются целыми днями.  Просто вкатываешься  в гонку. У нас и в трофи было так – сначала мы не побеждали, и абсолютно не знали почему это происходит. Потом вкатались и поняли, что и как.

Иногда так бывает, что трофийная машина может простоять пол года, сели - поехали – победили. Затем опять поставили на стоянку и никто никогда не тренировался. Так же и в ралли, насколько я вижу, очень мало людей, кто специально тренируется. Год-два люди просто вкатываются, зачет начинают показывать достойные результаты.

Это сейчас нам кажется, что нужно наворотить машину, нужно то, нужно это… А на самом деле – пройдет год, и все понимание ралли придет к нам само – из опыта гонок.  И половину «наворотов» из машины можно будет убрать за ненадобностью… Сейчас, как эксперты в ралли, мы уже смотрим на навороченный джип и понимаем, что из машины можно смело выкинуть это и вот это и она так будет хорошо ехать и показывать результаты. »

И тут Виталий процитировал известного раллийного гонщика, Чемпиона в классе РК 10 Дмитрия Плясова, который всегда говорил, что чем меньше тренируешься, тем целее машина.

На подготовку боевой Хонды ушло 2 месяца беспробудной, колоссальной работы. У Бороды постоянно работала одна-две бригады только над этой машиной. Плюс после каждой гонки шла доработка. Если бы Евгений готовил эту машину сам – ушел бы год.

Первый год выступлений для новичков оказался удачным, в своем классе до двух литров они стали вторыми по итогам всего Чемпионата. Экипажу понравились все этапы, но Евгений особенно отметил последний этап Бурлы.

-Е – «Знаете, чем еще отличается трофи от ралли. На ралли ты выезжаешь далеко за пределы Алматинское области, этапы проходят в разных городах Казахстана. И ты чувствуешь, что ты выигрываешь Чемпионат Казахстана. Ты знаешь, что ты учавствовал в Чемпионате Казахстна, а не в Чемпионате Алма-Аты. А Чемпионат по трофи все больше напоминает местечковые соревнования»

Интересных моментов по ходу Чемпионата у спортсменов было много, особенно с их любимым 13-ым номером.
 Е – «В Астане на этапе мы подошли к судьям и попросили – Дайте на 13 номер! Нам ответили – «Нельзя, вы что – это же ралли! Здесь все серьезно! Это вам не просто так!». В трофи то мы приходим, говорим и нам его просто дают. Этот номер достался Айранбаеву. И на 3 или 4 СУ мы стоим на трассе, Айранбаев стартует перед нами, мы сидим, внимательно смотрим и тут.. Его машине в километре от нас просто взлетает в воздух, переворачивается и падает, поднимаем клубы пыли. Мы это прокомментировали как то, что сегодня 13 номер был явно не счастливый. Анекдот был еще в том, когда этот гонщик приехал в Алма-Ату на ралли Чарын, ему опять достался 13 номер. Но он уперся всем, чем только мог и не взял его.»

На последнем этапе, ралли «Бурлы» 13 номер вообще убрали и  только по личной просьбе экипажа Евгения Ревина они его получили. И финишировали на третьем месте, привезя такие нужны в Чемпионате очки. Машина доехала, но сломалась уже на самом подиуме. Проблемы с колесом начали гораздо раньше, последние СУ пилот просто боролся с управляемостью машины. Сначала экипаж чуть не залетел на каменную кучу. Затем   чуть не снесли финишные ворота, потому что машина упорно отказывалась ехать по нужной траектории. Штурман уже думал что все, сейчас будет конец всей гонки, даже поднял стенограмму, чтобы защититься… Но Евгений сумел справиться с управлением. И Хонда таки заехала в ворота а не врезалась в их стойку.

По итогам года, в целом Евгений Ревин очень доволен машиной, она ни разу не подвела. Возникали лишь небольшие проблемы с настройками. На Астанинском этапе экипаж не угадал с ходовкой и поэтому весь этап они ехали достаточно медленно, чтобы не убить машину и финишировать в очках. На Чарынском этапе ходовку, казалось бы, настроили идеально, но не выдержали родные гранаты. После первого СУ, когда экипаж настроился на серьезную борьбу по очень интересным допам, и произошла поломка. Евгений Ревин, еще на прописке этапа мечтал там прокатиться на максимальной скорости, чтобы почувствовать до конца машину. И такое разочарование.

Штурман Виталий Данов очень ответственно относится к своим обязанностям. Для Виталия быть штурманом в ралли гораздо интереснее, чем в трофи.
И в ралли, и в трофи у штурмана фактически одна и та же задача. В трофи – это искать точки и думать головой, в ралли  – в голове просчитывать минуты-секунды, мозг загружен по максимуму. Нужно еще правильно пилоту читать стенограмму в нужную секунду и не потеряться  в ней, на ходу смотреть дорожную книгу, считать время на докатке, чтобы не получить штрафных очков.  Пилоту не до того, что на гонке, что на прописи трассы. Он должен изучать траектории и диктовать на прописи, какие повороты. Для экипажа очень важно видеть вместе сложность поворота и понимать, что если пилот сказал «Лево один», то и штурман должен видеть и понимать это самое. Потому что разногласия выливаются в снижение скорости, в  ошибки, и даже сходы и как итог - потерянные драгоценные секунды на финише СУ и всего этапа, потерянные очки и хороший результат в Чемпионате. Даже в сложившихся и скатавшихся экипажах часто возникает проблема разного понимания трассы пилотом и штурманом, что тут говорить про новичков.

Евгений - «На ралли Бурлы штурман читает стенограмму. Произносит «Трамплин» и дальше молчание. Я думаю – «Значит прямо». Нажимаю на газ и почти в тот момент, когда машина вот-вот должна оторваться от земли, Виталий произносит – «Право три». В этот момент торможение, юз, арык, овраг, все видно… Ощущения хорошие… Но как-то мы выкарабкались. Важно доверие в экипаже. Например, заход машины на трамплин идет вслепую, то есть,  за трамплином дальше – не видно. Самая глобальная проблема правильно прописать каждый трамплин и не запутаться, что это именно этот подъем, что это именно этот трамплин, потому что трамплины все разные, но они идут друг за другом и малейшая ошибка в «стенке» может стать фатальной. Я доверяю штурману, он диктует – «Справа на лево», сам я ничего не вижу, выставился, прыгнул, а поворот в другую сторону и все…Весело и красиво. Благо есть каски, ремни и каркасы безопасности в машинах»

Еще одна проблема – это в записи трассы в стенограмме и в коротком ее изложении. На одном трамплине может быть 10 позиций и пилоту необходимо все продиктовать так, чтобы штурман понял это сам, записал и в дальнейшем мог правильно информировать пилота уже на соревнованиях, как нужно зайти на трамплин, куда повернуть, как прыгнуть и как приземлиться. Потому что пилот по извилистой трассе едет фактически в слепую и все эти вещи записать и продиктовать правильно очень сложно.

Евгений и Виталий на прописи трассы спорят очень часто. Один раз на ралли Чарын спорили пол часа, как лучше спрыгнуть в одном месте. В итоге – машину на коварном участке не сломали, а Бурмистенко прыгнул и оставил машину в ямке.

Несмотря на кризис экипаж планирует полностью откатать весь следующий раллийный год. Полностью из трофи ребята уходить не собираются, но если будет наслоение соревнований, то предпочтение будет отдано ралли. Потому что формат гонок, в котором сейчас проводят трофи экипажу не нравится – однообразно. Проводит один человек – одним почерком. Это становится скучно. Кубки и чемпионаты должны проводиться разными людьми. Каждый делает свою трассу, со своей логикой, со своими интересами. Ты должен понять логику каждого организатора. Потому что если взять даже Каскеленские овраги. Там все изъезженно нами вдоль и поперек за 6 лет выступлений. Однозначно новичок там проигрывает просто не зная этой местности.
А в прошлом году Александр Подпорин взял и изменил точки и вообще трассу. И даже нам было интересно там кататься, потому что трасса проходила по местам, в которых никто не был.
Еще одна мечта – это чтобы в КЗ начали проходить полноценные ралли-рейды. Предпосылки к этому уже были и есть. Есть так же и планы на следующий год по организации ралли рейдов недалеко от Алма-Аты. Поэтому, при таком раскладе Борода планирует уйти в ралли-рейды, полностью отказавшись от трофи, перестроить 80-ку в раллийную машину.

Ралли для экипажа – это следующий шаг вперед и парни настроены весьма оптимистично, к тому же программу минимум этого года они выполнили просто по максимуму.

Евгений – « Мы не ожидали второго места в Чемпионате. Мы хотели просто вкатиться, узнать что такое ралли, настроить машину. Я понимаю, что по своему классу мы идем довольно слабенько. Честно говоря – это место мы заняли просто по опыту, потому что знаем, что нельзя ломать машину, надо ее сэкономить. На том же Чарыне мы 2, 5 СУ ехали с лопнутой гранатой. По старым временам я бы психанул, газанул, разнес бы эту гранату, и мы бы просто не финишировали. А тут над нами все смеялись, особенно на Танкодроме, мы доехали медленно, привезли необходимые очки в свою копилку…На этапе Астаны нам все время говорили, что мы едем медленно. Но мы ехали в своем темпе и знали, что вот так мы доедем до финиша. Кто-то летел, несся, разнес машину, не доехал…Теперь нужно повышать мастерство вождения. Надежностью машины выигрывает, теперь дело за мной.»


Рецензии