Каскеленские овраги 2009

Ежедневно меняется мода, но покуда стоит белый свет…
На самом деле – меняются люди, становятся более современными и подготовленными джипы, но одно остается неизменным в жизни спортсменов – Каскеленские овраги, февраль, грязь, скользкие склоны, перевернутые машины, трудные, порой недостижимые точки, туман, снег, нулевая видимость, порванные лебедки, согнутые Хайджеки. Кажется, что этот «набор удовольствий» может отпугнуть любого человека, но только не участников Чемпионата Казахстана по трофи-рейдам.

Если вспомнить еще про кризис и существенно возросший стартовый взнос, но можно было предположить, что рано утром в район города Каскелена приедет всего пара-тройка машин.
Но на самом деле все оказалось абсолютно не так. На старт в 11 утра вышли 32 сияющие чистой и свежей краской джипов, плюс целая «стайка» квадроциклов, участвующих в класса ATV. Среди квадроциклистов был замечен Березовский Сергей, которому, наверное, за долгие годы выступлений внедорожники уже порядком надоели.
Каскеленские овраги в этом году проводились в девятый раз. Многие спортсмены шутили, что на следующий год откатаем десятый, юбилейный раз и потом гонку можно будет уже отменять, так как каждый сантиметр оврагов досконально изучен и изъезжен несметное число раз.

В новом сезоне 2009 не произошло существенных изменений в регламенте. Из видимых плюсов – в категории ТР 1 разрешили небольшой лифт в два дюйма, железные бампера и лебедку. Класс из самого «детского» стал более серьезным. Машины выглядели намного злее и подготовленнее. В самом серьезном классе ТР 3 набралось всего 4 участника, среди них был  известный серо-синий красавец прототип Алексей Никижева и Александра Мороза.

К девяти утра в субботу 21 февраля большинство машин были уже в закрытом парке. Над головой висело серое, неприветливое небо и временами шел колючий то ли дождь, то ли снег. Под ногами – почти непролазная грязь, под которой - корка льда и мерзлая земля. По такому покрытию некоторые джипы на резине повышенной проходимости просто не могли доехать до закрытого парка, расположенного на горке. Пилоты ходили хмурые, всех беспокоил один вопрос – как же мы будем ездить по невероятно скольким склонам. Но Олег Мандриченко, выступающий в категории ТР 2 с новым штурманом, ходил и улыбался. Его МТ резина была зашипована, и поэтому снег и ледяные склоны были ему не страшны. В трофи-рейдах запрещены спортивные шипы, но зашиповать резину гражданскими никто не запрещает.

К старту почти все и зрители, и спортсмены были в промокшей одежде. Штурмана получили распечатанные точки и вбивали их в навигационные приборы, тех комиссар придирчиво осматривал каждую машину, механики проверяли давление в колесах и что-то экстренно подкручивали под капотом. В общем – лагерь жил своей обычной жизнью. В первый день соревнований экипажам нужно было собрать от 13 до 16 точек в зависимости от категории,  в которой  они выступают. Протяженность трассы была около 15 км в одну сторону и столько же в другую.
Александр Подпорин, почти как В.И. Ленин, взобравшись на броневик, начал собрание за несколько минут перед стартом.
-Дорогие друзья, мы решили несколько изменить регламент, все точки брать не обязательно, вы катаетесь 5 часов контрольного времени и выигрывает пилот, проехавший самую длинную дистанцию!

Конечно, все поняли, что это была лишь шутка, изрядно поднявшая настроение замерзшим участникам. Трасса была подготовлена великолепно, многие точки отличались от прошлогодних. Они были сложнее и в то же время безопаснее и более достижимей. Было меньше точек в болоте и в воде, что очень понравилось всем экипажам.

Многое поменялось и в составе классов. Отличился внедорожный клуб «ПроходимецЪ», участники которого были заявлены во всех категориях.

Чемпион прошлого года в категории ТР 1 Вячеслав Раков, до этого выступавший на стандартном Патруле или Митсубиси Паджеро,  за зиму построил себе настоящего монстра ТР3,  обваренного наружным каркасом безопасности. За основу был взял длинный Нисан Патрол, превращенный в пикап. Машина была закончено буквально за пару часов до старта, хотя о полном завершении говорить еще очень рано. Да и полного испытания пикап еще не прошел.

Такой же точно боевый пикап, только на основе Тойоты Прадо в 78 кузове построил экипаж серебренного призера категории ТР 1 прошлого года. Горшенин Владимир вместе со своим неизменным штурманом Дмитрием Коняевым перешли в категорию ТР2.
Бронзовые призеры Дмитрий Зубков и Дмитрий Шпес так и остались в ТР 1, но с Митсубиси Паджеро они пересели на Нисан Патрол в 60 кузове.
Старт был одновременный - по одной машине с каждой категории. Между стартами была минутная разница. Машины резко уходили на крутой земляной подъем , который не всем покорялся с первого раза, и скрывались в тумане.

С новопостороенными прототипами было несколько проблем. После старта, буквально через несколько минут глохнет Патруль Вячеслава. Машина становится недвижимостью в туманных холмах.  Парни успели взять только первую точку и не доехали до следующей 3 метра. Оказалось, что все дело в иммобилайзере. Умная электроника подумала, что джип угоняют, отсекла топливо и… Два часа штурман, согнувшись под капотом буквой «зю» топором рубил хитрую коробочку, причем, надо было не перерубить очень тонкий проводок, который отвечал за подачу топлива.  Позже у экипажа просто пропала первая скорость. И еще подпалили сцепление. Собрав четыре точки, парни финишировали, потому что заканчивалось контрольное время. На следующий день у них вытекла вся охлаждающая жидкость и машина заглохла в нескольких сантиметрах от точки. Дотянуться до нее ни пилот, ни штурман не смогли. «Мелкими перебежками» экипаж финишировал без тосола в моторе.

Экипаж Владимира Горшенина на синем пикапе Прадо финишировал удачно, но на одной из точек у парней порвался патрубок, и из коробки вытек весь дикстрон. Гонщики накачали в коробку солярки, и так финишировали, один раз чуть не упав в глубокий обрыв. На финише они переживали, что кто-нибудь поедет по их следам и не сможет вовремя оттормозиться.

Серебряный прототип Никижева и Мороза финишировал за 40 секунд (!!!) до окончания контрольного времени. Экипаж спускался с очередного холма и по капот провалился в речку с сильным ударом. Сломало рулевую тягу. Опытные спортсмены связали ее части тросом, и дальним путем вернулись к финишу, потому что преодолеть спуски и подъемы на такой машине было нереально. Часть пути они ехали задним ходом, боком, то есть как угодно, потому что машина практически потеряла управление. Финишировали, проехав через помойку. На этот  финиш стоило посмотреть – прототип с разъехавшимися в разные стороны колесами представлял поистине футуристическое зрелище. К тому же пошел сильный снег, затруднявший видимость.

Четвертая машина категории ТР 3, Прадо под номером 306,  не уложилась в контрольное время. Парни ехали на финиш, когда в одном из оврагов увидели лежащий на боку Прадо с номером 005, выступавший в свободном классе. Пилотом был Евгений Михайлов, а штурманом – знаменитый Евгений Ревин или Борода, водитель знаменитой 80-ки под кодовым названием Мурка. Этот подготовленный Прадо в 71 кузове беспомощно лежал на боку и пилоты ТР 3 просто не смогли бросить в беде экипаж.
Кстати, Евгений Борода в этом году опять работал Скорой помощью. В одном из экипажей, выступавший на  кроссовом Уазике без лобового стекла,  серьезно пострадал штурман. Его рука попала между кузовом и каркасом безопасности. Кисть оказалась практически полностью раздробленной. Затем Евгений каким-то чудом выдернул за шиворот Светлану Наумову, водителя Гризлика, которая поскользнувшись,  провалилась под падающую машину. 
Машина Чемпиона ТР3 Дмитрия Шилова финишировала с порванной блокировкой, но со всеми взятыми точками.
Алексей Зайцев, который был штурманом в экипаже Федюкова, финишировавший первым в классе ТР2, смеясь, так охарактеризовал трассу - «Отличная сухая трасса, почти  нигде не было воды, так немного в этот раз только по колено, а да и снега совсем чуть-чуть. Ну и грязь.»
На финиш опоздали 9 машин, не уложившись в контрольное время. Не пострадавшие и не поломанные машины можно было пересчитать по пальцам, у многих участников были порваны лебедки. Многие джипы по два часа сидели в засадных местах, в ожидании помощи, а некоторые застревали, путаясь и пытаясь брать точки не своей категории.  Один из экипажей потерял фотоаппарат, и отправился по второму кругу собирать точки, у некоторых отказывала навигация, пропадали все точки, а бумажный лист с точками оказывался потерянным, и приходилось беспомощно возвращаться в лагерь.

Комментарии Михаила – водителя Тойты Прадо – «Да уж,  трасса веселенькая, пару раз чуть не кувыркнулись, засадили машину и два часа просидели, пока нас не спасли.
Еще точку ТР3 пытались взять, повисли на ступеньке (с метр почти ). В очередной раз убедился, что хайджек для красоты нужен, ну в край колесо поменять. Надо лебедку ставить.........»
Практически все джипы ложились на левый, или правый бок, или на оба по очереди, но серьезных переворотов не было, кроме 008 экипажа Тойты Прадо в 78 кузове, который качественно лежал на боку.  Так же были перевернутые машины и среди через чур активных зрителей.

Воскресенье.
Над трассой висит сплошной туман, дорога от города до оврагов – просто каток, на котором постоянные аварии. Встречаются намотанные на фонарные столбы машины. Страшно.  Джипы участников и зрителей с черепашьей скоростью добираются до старта. В районе оврагов – дикий холод и туман. Под ногами - корка льда. И опять пилоты ходят вокруг машин и думают – А как сегодня ехать по сплошному льду?! На МТ?!
Надежды на то, что выйдет солнышко и лед превратиться в грязь – нет. Старт отложен на 1 час. Организаторы советуют машинам ехать парами и напрасно не рисковать.
Во второй соревновательный день контрольное время составило 4 часа, трасса проходила в районе лагеря по оврагам. Организаторы добавили к заявленным 6-ти точкам по паре коридоров, которые нужно был обязательно пройти в одном или другом направлении. Коридора не было только для Свободного класса. Первый же коридор – и пилоты впадают в настоящий ступор. Узкие проезды по бокам, а в середине – огромная яма, в которую, если упасть – то костей точно не соберешь. В эту яму чуть не провалился Сергей Березовский, который на квадроцикле на полной скорости залетел на бугор и сумел затормозить буквально в сантиметре от пропасти.

Первые машины проходят коридор на лебедках по правому краю, постоянно страхую друг друга. Берет этот коридор первым ходом на опасному правому краю только Дмитрий Шилов. Пилот и штурман быстро осматривают спуск, Дмитрий садится за руль, и через пару секунд, невероятным пилотированием проходит сложный участок. Точек в этот день было мало, но  к некоторым можно было добраться только на лебедке. Или только на лебедке выезжать с точки, вот почему нужна была вторая машина.
13 точку категории ТР 3 не взял никто. Она располагалась внутри узкого оврага с почти вертикальными стенами.  Больше часа просидел на одной точке экипаж Федюкова- Зайцева в узком овраге. Им помог экипаж на красном Патруле – Соколова. Федюков, после  того, как их выдернули из ямы, развернул машину в узком ущелье и выехать они смогли, только залебедившись за столб ЛЭП. Но сама точка так и осталась не взятой.
Сам же Соколов, после взятия 13-ой точки, решил не ехать назад, а проехать вниз по ущелью в узкий проход, через который проезжали только квадроциклисты. Тяжелый Патрол упал в яму, и назад уже не смог выехать. Экипаж принял решение  поехать вперед, и повис, уперевшись в склон одним колесом. Парни пытались вбить якорь и залебедившись за него выдернуть машину, но якорь только вспахивал землю, машина же оставалась на месте. Затем они решили удлинить стропу и зацепиться за дерево. Тоже не помогло. В итоге машина легла почти на бок. В ход пошел хайджек. Опять не помогло. Патрол лишь еще больше накренился. Плюс хайджеком пробили картер, выбежало вес масло из двигателя, разбортовалось колесо…Эвакуация машины продолжалась долго.


Рецензии