Калина -малина

Калина-малина

Давно отзвенел будильник на сотовом телефоне, который я безжалостно сунула под подушку – чтобы не мешал. Солнце поднялось высоко, и его лучи просочились через решето кружевной занавески на окне и маленькими, теплыми котятами стали резвиться по моей постели.
Жмурясь, я сладко потянулась.
В комнате было светло, тихо и спокойно. Через раскрытую форточку, под радостное чириканье птиц, пролез в гости наглый весенний ветерок и по хозяйски  быстро прошелся по моим, незакрытым тоненькой сорочкой рукам, плечам и по-детски розовым коленкам. Я потянула на себя, во сне отброшенное в сторону, одеяло. Ой-ё-ёй! Неужели даже в первый, за долгое время, выходной день я не могу проваляться полдня в постели? Часы на стене показывают только девять утра!..
Вот одна моя знакомая может спокойно в выходной проспать и до двух, и до четырех часов дня! А я сколько не пытаюсь по-настоящему отоспаться - не получается! Словно внутри какой-то механизм срабатывает или это уже привычка с детства такая?..

- Ой, вставала я ранёшенько, умывалась я белёшенько… - зычным, но таким приятным голосом затягивает бабушка Вера, включая плиту и подогревая мне завтрак. Я весело подхватываю:
- Калинка, калинка моя, в саду ягода малинка моя…
- Вот, внуча, вырастешь, меня не будет - я уже помру, а вспоминать, как мы с тобой пели, будешь. И будет это твоя памятка. Как взгрустнется, сразу песня и польётся через душеньку… И хорошо станет, – она смотрит на меня чистыми-чистыми, как небушко весной, глазами и улыбается.
 Мне повезло: не у каждого есть и деревенская бабушка, и городская, да плюс прабабушка и аж целых пять двоюродных бабушек! Я когда их всех пытаюсь пересчитать – путаюсь, а ведь есть еще какие-то, не совсем понятные, но тоже, хоть и по дальнему родству, но бабушки!..
Вера – это мамина мама. Она весёлая, любит петь песни и уже давно живёт в городе, и умеет готовить царский суп! Сам царь его любил кушать, когда бабушка чуть свет вставала и наваривала его на большой царской печи. А потом она его готовила для Ленина и для Сталина. А теперь вот - для меня. Поэтому я его ем. А  вообще - супы и каши не люблю! Все ругаются из-за этого, особенно мама:
-  И все-то с ней не по-людски! На других детей посмотришь и сердце радуется, а эта… Есть хоть силой заставляй! Проще гору передвинуть, чем накормить! И в чём душа-то держится? Синенькая, как поганка! Кости одни кожей обтянуты! Словно дитё из концлагеря!
Как-то мама мне читала книжку о войне и в ней были фотографии детей из Бухенвальда. Жуть!  Я тогда сильно плакала. А потом, когда  во время обеда мама начала ругаться, то я не  стала капризничать, а с трудом, но все же осилила половину своей порции. А вот после - специально задрала майку до ушей и долго вертелась перед зеркалом – ну ни чуть не похоже!..
А бабушка Вера из-за еды не ругается. Она просто наливает, да подкладывает в тарелку, когда я за столом сижу, а сама всё рассказывает о царской жизни или песни поёт. Я слушаю и ем, слушаю и ем. Как-то это незаметно получается…

Вести дневник я начала во втором классе. Сначала в него писала, кто меня и когда обидел, а потом, как меня совсем ещё маленькую обманывали взрослые и бабушки в том числе, а я им всё верила…  А потом этот дневник сгорел. Я сожгла его в порыве гнева вместе с другими дневниками детства и юности, и только какие-то записанные в них моменты остались в памяти…
Почему сейчас, лежа в кровати, недовольная, что не сумела проспать до обеда, я вспомнила свои детские заметки о дошкольном времени?.. Может потому, что сон хороший приснился  или цветёт калина за окном? Может на свои руки, не тоненькие и не синюшные, а полные, округлые загляделась?.. Теперь мамуля наоборот ворчит:
- Не следишь за собой, расплылась…  И откуда что взялось?..
Ох, Боже мой! Ну конечно же, воспоминания полезли, потому что в доме кроме меня нет никого! И ещё потому, что я давно не навещала свою старенькую «царскую повариху»!..
Быстро соскальзываю с кровати и к телефону:
- Здравствуй, бабуля! Как живешь, как здоровье, родная?..
- А… Это ты, внуча?.. А я думала Надя… Как голоса-то ваши похожи…
Бабушка всегда путает мой голос с маминым, хотя они абсолютно разные. Мы разговариваем минуты три и я вешаю трубку. Бабушка говорит все коротко из-за того, что считает телефонные разговоры пустой тратой денег. И правильно! Куда лучше приехать и уж тогда – язык без костей…
Приехать… Пятнадцать минут на автобусе или на трамвае полчаса прокатиться, это не сравнить с тем, как  долго добираться до деревни, где живёт бабуля – папина мама. Всего и делов-то – шаг из дома!.. От чего же это получается так нечасто?.. Вот сегодня вроде бы встрепенулась и уже даже крылышки расправила, а бабушка осадила:
- Я сильно соскучилась по тебе, моя калина-малина, но не приезжай. Уж щас подъедут на машине Надя с Володей. На дачу меня с собою заберут. Хорошо там!..   Весна… Душа поет… А заодно я и правнуков увижу!..
Вот так всегда и получается, «калина-малина»!..
«Калина-малина» - так меня прозвала бабушка, но не за обще-любимую нами песенку, а за мой характер.
- Ты ж, внуча, не спокойная, не ровная – «то пан, то пропал», как в пословице говорится. Когда радуешься чему – сладенькая, как малинка, и всем хорошо вокруг тебя становиться, и слова добрые найдешь, целебные, и всем, чем можешь, людям помогать стараешься! Но коли кто ненароком заденет, тут уж ты свои колючки и покажешь! И откуда они берутся только у такой хорошей девочки? А порою, вот ни с того, ни с сего моя внуча, как зверёк дикий забьется в угол, загорюнится, уж на драной козе не подъедешь! Пока вдоль спины внучу чем-нибудь не шваркнешь, али не прикрикнешь строго - не отойдёт, ни слова-то никакого не скажет, и что с ней случилось, клещами не вытянешь! И горенько тогда всем с тобою! Прямо ягода-калина, которую покуда мороз не ударит и брать нет смысла, слишком горька!.. Вот отсюда и получается, что ты у меня – калина-малина.
Конечно, с бабушкиными словами трудно согласиться, да и не шваркала она меня никогда и ничем, а вот если её глаза из синих станут темно-серыми и такими холодными… В принципе – что-то в этом есть?.. А на даче сейчас действительно так хорошо: сад в цвету, травка - зелёненькая!.. Эх!.. Ну и что ж? Отоспаться захотелось?! В постели поваляться? Валяйся! Детей дома нет, тоже на сад с бабушкой и дедушкой отправились! Митя в очередной командировке!.. Дома ничего делать не нужно – все чистенько, прибрано, приготовлено! И чем теперь себя занять?! Как говорит папа: «Отдых – это смена деятельности. К примеру: устала шить, начни вязать; устала от умственной работы, возьми в руки лопату или грабли». Какие тут грабли? Разве что крестиком вышивать… А что, если с книгой залечь?.. Так все ж в домашней библиотеке читанное-перечитанное!.. Может, из знакомых кому-нибудь позвонить? Нет, однозначно у всех на выходные свои планы!.. Обидно! Конечно, и у меня были планы, но солнце помешало, и вот я одна в доме – никому ненужная! Вообщем, все виноваты!..
- Нехорошие! Бросили, не любят меня!.. - вслух возмущаюсь, зная, что этот бред никто не услышит. Опять забираюсь в постель. Накрываясь одеялом с головой, недовольно соплю носом и вдруг, словно щелчок в лобешник! Снова вскакиваю и быстро-быстро одеваюсь. Не завтракая, хватаю сумку, закрываю квартиру и падаю в автобус. И чепуха, что приходится ехать в толкучке! Я тихо, чуть ли не шепотом мурлычу себе под нос знакомую с детства мелодию:
- Ты медведь, ты мой батюшка! Ты не тронь мою коровушку, ты не тронь мою коровушку, не губи мою головушку! Калинка, калинка моя…
Через полтора часа я подхожу к уютному бревенчатому домику, выглядывающему из-за мощных старых берёз.
Дети на перегонки бегут ко мне. Я обнимаю дочь, целую сына и отдаю ему свою сумку. Такое ощущение, что не видела их не со вчерашнего вечера, а с неделю!
На крыльцо выходит мама и удивленно всплескивает руками:
- Ты же отдохнуть хотела! Месяц без выходных работала!.. Мы и детей специально забрали!..
Смеющимися глазами смотрит на меня, сидящая на скамеечке под цветущим кустом ирги, бабушка Вера. Она хитро подмигивает и улыбается. Из сарая, уже переодетый в робу, появляется отец с лопатой в руках. Втыкает её в землю и спрашивает меня:
- Случилось что? Нет? А что приехала?.. Отдохнуть на природе решила? Молодец! Ну, переодевайся и на огород. У малинника тяпкой бы пройтись надо… – и, уже не слушая моё бубнение-обьяснение, качая головой, обращаясь ко всем, говорит. - Всё-то у неё не-полюдски…


Рецензии