Аргентинское танго
Возмутителем спокойствия на рубеже миллениумов стал коллектив Gotan Project, с блеском реализовавший идею электронного танго. Пуристы жанра могут, конечно, ворчать, но это настоящее аргентинское танго. «Электронщина» с ее элементами хауса, эмбьента, даба в замысле не самоценна - она лишь средство контакта с современным слушателем. И «натуральные» акустические инструменты – гитара, фортепьяно, струнные выполняют никак не второстепенную роль. И шестигранная гармошка бандонеон - какое же танго без него, если оно настоящее аргентинское, а не бальное европейское!
Gotan ни что иное как Tango. Это на языке лунфардио – старомодном аргентинском слэнге. Gotan Project не продюсерский проект, его успех не был запрограммирован и не явился результатом маркетинговых ухищрений. Основатель и «идеолог» проекта – французский музыкант Филипп Коэн-Солал – к своей идее пришел не вдруг. Начав серьезно заниматься музыкой еще в юности, а родился Филипп в 1962 году, он больше десяти лет сочинял и исполнял музыку самых разных жанров. В 1995 г. он познакомился с швейцарцем Кристофом Мюллером (родился в 1968 г.) Сама по себе их встреча была совершенно случайной. Но два музыканта мгновенно сошлись в свой страсти к электронной музыке, с одной стороны, и к латиноамериканским ритмам, с другой. Началось сотрудничество. Несколько лет они искали оригинальную и прочную основу для своего творчества и нашли ее в танго. Но наверняка, без настоящего аргентинца сделать что-то в океане Танго, претендующее на эпохальность, невозможно.
Эдуардо Макарофф – настоящий аргентинец несмотря на явное наличие русских корней. Он родился в 1954 году в Буэнос-Айресе. Гитарист, певец, композитор, руководитель ансамбля и оркестра. Длинный послужной список – 12 альбомов, саундтреки, не считая «побочных» занятий вроде работы телеведущим. Он сыграл решающую роль в том, что замысел француза Коэн-Солала и швейцарца Мюллера осуществился в том виде, в каком это произошло. Те двое знают все об электронной музыке, а он знает все о танго.
Этих троих отцов-основателей Gotan Project поддержали другие талантливые музыканты: испанская вокалистка, датский скрипач, множество аргентинских музыканов (настоящих!)
Музыка Gotan Project пришла к слушателям в январе 2000 года. Всё началось с двух композиций - El Capitalismo Foraneo и Vuelvo al sur. Вторая из них – танго-вальс, сочиненный самим Астором Пьяццолла. За этими двумя вскоре, в июне, последовали еще две – Triptico и Last Tango in Paris. Уже эти четыре композиции заставили музыкальных критиков захлебываться от восторга. В восторге были и обитатели танцзалов. И ладно бы только фанаты электронной музыки! То новое, что получилось у Филиппа, Кристофа и Эдуардо, сразу же стало завоевывать сердца и умы всех меломанов. Окрыленные успехом музыканты записали еще две композиции и собирались в апреле 2001 года представить их аудитории. Но музыкальная общественность стала просто требовать от них полноценного альбома. Да, нельзя сказать, что музыканты Gotan Project «однажды утром проснулись знаменитыми». Но они и не навязывали средствами рекламы свою музыку слушателю, относясь к нему как к «пиплу хавающему».
«Реванш танго» - так назывался первый альбом, он вышел в конце 2001 года. Десять произведений в единой эмоциональной тональности. Кроме трех композиций, все написаны отцами-основателями коллектива. Мало сказать, что он очаровал Европу - он произвел настоящую сенсацию. Все европейские танцевальные площадки приняли эту музыку, звучащую молодо и свежо, на них вернулись сочные, колоритные мелодии. Диск получил горячий благодарственный отклик и на родине танго.
Музыканты не бросились тут же эксплуатировать найденное. Пять лет прошло, прежде чем появился второй их альбом. «Лунатико», так он назван. Это было имя скаковой лошади-чемпионки, принадлежавшей когда-то королю танго Карлосу Гарделю. Даже человек, ни разу не бывавший на скачках, слушая заглавную композицию диска, наверняка, почувствует атмосферу ипподрома. И в аранжировку ее мелодии авторы мастерски вплели голос самого Гарделя.
Этот диск звучит так же как и первый, по-готанпрожектовски. Самоповтор, эксплуатация когда-то уже найденного? О, нет! "То же самое, но другое" - так суммировал итог работы над ним Филипп Коэн-Солал. Да, при его записи к прежним исполнителям присоединилось еще много аргентинских и французских музыкантов – рок-группа, рэп-дуэт, струнная секция, тромбонист и другие. Они обогатили искусство музыки танго новыми ультрасовременными гранями. Всё это, безусловно, важно, но не главное. Музыканты не желали точно копировать те приемы дебютного альбома, с помощью которых они цепляли внимание современного слушателя, и намеренно сделали более сильный акцент на исконном звучании танго. Коэн-Солал: "Мы очень хотели еще больше углубиться в изучение танго. Именно поэтому многие трэки это примеры классического танго, очень традиционного". Этим диском коллектив как бы сделал один шаг назад, чтобы потом сделать два шага вперед. И все аргентинские исполнители танго признают это направление прогрессом в их музыке.
Gotan Project это удивительное, гипнотизирующее сочетание традиционного страстного танго и отличной современной электроники. "Астор Пьяццолла создал современное танго, а Gotan Project поднял его на такую высоту, которой оно еще никогда не знало" – писали критики про первый альбом. «Участникам Gotan Project незачем входить в одну и ту же реку, они сами прокладывают собственное русло, причем там, куда еще не забредала ничья музыкальная фантазия» – пишут критики про их вторую работу. Сам же Филипп Коэн-Солал говорит: "Мы очень хотели продолжать заниматься музыкой танго и, надеюсь, через десять лет мы будем чувствовать то же самое".
Кто только не пытался отменить танго! Даже кайзеру и царю, даже Гитлеру и Сталину не удалось такое. Не сгинуло танго и в волнах шоу-бизнеса.
Свидетельство о публикации №209040700574