Крестная мать

Как 50-летняя казачка Рая удочерила беженку Люсю из Баку, которая на 16 лет ее старше

Беженцы
- Лю-ю-ся-я-я!!! Не пу-ущ-у-у! - голосила тетя Лейла. - И куда ты смотришь, Мамед? Или мой сын не мужчина?!
Жили-были на одной лестничной клетке добрые соседи. Одалживали друг у друга соль, справляли дни рождения. А потом что-то случилось со страной, и общество раскололось на враждебные нации. Вдруг оказалось, что армянской семье Мартиросовых в родном Баку нету места. Почему - азербайджанец Мамед своей матери объяснить не мог. Но он точно знал, что оставаться Мартиросовым нельзя. Взревел мотор. Люся (так ласково называли окружающие 50-летнюю Луизу Адамовну) в последний раз посмотрела на дом, в котором родились три ее дочки и где так долго и счастливо она жила с любимым мужем.
В Армении беженцы не прижились - всю жизнь прожив в Азербайджане, они не знали родного языка и обычаев. В Подмосковье у родственников не уместились: 18 человек на две комнаты - это слишком. Мартиросовы не знали, куда ехать и как жить. И тогда старшая Люсина дочка Лариса с мужем и детьми поехали "в разведку" на Кубань. В станице Северской жил старинный приятель Михаил Гладких:
- Земля у нас богатая, работы хватает. Поживете пока у меня, - пригласил он, - а там видно будет.

За беженским житьем-бытьем улица наблюдала внимательнее, чем за бразильским сериалом. Сначала настороженно, потом с одобрением: ишь, работяги! Когда в одной хате на улице умер хозяин, общество завздыхало: эка жалость, что у наших беженцев денег нету... И тут кто-то предложил:
- А что если им всем миром помочь! Станичники, пускайте шапку по кругу!
Вскоре сияющие от счастья беженцы праздновали новоселье. Перенесли нехитрые пожитки, уместившиеся в одной хозяйственной сумке, купили вафель. Чай приготовились пить по очереди. На четверых - семь ложек, три тарелки и одна кружка...
- Эй, хозяева! - весело позвал кто-то, - принимайте гостей!
Калитка распахнулась, и двор заполнили гости - соседи тащили чайники, ведра, тазики, постельное белье и стулья. Лариса сбегала на почту и отбила своим телеграмму: "Приезжайте, у нас теперь есть свой дом!" Младшие сестры решили осесть в Подмосковье, а Ашот Семенович и Луиза Адамовна тут же засобирались в путь.

Дорогу Люся перенесла плохо. Она уже лежала дома в кровати, а в ушах все лязгали противным металлическим звуком рельсы. И тут она услышала дивную песню.
"Ой в вишневому саду там соловейко щебетал, - выводил высокий женский голос, - до дому я просылася, а вин мене все не пускал..." Люся так внимала певице, что у нее защемило сердце, а на глазах заблестели слезы. Через час, с тарелкой горячих пирожков, она стучалась в соседскую калитку. На следующее утро в калитку Мартиросовых стучалась Рая Цуприкова - так звали голосистую певунью.
- А я вам к завтраку картошечки молоденькой со своего огорода отварила - с укропчиком да сметанкой...
Так 11 лет назад они и подружились. Женщины выяснили, что несмотря на разницу в возрасте (Рая на 16 лет младше) они похожи, и главное, что их объединяет - это большая и светлая любовь к своим мужьям.

Рая рассказывает Люсе про большую любовь
- Я коренная кубанская казачка. Родители - колхозники. Отец мне лениться не позволял: корову доить, корм задать, огород прополоть - это я чуть ли не с пеленок умела. Очень у меня батяня петь любил и меня к песне приучил. Бывает, на покосе так намахаешься, что еле ноги переставляешь, а отец командует:
- А ну, девчата, запевай! - И затягивает: "Нэсэ Галя воду..."
Мы подхватываем, и усталось как рукой снимает.
Так и жила, горя не знала, а когда мне 17 стукнуло, умер отец, а мама от всех переживаний тяжело заболела. Поступить на артистку, как мечтала, я не смогла. И то хорошо, что звонкий голос пригодился - меня завклубом назначили. По выходным к нам приезжала передвижная киноустановка, киномеханик Виктор - женатый 32-летний красавец-мужчина. Мне 20 было, но хотя я и была начальницей, при нем рта открыть не могла - как несмышленая девочка. Виктор же, сталкиваясь со мной, становился мрачнее тучи и тянулся за сигаретами. Такие "отношения" у нас продолжались около года, а потом он вдруг бросил свои сигареты на землю и раздавил их каблуком.
- Чего там, - сказал охрипшим голосом, - я с женой развелся! Выходи за меня замуж, и все дела, не могу больше маяться!
- Так мы и поженились. А на второй день после свадьбы поехали на план, который купили в Северской, копать яму под фундамент. Так сильно хотелось иметь собственный дом! Через девять месяцев родилась дочечка, справили новоселье. И зажили, словно в сказке. А в 39 лет счастье закончилось. Умер мой Витя. С почками было неладно. А дальше что? Дочка замуж выскочила, внучку родила и живет отдельно. Грех жаловаться, но иной раз такая тоска подступит - хоть кричи! Тогда я пою...

Люсина история
- Рая, как я тебя понимаю. Любовь в нашем роду всегда почиталась превыше всего на свете. Бабушка мне часто это повторяла.
Мама погибла в мае 44-го. Она, беременная на пятом месяце, стояла на остановке. Из-за угла выскочил трофейный "Виллис" с пьяными солдатами... Нас осталось четверо, я, пятилетняя, самая старшая. Папа все время пропадал на работе. Воспитывать нас приходилось старенькой бабушке, которой в ту пору было 122 года!
Бабушка у меня была чудо - настоящая аристократка, а полюбила дедушку Аванеса - бедного музыканта, который зарабатывал игрой на кларнете. Она родила 15 сыновей! Но мой отец - единственный, кто дожил из них до старости. Она часто вспоминала сына Давида - он умер в 18 лет, на следующий день после собственной свадьбы. Родители 16-летней вдовы получили калым от пожилого вдовца. Да только Гюля не захотела с ним жить и сбежала от ненавистного старика. Бабушка до конца жизни Гюлю вспоминала и папе всегда говорила, чтобы он Аннушку - мою маму берег пуще зеницы ока. Говорила, что только двух женщин видела на свете, которые по-настоящему любили, и обе они - ее невестки.
В восемь лет мне приходилось и стирать, и готовить, и за младшими присматривать. Хорошая жизнь настала, только когда я замуж за Ашота вышла. Это его старшая сестра меня разглядела. Она искала для него невесту, и я ей как-то попалась в магазине. Она долго на меня смотрела, а потом стала расспрашивать, кто я, чья, как зовут... А назавтра в наш дом пришел Ашот, так меня и сосватали! Я на него посмотрела и сразу поняла, что буду любить его до конца дней. Потому что у него нет никаких недостатков! Он на меня никогда голос не повысил, всю жизнь работал, старался, чтобы семья ни в чем не нуждалась. Дочкам образование дали. Внуки ласковые да уважительные растут. Спасибо Господу!

Крестины
- А ты крещеная? - поинтересовалась Рая, - Господа поминаешь, а крестика нет.
- Да сама не знаю, - вздохнула Люся. - Когда мама умерла, я ведь маленькая совсем была. А потом как-то не у кого было спрашивать.
Ровно три дня спустя Рая сказала:
- Я ходила к батюшке. Он сказал, нужно креститься. Завтра с утра пойдем! Я уж и крестик купила.
- Рая, да как же...
- А вот так! Стану тебе крестной матерью! Да не боись, - засмеялась она.
Крестины состоялись 5 ноября, в 2000 году. Выйдя из храма, подружки переглянулись и... расплакались.
- Вытри слезы, доченька, - приказала Рая.
А Люся разрыдалась пуще прежнего. С тех пор, как умерла мама, доченькой ее не называл никто.
Ашот Семенович болел и почти не вставал с постели, но в этот день он не мог лежать. Поднялся и по стеночке, по стеночке вышел на веранду. Щуря слезящиеся глаза, вглядывался в пыльную проселочную дорогу - не возвращается ли его красавица жена? Луиза Адамовна нашла мужа на ступеньках, по щекам его от усталости и волнения бежали слезы. С того дня Ашот Семенович больше не поднимался.
- На кого ты меня покидаешь, - рыдала Луиза Адамовна.
- У тебя есть Рая, - отвечал он, держись ее...
Такие были его последние слова.

Рая работает весовщицей в местном колхозе, Люся - пенсионерка, но каждый день она встает спозаранку, ведь ей нужно вовремя разбудить свою мамочку, чтобы та не опоздала на работу. Рая, возвращаясь домой, первым делом заглядывает к крестнице. Вечерами они рыдают над передачей "Жди меня" или пытаются предугадать развитие очередного бразильского сериала. А самое любимое их занятие - вспоминать, как счастливы они были когда-то.
Люсин зять взял столярные инструменты и проделал в изгороди калитку - чтобы подружкам было легче ходить друг к другу.

2003 г.


Рецензии