Дневник сатаны Андреева
«Когда я смотрю на этих джентельменов и леди и припоминаю, что они были такими же ещё при дворе Ашурбанипала и что все две тысячи лет серебренники Иуды продолжают приносить проценты, как и его поцелуй, мне становится скучным участвовать в старой заезженной пьесе».
В 1914г. сатана решил вочеловечиться: «…Мне стало скучно в аду и я пришёл на землю, чтобы лгать и играть». В мир людей он прихватывает ещё одного беса (Эрвина Топи), на редкость глупого и набожного.
Он убивает американского миллиардера Генри Вандергуда и вселяется в его тело.
Затем из Иллинойса он отправляется в Италию (Рим), где попадает в железно - дорожную аварию и поселяется на время у некого Фомы Магнуса (как оказалось террориста), где влюбляется в девушку по имени Мария, похожую на Мадонну, которая представляется дочерью Фомы.
Затем сатана начинает заниматься благотворительностью и навещать дом Фомы.
Тот обманывает самого сатану, присваивая все деньги миллионера и деля их с неким кардиналом Х, признаётся, что Мария – его любовница, гордится тем, что его соратники по злодействам не уступят прислужникам преисподни и в итоге взрывает доверившегося.
Тело сатаны погибает, но сам сатана возвращается в ад и ждёт там своего предателя.
Самый первый вывод, который напрашивается после прочтения этого произведения: «Люди хуже бесов».
Вот слова сатаны о человеческой природе: «Тяжело и оскорбительно быть этой штучкой, что называется на земле человеком, хитрым и жадным червячком, что ползает, торопливо, множится и лжёт, отводя голову от удара, - и сколько ни лжёт, всё же погибнет в назначенный час». Сатане вторит Фома Магнус: «Вы не находите, Вандергуд, что человек в массе своей существо отвратительное?» И он находит и как бы в ответ на это в конце истории говорит Фоме: «Ты воспользовался тем, что у меня человеческое сердце и укусил меня, волосатый червяк». Как видим, люди уподоблены червякам, да не простым, а кусачим и волосатым!
О мире земном сатана высказывается следующим образом:
«… Порою мне начинает казаться, что не стоило менять старый пышный красочный ад на его дряннейшую продукцию»;
«Здесь всё так непрочно, что, расставшись с человеком на час, можешь потом разыскивать его в вечности»;
«Чудо – вот что ещё держит людей на этой проклятой земле».
Как видим, и люди хуже бесов, и мир земной хуже ада.
И когда сатана открывается Фоме и его подельникам и говорит, кто он есть на самом деле, это вызывает у тех лишь иронию, но ответить на этом знамением он не может, говоря: «Я бессилен».
Зато для Магнуса, кажется, никаких пределов нет. Он руководствуется принципом «Ни жалости, ни обязанностей – только воля» и стремится помочь слабым поскорее умереть.
Его сожительница, Мария, глупа, лжива, хитра, продажна, развратна, бесстыдна и бездушна. Ей всего 19, но она живёт с Магнусом уже 5 лет и причём он у неё был «даже не десятый». Магнус уверяет Вандергуда - сатану в том, что она хороша в постели и даже предлагает её на ночь. Сама Мария, похоже не против, ибо о ней автор дневника пишет: «Мария, Мария, как страшно ты искушаешь меня».
Но сатана выдержал искушение и Вандергуд в его обличии погиб как порядочный человек.
Верится ли в то, что речь идёт о сатане? Можно представить его в виде скучающего, бессильного, искушаемого и обманутого благотворителя, проявляющего порядочность?
Быть может уважаемому классику Серебренного века Андрееву можно, но «его» сатана с библейским, дающим ложные знамения и искушающим всех и вся, в таком случае не будет иметь ничего общего.
Осталось неясным, что же хотел вызвать автор? Жалость к существу, пришедшему в наш мир обманывать и играть, но обманутому и обыгранному самому?
Выходит, что все в этой истории – герои отрицательные, кроме одного сатаны!
Вот, на мой взгляд, до чего может довести поиск добра и зла, осмысления бытия трёх миров в обход богословия – и сатана станет хорошим, милым сердцу созданием, даже если придёт в мир наш с не благими намерениями (если конечно, считать ложь грехом).
П.С. Между прочим, в догматике Свидетелей Иеговы есть тоже такой момент: сатана пришёл в наш мир в 1914-м году. Совпадение?
12.04.06.
Свидетельство о публикации №209040700825