Иуда Искариот Андреева
Читая это произведение, постоянно сталкиваешься с крайне негативным отношением автора к этому библейскому персонажу, причём настолько сильным, что автор для полноты образа начинает искажать канонически описанные факты и описывает явления, вообще не встречающиеся в Библии!
Иуда априори безобразен и душой, и телом: он одноглаз, стар и мерзок физически. Кроме того, его никто не любит и он всем доставляет неприятности. Он лжёт и злословит постоянно, причем больше всего достаётся отцу: «Мой отец не дьявол, в козёл».
Как-то раз Иуда дал 3 динария блуднице, так как он «падал с ней». Апостолы, узнав об этом, привели того к Иисусу, на что Спаситель сказал: «Иуда может брать денег столько, сколько захочет». В ответ на это апостолы уже не только расхотели его наказать как следует, но выстроились в очередь, чтобы поцеловаться с ним, причём Иуда «чмокал так громко, как будто этот звук доставлял ему удовольствие». Кстати, Андреева нам рекомендовали читать в школе на уроках литературы. Что можно извлечь из этого момента? Что можно быть терпимым и смиренным даже к греху? Нас этому учит автор?..
Далее. Предавая Иисуса Анне, Иуда набивает цену и говорит, что Иисус ему не нужен, но в то же время жалеет Спасителя, говоря: «Нужно беречь Иисуса». Потом мы увидим, как он Его «пожалеет».
Получив деньги, он кладёт их под камень.
Потом его одолевает любопытство: он хочет выяснить у Марии Магдалины, сколько та брала за услуги (автор словно намекает на то, что Иуда «продал» Иисуса для того, чтобы «купить» Магдалину?)
О том, что он предаст Христа, Иуда заранее говорит Фоме. Выходит, что сцена на Тайной вечере, когда апостолы вопрошают: «Кто Господи предаст тебя» по Андрееву профанация?
Смакуя подробности избиения Иисуса, автор пишет, что лицом Спасителя вытирали
оплёванный пол, а Иуда, вместо того, чтобы повеситься, согласно, Евангелию, по Андрееву, наблюдает это избиение и радуется, называя Христа «сынком». Был ли такой эпизод хоть в одном Евангелие, судите сами.
После этого он возвращает деньги духовникам, но не просто бросая их скажем на пол, а прицельно в людей.
Затем он опять же как бы «не спешит вешаться», но идёт к апостолам и укоряет их за бездействие, учит любить Иисуса(!) и … называет предателями! Те же в ответ … робко оправдываются(!) Правда справедливости ради, признают в конце, что в Иуду вселился сатана.
«Соблюдая» хронологию, Андреев спустя 2 дня после казни Христа «ведёт» Иуду к дереву. Не удивительно было бы в таком же тоне «не торопиться», а подождать Воскресения и устроить встречу, при которой Иисус бы униженно поблагодарил Иуду «за всё хорошее» (как он якобы униженно благодарил Муна, согласно словам Муна).
Однако этого в данном случае нет и уместно задаться другим вопросом :что по версии автора толкнуло предателя на самоубийство? Ответ на это дают его последние слова: «Так встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус». Ни слова о пролитой крови невинной, ни слова о невыносимых муках, которые, как принято считать, сдавили Иуду и сделали его существование на земле невыносимым, что вогнало его в петлю. Но «оказывается» он просто устал!
Остальные апостолы также предстают в весьма, мягко говоря, оригинальном виде: то они резвятся, кидая «камни кто дальше», то развлекают Иисуса «весёлыми речами и шутками», то бранятся меж собой несдержанно, то приходят к Иуде с вопросом кто из них будет сидеть одесную Христа в Царствии Небесном(я не опечатался), а во время входа Господня в Иерусалим «Пётр был как сумасшедший, как одержимый бесом веселия и гордости». Видимо фразу «отойди от меня сатана», сказанную в сторону Петра стоявшему за его спиной искусителю Андреев понял по-своему.
Что до «андреевского» Иисуса, то он громко «хохотал» над шутками Петра, когда тот шутил, а один раз после пятичасового перехода начал жаловаться на усталость! Жалующийся, хохочущий и поощряющий воровство и блуд Иисус – это ли Иисус, которого мы привыкли себе представлять? Надо также сказать, что Иисуса автор в этом повествовании ни разу не назвал ни Господом, ни Спасителем, ни даже Христом.
К Иуде по-разному относятся толкователи: кто-то утверждает, что герой Иуда, а не Христос, кто-то верит в то, что Иисус сам попросил Иуду предать Его, кто-то наоборот жжёт чучело «Юдаса», но подобное искажение сильно напоминает «Последнее искушение Иисуса Христа», против экранизации которого на российском телевидении выступили даже мусульмане, как бы добавив ему скандальности, что в наше время является одним из способов завоевать популярность. Но потом, как это часто водится, фильм-скандал, оказывается пустым кичем и быстро выходит из моды.
Иуда остался в памяти многих классическим предателем и его имя стало нарицательным, но стоит ли, в порыве осмысления его поступков доходить до таких фантазий?
13.04.06.
Свидетельство о публикации №209040700827