Взаимодействие этнических культур...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭТНИЧЕСКИХ КУЛЬТУР КАВКАЗА И ВСТРЕЧНО-ОБРАТНОЕ ДВИЖЕНИЕ НАРОДОВ

Целесообразность изучения взаимодействия этнических культур в таком полиэтничном регионе, каким является Кавказ, вытекает как из  научных, теоретических задач, так и практических целей. Выявление механизмов взаимодействия этнических групп, их культур в древности, может способствовать поиску подходов для решения существующих конфликтных ситуаций в наши дни, а также  способствовать снятию напряжений в зонах межэтнического контакта. 
Диалог культур на Кавказе происходил постоянно; во все  периоды истории мы видим здесь контакты, переходившие иногда в продолжительное и активное  взаимодействие. Но чаще всего   непродолжительные по-разному выражавшиеся контакты, на равнинной части и в предгорной зоне приводили к смене хозяйственно-культурных типов. В определенные периоды взаимодействие этнических групп усиливалось и даже переходило межэтническую консолидацию, вызывая этногенетические процессы. Возникновение новых этносов, как и усиление контактов между  сосуществовавшими прежде этническими группами обычно связано с изменением этнической территории (ее расширением, уменьшением, исчезновением или изменением). Происходило это при нашествиях полукочевых или кочевых этнических групп.
О движении народов в древности говорят многие данные археологии, антропологии, лингвистики. Особенно сильными эти процессы были в конце  II-го - первой половине I тыс. до н.э., но, вероятно, они имели место и раньше, в III - II тыс. до н.э.
Что толкало народы на смену своей этнической территории ? Размышления над этим вопросом подтолкнули автора этой статьи на выдвижение гипотезы о встречно-возвратном движении народов, происходившем с эпохи палеолита до позднего средневековья.
В одном случае, отправиться на поиски новой родины скотоводческие  племена толкало похолодание либо длительная засуха, превращавшая степи в выжженные пустыни. Следует признать, что наряду с переменой климата полукочевые народы заставлял мигрировать рост населения,  смена социального устройства, хозяйственно-экономической деятельности.
Теория “выдавливания” одного народа другим является лишь следствием, а не причиной начала движения народов. Настоящие причины следует искать в изменении природных условий и самих этнических групп. Причем  примечательным является тот факт, что в одном и том же направлении происходит на протяжении нескольких столетий миграция племен родственных по языку и, вероятно, крови. Это движение происходило в несколько этапов.
Вероятно, вначале в зону, определяемую автором как место встречи, проникала небольшая группа, затем миграция приобретала массовый характер. Причем во многих случаях движение носило  хаотических характер,  довольно часто такие миграционные потоки  отклонялись, а некоторые образовывали кольцо. Например, во многом загадочные племена савиров, вышедшие, вероятно, из Поволжья или Зауралья,  впервые появившиеся на Кавказе еще во II тыс. до н.э. из Средней Азии, после разгрома гуннов, частично вернулись на  Волгу, где участвовали в этногенезе булгар (Некоторые ученые предполагают, что они приняли  участие в этногенезе дагестанских аварцев). То же самое можно говорить и об индоевропейцах (Синташская культура), проделавших путь на Кавказ несколькими волнами. Одна из миграционных волн шла через Приднепровье в Приазовье (Ямная и Катакомбная культуры), другая из Дуная на Балканы, а оттуда на Кавказ (протогреческие племена, хетты, фригийцы, лувийцы  и др.). Третья волна (вероятно, самая большая, представители синташской культуры), распавшаяся на индо-иранскую и индийскую, вышла из Зауралья и  проникла на Кавказ из Средней Азии.
На мой взгляд, принципиально важно выявить местонахождение исходной географической точки движения этнически родственных групп и место (места) встречи народов (ареал взаимодействия этнических общностей).
Представляется, что в своем движении скотоводческие полукочевые народы неоднократно меняли свои этнические территории, поглощая или сметая одни энтокультурные общности и вступая во взаимодействия с другими. Такие географические зоны как Предкавказье, Восточное и Западное Закавказье неоднократно становились местом встречи народов. Здесь наиболее интенсивно распадались одни этнические общности и образовывались новые, которые в силу разных обстоятельств, в числе которых, вероятно, не последнюю роль играли: рост населения, ограниченность ресурсов и возникновение социально-культурных различий, приводило к распаду общности и началу их движения.
При выходе одной группы, или даже расхождении нескольких, связь их не разрывалась  с  прежней общностью (по крайней мере, в первые десятилетия), что приводило к тому, что следующие этносоциальные близкородственные общности следовали за первопроходцами.
Говоря о встречно-возвратном движении народов, следует отметить целый ряд закономерностей, существующих в этом процессе. Во-первых, его неравномерность (в одном случае, такое движение носит прямолинейный и довольно интенсивный характер, оно порождает новые этнические общности и государственные образования, в других, приводит к полному либо частичному распаду больших этнических общностей и государственных образований), во-вторых, в  движение вовлекаются близкородственные по языку этнические группы. Например, на протяжении почти тысячелетия с VIII в. до н.э. по III в. н.э. на Северном Кавказе сменяли друг друга ираноязычные народы: скифы, сарматы, аланы. Их сменили народы тюроязычных кочевников – выходцев из Центральной Азии (с IV в. н.э. по VII в. н.э. и с VIII по XIV вв. н.э.). Тюркоязычные народы на Кавказе сменили семитоязычные кочевники арабы (эта волна, вероятно, связана с предшествующими миграциями  на Кавказ семитоязычных народов из Аравии и Месопотамии), затем монголы, ираноязычные персы, тюркоязычные сельджуки, татары. В такой водоворот народов был вовлечен кавказский регион в эпоху бронзы, раннего железа и средневековья. 
Номады, считавшие своей этнической территорией степной ландшафт, перекраивали этническую карту Северного Кавказа неоднократно. Они вытесняли оседлые народы с равнинной части в предгорье и горы, провоцируя вступление их в более тесные контакты. Сами кочевники, вовлекая полиэтничные элементы в свое движение, образовывали неустойчивые племенные образования (союзы), распадавшиеся обычно после разгрома в военных  столкновениях с более сильным противником на исходные этнические группы, либо на вторичные этно-племенные образования, служившие основой для возникновения новых этнических образований (а с эпохи средневековья и этносов), как это было с сарматами и готами во II - VI вв. н.э., смешение которых  с протославянами привело к возникновению славян.
Этногенетические процессы наблюдались, как правило, и в горной, лесной или болотистой труднодоступной местности, где остатки прежних кочевых и полукочевых этнических групп, скрываясь от нашествия иноэтничных номадов, вступали во взаимодействие с какой-либо группой автохтонов (так возникли осетины, карачаевцы и др. Чеченцы возникли из разноплеменных групп, подвергшихся влиянию ингушской этнокультурной общности.
Таким образом, встречно-обратное движение народов предполагает наличие  лингвистического родства, зоны образования неустойчивой этносоциальной общности (“точки” выхода) и места встречи народов (зону их интенсивного взаимодействия, как с автохтонными этническими группами, так и между собой). Совершая такое движение, новые этносоциальные общности контактировали с другими культурами, усваивали новые технологии, перенимали некоторые обычаи, традиции. Одни  из них, оседая на новых этнических территориях,  становились субстратом для новых этнических общностей, другие ассимилировались более крупными этнокультурными общностями, третьи вступали во взаимодействие с аборигенами, в результате чего возникали новые этнические общности.
Местом встречи народов является, как правило, своеобразный географический “перекресток”, где сочетаются ландшафты, богатые ресурсы и разные средства коммуникации. Одним из таких “перекрестков” являлся Кавказ. Он был местом встречи разных этнических культур, а также зоной активного их взаимодействия.
Автором были изучены и проанализированы научные труды по этнографии, истории, фольклору, топонимики народов Кавказа с целью выявления межэтнических контактов и разнообразных форм взаимодействия этнических культур. Использованы историко-сравнительный, историко-типологический методы. Основные положения и результаты исследования были изложены руководителем в целом ряде статей, а также в работе “Взаимодействие этнических культур Евразии и Кавказа”, вышедшей отдельной брошюрой в Краснодаре в 2006 г. В упомянутой работе автор рассмотрел взаимодействие этнических сообществ Кавказа с кочевыми и полукочевыми народами Евразии. На основе изучения материалов по археологии (статьи, доклады, сообщения и экспедиционные отчеты), этнографии, фольклору, топонимике, а также работы с трудами историков античности, средневековья и современных исследователей установлены основные типы и формы взаимодействия этнических групп с древнейших времен до средневековья. В 2007 г. был собран материал по взаимодействию этнических групп от эпохи средневековья до наших дней. Осуществлена первичная обработка материала, готовится к печати ряд статей; в 2008 году планируется выпуск очерка, а также подготовка к печати монографии по теме исследования.

Литература

Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. I. М.-Л., 1949.
Александровский А.Л. Степи Северного Кавказа в голоцене по данным палеопочвенных исследований. / Степь и Кавказ (культурные традиции). Труды ГИМ /Ответ. ред. Кожин П.М. М., 1997.
Алиев М. История Мидии. – Баку, 1960.
Археология древних обществ. М., 2002.
Блаватский В.Д. Античная археология и история.  М., 1985.
Бларамберг Иоганн. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. Нальчик, 1999.
Буданов В.П. Готы в эпоху Великого переселения народов. М., 1990.
Гаджиагаев Т.С. Взаимоотношения народов Дагестана и Азербайджана во 2-й пол. XIX – нач. XX вв. Дис. к.и.н. – Махачкала, 2005.
Геродот. История. М., 1999.
Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна. М., 2003.
Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации. М., 2005.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
Диакон Лев. История. М., 1988.
Кавказский этнографический сборник /Ответ. ред. Лавров Л.И. .М.-Л., 1962.
Кестлер А. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие. СПб., 2006.
Кожин П.М. Показатели кочевого быта культур Причерноморско-Прикаспийских степей эпохи бронзы / Степь и Кавказ (культурные традиции). Труды ГИМ /Ответ. ред. Кожин П.М. М., 1997.
Косвен М.О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке. Ч. III. Кавказский этнографический сборник /Ответ. ред. Лавров Л.И. .М.-Л., 1962.
Крамер Самюэль. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. М., 2002.
Лэнг Дэвид. Грузины. Хранители святынь. М., 2004.
Марковин В.И. Зандакский могильник эпохи раннего железа на реке Ярык-Су (сверо-восточный Кавказа). М., 2002.
Маслов В.Е., Очир-Горяева М.А.  Об общих элементах в культуре нижневолжских кочевников и населения Центрального и Восточного Предкавказья в конце VI - начале IV вв. до н.э. / Степь и Кавказ (культурные традиции). Труды ГИМ /Ответ. ред. Кожин П.М. М., 1997.
Миллер В.Ф. Исторические сведения об осетинах и вопрос о происхождении этого народа / Поэма об Алгузе. М., 1993.
Мровели Леонти. Жизнь Картлийских царей. Извлечение сведений об абхазах, народах Северного Кавказа и Дагестана. М., 1979.
Полибий. Всеобщая история. М., 2004.
Раевский Д.С. Мир скифской культуры. М., 2006.
Райс Т.Т.  Скифы. Строители степных пирамид. М., 2003.
Сарианиди В.И. Маргуш. Древневосточное царство в старой дельте реки Мургаб. Ганновер, 2002.
Страбон. География. В 17 книгах. М., 2004.
Тернавский Н.А. Взаимодействие этнических культур Евразии и Кавказа. Краснодар, 2006.
Тменов А.В. Космологические представления осетин: Исторический аспект. – Владикавказ, 2005.
Толочко П.П. Русь і Хозарія /Старожитності Південної Русі. матеріали 3 історико-археологічного семінару “Чернігів і його округа в IX - XIII ст. Чернігів, 1993.
Трубачев О.Н. Лингвистическая периферия древнейшего славянства. Индоарийцы в Северном  Причерноморье. //ВЯ.1977. №6. С. 13-30.
Трубачев О.Н. “О синдах” и их языке // ВЯ. 1976. ;4. С. 39.
Шихавцова В. М. Межэтническое взаимодействие на Северном Кавказе в процессе национально-государственного строительства в 1920-е гг. Дис. к.и.н. – М., 2005.
Фрай Р. Наследие Ирана. М., 2002.
Челеби Эвлия. Книга путешествий. Походы с татарами по Крыму (1641-1667). Симферополь, 1996.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1986.


Рецензии
Впечатляет и сама статья и приведенный список литературы.
Вы это серьёзно?
При том, что движение этносов - terra inkognita, и тут авторитеты вообще "давят друг друга". Теснили племена одно другое,хотя бы славяне - всего за несколько столетий - от Балкан до северных морей... а то и пропускали через себя, как было при перемещении болгар через славянские земли.
Но в горах... Осевшее племя сдвинуть силой? На Кавказе и монголы не справились. Да и сейчас один человек с мультуком может целый перевал удерживать... А письменность по Евразии лишь - оазисами. Только археологи могут наверняка осветить какой-то редкий маршрут.
А Вы так уверенно пишете о смене народностей Кавказа в сравнительно короткий исторический период.
Вот у Вас в списке источников Л.Гумилёв. А ведь он показал, что семитский след - не результат миграции из Аравии через Кавказ, а результат влияния осевших вдоль Великого шелкового пути семитов-торговцев. Ну, это мелочь.
Могу только высказать пожелание - с Богом!
Однако, моя оценка статьи - "понравилось", поскольку даёт пищу для любознательных.

Станислав Бук   12.04.2009 17:07     Заявить о нарушении
Cтанислав, Вы не правы,что касается Кавказа, здесь действительно очень стремительно менялись народы, особенно на равнине и в предгорье, лишь высокогорье являлось в некоторой степени местом, где могли сохраняться анклавы этносов. Монголы покорили даже осетин высокогорья, хотя и не сразу, Россия тоже смогла. О семитских племенах тоже не все так ясно, задолго до шелкового пути семитские племена (кочевые)проникали в Месопотамию (факт установленный), а оттуда, вероятно, в Закавказье и Северный Кавказ. Некоторые ученые видят в носителях меотской культуры семитов. Да и почему хазары приняли иудаизм? Но увы нет только семитский след прослеживается на Кавказе, индо-арийский, иранский, тюркский. Кавказ - это такой водоворот народов; такое впечатление, что он всегда бурлил.

Николай Тернавский   12.04.2009 22:34   Заявить о нарушении
Спасибо, буду читать Ваши работы.

Станислав Бук   12.04.2009 22:46   Заявить о нарушении
Станислав, дважды пытался выставить здесь очерк, который сделал по грантовскому исследованию, и не получилось. Видимо из-за объема; в нем я привожу факты исторические и археологические. Вообщем, я пришел к этому лишь в результате обобщения фактов. Некогда я доверял Гумилеву, сейчас нет, у меня свой взгляд на вещи. Пытаюсь их обобщить в своей концепции. Как только появится время, сделаю это. Картина вырисовывается очень интересная.
С наилучшими,

Николай Тернавский   13.04.2009 21:48   Заявить о нарушении
Николай! Гумилёву Л. нельзя "верить", как нельзя верить любому учёному, который выдвигает гипотезу-схему, а потом под эту схему подгоняет все свои исследования, т.е. - фактически становится рабом своей гипотезы. Так нельзя. Пусть другие проверят твоё построение, и если оно подтвердится у других, или же - опровергнется, тогда твой долг учёного принять решение, даже неудобное "под себя". Догадываетесь, что это моё личное мнение.
Что касается работ, предназначенных для популяризации или обнародования какого-то исследования именно на этом САЙТЕ ПРОЗА.РУ, то следует помнить, что многословные - не читаются. Если ты Мастер - изложи квинтэссенцию да ещё и популярно. Здесь много таких хороших, умных статей, ВКЛЮЧАЯ ВАШИ, которые из-за громоздкости не дойдут до широкого читателя. До интересуюущегося узкоспециальным вопросом - пригодится. Одна Ваша работа здесь пригодилась моему внуку, который пишет реферат по исследования связки спецслужбы-кризисы (это - упрощенно). Простите - ничего личного!
С уважением!

Станислав Бук   14.04.2009 00:03   Заявить о нарушении
Станислав, рад, что кому-то помог. Что касается Л.Гумилева, я зачитывался им лет 15 тому, мне казалось, вот он сумел объяснить многое в этнологии, затем вкралось сомнение, сейчас я вполне согласен с вами, в кго теории много натяжек, самая большая - это та самая пассионарность - некая космическая энергия, которая полосует землю, побуждая народы к активности. Эту пассионарность я могу принять лишь в виде солнечной активности, которая бесспорно влияет на активность этносов. Да, я понимаю, что Проза.ру - это не лучший рессурс, но, честно говоря, я и не стремлюсь все свои наработки по этнологии выкладывать, просто было интересно, как народ отнесется.
С уважением,

Николай Тернавский   14.04.2009 01:00   Заявить о нарушении
А Вы судите по себе. Ведь и Вы это море прозы не читаете, а просматриваете, пока не попадётся интересное, не так ли? Повесть ... не всякая захватывает с первых строк.
Я вижу по своим читателям. Даже тот, кто "зачепился, сначала смотрит главу где-то в серединке, потом другую, потом начинает с первой.
Сам я длинные вещи просматриваю по диагонали.
А читать с экрана роман - глаза посадишь, прежде чем дочитаешь.

Станислав Бук   14.04.2009 07:35   Заявить о нарушении
Вполне согласен. Я так и делаю, потому как зрение уже посадил.

Николай Тернавский   14.04.2009 23:05   Заявить о нарушении