Нужно ли человека в чём-то упрекать?
Нам могут возразить, что для духовного саморазвития надо очень захотеть, развить в себе волю к преодолению трудностей. Одни успешно развиваются, а другие ищут оправдание тому, что не развиваются, а некоторые даже не утруждают себя поиском доказательств.
Но что движет человеком в его хотении – нехотении? Разумеется же интерес. А если этот интерес не пробуждён? И как его пробудить?
Нужен ключ, ключевое воздействие на человека для пробуждения его интереса, причём воздействие глубоко индивидуальное. Являются ли упрёки стимулами в пробуждении такого интереса? Ведь они являются лишь констатацией того факта, что такого интереса нет плюс обвинения в том, что человек ничего не предпринимает. Но констатация для человека бесполезна, ибо он и сам знает, что такого интереса нет. А обвинения могут вызвать у человека лишь обиду и апатию. То есть упрекать человека в недостаточном духовном саморазвитии неэффективно.
Как же нам быть? Как убедить человека в необходимости его духовного саморазвития, как найти ключ к его интересу к этой деятельности?
Тут есть единственный путь. Попытаться найти основные, ключевые способности человека. Но искать их надо так, чтобы человеку был чрезвычайно интересен этот поиск, чтобы он его не просто радовал, а вдохновлял на творческий поиск. И здесь результат зависит от следующих факторов: 1.Насколько сильно скрыты основные, ключевые способности человека; 2.Насколько эффективны и велики способности курирующего педагога находить ключ к раскрытию способностей данного человека; 3.Насколько сильно устанавливаются симпатии между педагогом и его подопечным. 4.Насколько велика изоляция человека от внешних помех и отвлекающих факторов. Одним из таких отвлекающих факторов являются упрёки человека в его вине во всех неудачах такого поиска.
А может упрёки помогают человеку тогда, когда он не знает о своих недостатках и даже думает, что это его достоинства?
Вопрос заключается в том, какое действие производят они на человека, эффективны ли упрёки в его духовном становлении? И тут очевидно следующее: наиболее эффективное действие и на человека упрекаемого и на человека упрекающего является такое объяснение человеку того, что он не знал о себе в плане своих недостатков, которое вызывает в нём радость познания себя и признательность к объясняющему ему его недостатки. В свою очередь, объясняющий ощутит радость от того, что помог кому-то, осчастливил его и приобрёл нового духовного родственника (друга). Но такое разъяснение не является упрёком.
Видимо, упрёки полезны только в тех случаях, если человек достоин наказания за нарушение каких-то законов, правил поведения. Но оптимален ли путь решать вопрос исправления уже наказанного за грехи человека посредством упрёков? Увы, нет! Человек уже наказан и оптимальный путь к его исправлению тот же, что и при пробуждении интереса человека к духовному развитию.
4.08.2008
Свидетельство о публикации №209040801214
Александр Шилов 04.05.2009 10:18 Заявить о нарушении