ВСЕМ... 17. О клановости в искусстве и литературе

       Лично я ничего против клановости не имею, если она на пользу дела и люди, при этом, талантливые. Ну что можно сказать супротив отца и сына академиков-медиков Вишневских. Что можно иметь против выдающихся учёных, отца и сына Скрябиных. Я даже не очень то, что имею против папы и сына Ждановых, члена политбюро и члена ЦК партии, соответственно (поскольку сын, кроме того, что был очередным мужем Светланы Аллилуевой, являлся действительно талантливым учёным и организатором). Я снимаю шляпу перед Серго Берия, но не потому, естественно, что он сын Лаврентия Павловича, а потому что сам стал выдающимся конструктором.
      Ну а что же делается в более мне близком мире искусства и литературы? Династия Бондарчуков, сестёр Макаровых и Скобцевой вызывает лично у меня уважение и белую зависть к их талантливости. Другая династия братьев Климовых и Ларисы Шепитько – то же самое. Дуэт Максимовой и Васильева - да я готов всю ночь смотреть их танец. Поэт Арсений Тарковский и его сын замечательный кинорежиссёр Андрей Тарковский, поэтика фильмов которого, безусловно унаследована от отца. Ну, и теперь о клане Михалковых.
      Ну, ничего не имею против того, что куда ни... кинь - всюду они. Если талантливы - почему нет. И всё бы ничего. Но. Я их не уважаю. Нет не всё их творчество. И не всех Михалковых. Есть там приятное исключение - мама братьев-режиссёров и жена поэта – «гимниста» - Наталья Кончаловская. Ну, так она всю жизнь, после бурной молодости, провела в России, в усадьбе на привилегированной даче. Эта страна (советская) была не её страной; муж, дети жили своей бурной жизнью, а Наталья Кончаловская, родная внучка великого Сурикова, потомка сибирских казаков, жила на даче, настаивала замечательный алкогольный напиток "кончаловку" и писала свою любимую книгу "Наша древняя столица. Вот её, Наталью Кончаловскую, я одобряю и уважаю. Глава семьи -  Сергей Владимирович. Я воспитан на "Дяде Стёпе", на " я поведу тебя в музей, сказала мне сестра", на "Сомбреро" и на "Фитилях". Но на этом Михалкову -старшему и надо было остановиться. Другие меньше написали, а их именами улицы называются. Но, Сергей Владимирович, прямой потомок знатного боярского, позднее дворянского родов, не остановился и плодился, как мог. И всё бы ничего, если бы не два гимна, автор слов, которых и является наш детский поэт. Я думаю, что если , не дай бог  у нас сменится власть - не важно вправо или влево она поменяется, Сергей Владимирович, если силы будут, напишет новые слова к старому гимну. А сыновья?  Андрон Сергеевич, старший сын. Я очень люблю его некоторые старые фильмы, снятые в Советском Союзе, в шестидесятые - начале семидесятых годов прошлого века; мне не нравятся его более поздние его фильмы, снятые в современной России, и я совершенно равнодушен к его "американским " фильмам. Ну и что оттого? Речь о другом. Речь о том, что в обеих своих нашумевших книжках, он Андрон Сергеевич, во-первых очень завидует, отнюдь не белой завистью Андрею Тарковскому, и это ни чем не скрыть. А во-вторых, очень не по джентельменски он себя ведёт с женщинами (и не потому, что спит с ними -это я только приветствую). И хотя Андрон везде пишет, что он очень себя любит, и это, как бы его извиняет, но... Но очень уж хочется чувствовать себя джентльменом, свободным художником, человеком, сделавшим себя сам. очень хочется - а я не верю, этому внуку дворянина и праправнуку боярина, служившим всем царям Руси и Российской империи, служившими честно, но и о себе не забывавшими( "мы чужого не хотим, а что наше-то отдай!").
       Ну и наконец, младший сын, самый, пожалуй. талантливый, самый мною ценимый, но и самый мною лично не уважаемый - Никита Сергеевич. Помните, у нас был уже наш "дорогой Никита Сергеевич". Мне очень нравятся его фильмы, особенно более ранние, где у него прекрасные сценаристы; мне очень нравятся его актёрские ансамбли, где каждая звезда имеет место, пусть и  небольшое, но не затмевает других звёзд. Я очень люблю Никиту за его великолепные актёрские работы, начиная "Я шагаю по Москве" и до "Жестокого романса". Но, давайте, признаемся честно, во всех фильмах Никита Михалков, кого бы он не играл: купца Паратова, проводника пассажирского поезда, школьника - москвича, главного судью, комдива Котова, кого бы он не играл - он играет самого себя - Никиту Сергеевича Михалкова, прекрасного, в первую очередь, нашего, сначала советского, а теперь российского успешного менеджера. Это моя точка зрения, и я её никому не навязываю. Хотите - оспорьте. Я с удовольствием вас послушаю.
      Я не буду говорить о более младших Михалковых – Кончаловских - они обычные, как мы с вами люди, которым повезло с родственниками. Я не буду говорить о покойном Юлиане Семёнове, к творчеству которого можно относиться по-разному, но не признать несомненный талант и целеустремлённость в деле раскрытия хоть каких то закрытых тем, не признать нельзя. Я не буду трогать сестёр Вертинских, которых я очень люблю и ценю за их кино и театральный талант, особенно Анастасию. Но и Семёнов и сёстры Вертинские - они родственники Михалковых - Кончаловских не по крови, по узам.
      Так что же объединяет Сергея Владимировича, Андрона Сергеевича и Никиту Сергеевича, а с недавних пор и последнюю жену Андрона - Юлию Высоцкую - это неудержимый конформизм - желание хорошо жить  (что само по себе и не плохо)
 и , при этом, а вернее для этого - служить (не прислуживать) любой власти, кроме фашистской. И вот этого, я в них не приемлю, и за это не уважаю. Им, конечно, на меня глубоко наплевать. Моя точка зрения их "не колышет"! Ну и что. Я зато сказал, то что хотел. Я не собирался их переделать - это невозможно, я не старался открыть глаза своему читателю (он их и не закрывает). Я просто хотел сказать о клановости, как я её понимаю. И я сказал. А что касается Юлиана Семёнова и сестёр Вертинских - они не конформисты, и потому я им симпатизирую.
                7 апреля 2009г


Рецензии