Заподлянка

"А завтра по асфальту шаг чеканя звонко,
Мы будем слышать только труб густой напев!
Тогда мамаши и знакомые девчонки
Пороги будут оббивать на КПП.

Мы скажем им тогда, что хочешь иль не хочешь,
Мне уезжать пора, - ведь я всегда солдат!
Меня теперь не жди. А, чтобы покороче,-
Пошла ты на …, как курсанты говорят"

(Из песни выпускников военного училища,
на муз. В.Баснера к песне М.Матусовского
"Махнём не глядя…")

Для курсантов военного училища летние каникулы, а вернее – отпуск, поскольку курсанты являются военнослужащими действительной службы, но на правах "контрактников", -  приходится на самое благодатное время года – вторую половину июля и почти весь август.
В это время года – купайся не хочу, а что касается девушек, то они все, без исключения, - в ожиданиях. Те, что живут в родном городе – в ожидании приезда отпускников, а те, что провожали курсантов на вокзале – в ожидании возвращения потенциальных мужей-офицеров.
Сергей, парень видный и без того, в новенькой парадке – вообще неотразим.
 
В первую же субботу после приезда в родной городок он отправился в сквер, где на летней танцплощадке намечался вечер танцев. Брюки отутюжены так, что прикоснись к чулочкам на девичьих ножках – и порез того капрона неминуем. Что касается ботинок… тут и говорить нечего; если кому приходилось видеть отшлифованный эбонит, в глубине которого просматривается абсолютно чёрная бесконечность, а любой луч, отражаясь, приобретает свечение какой-то тайны, то вот вам самое удачное сравнение.
Разумеется, в карманах кителя два носовых платочка: тёмный – для себя, светлый – вытирать девчонке слёзы, которые, несомненно, будут литься ручьём при расставании.
Заколка на галстуке, в которую встроен сверкающий страз, купленная на сэкономленные курсантские гроши, конечно, из тех причандалов, что "не положено"; поэтому она, эта заколка, пока что припрятана за бортик кителя (на случай встречи с патрулём, который неизменно пасётся возле танцплощадки) – до часа.
К приобретённой по случаю у одного сверхсрочника фуражке с высокой тульей и увеличенным противу нормы "аэродромом", - авось патруль не придерётся. Тем более что такие фуражки можно видеть не только на полковниках, по утрам входящих в здания штабов, но и на курсантах – генеральских сынках, которых обычно в этом плане балуют их мамочки.

На танцплощадке Серёгу ждало разочарование. Здесь господствовали девчушки-малолетки, которые и танцевать не умели "правильно", то есть так, как курсантов в спортзале училища обучала жена начальника второго курса Елена Семёновна по прозвищу "Элен", и с которыми разговаривать практически не о чём.

После нескольких танцев Сергей вышел покурить и пошел к скамейке, видневшейся на слабоосвещённой аллее.
На скамейке одиноко сидела девушка в сером с блестками костюме. На плечи её была наброшена сетчатая чёрная накидка. Личико девушки было приятным и грустным.
- Разрешите?
- Пожалуйста!
- Простите, но если вы кого-то ждёте, я найду другую скамейку.
- Да садитесь уже! Никого я не жду.
Сергей присел, достал сигареты. Для выхода "в люди" он купил дорогие, болгарские, - "Интер". Предложил девушке.
В те годы курение среди девушек ещё не получило своего распространения, но незнакомка не отказалась. От неё исходил аромат приятных духов, пахло сиренью, и этот запах кружил голову.
Постепенно разговорились. Девушку звали  Рая, она, похоже, была одного возраста с Сергеем, или ненамного старше. Рая успела окончить индустриальный техникум и сейчас работала чертёжницей на машзаводе.
Рая оказалась интересной собеседницей, читала Бунина (где только нашла?), и могла поддержать разговор на технические темы. Знала по именам всех наших и американских космонавтов, а Сергей их всех не помнил.
Сначала Сергей было подумал, что у девушки нет денег на билет, предложил ей свою услугу. Но Рая сказала, что на этих танцах делать нечего и Сергей с ней согласился.
Они допоздна гуляли по городу, вышли на берег реки. Близость девушки возбуждала, но поцеловать её в этот вечер он не решился.

Это произошло на второй день.
Рая призналась, что почти вышла замуж, но жених оказался подлецом, и ей разонравился.

Потому ли, что Сергей был сам по себе парень видный, интересный, или просто потому, что в этом небольшом городке все друг друга так или иначе знают, не прошло и недели, как мама Сергея начала разговор:
- Серёжа, я слыхала, ты встречаешься с Раей Цымбал?
- Ну, встречаюсь, а что?
- Ты же её совсем не знаешь!
- Так узнаю!
- Нет, ты не знаешь! О ней плохо говорят…
- Вот что, мать, не суй носа не в своё дело!
- Как же не в своё! Ты же нас позоришь! Эта Рая сбежала с приезжим артистом, потом …
Сергей хлопнул дверью.

Вечером мать опять завела разговор. Теперь с отцом, но при Сергее:
- Гриша, ты знаешь, с кем твой сын встречается?
- А що? З якою-нибудь дивкою.
Отец Сергея – украинец, и дома говорил только на украинском языке, хотя прекрасно владел русским. Мать – русская, дома говорила только по-русски, хотя хорошо владела украинским. Оба были учителями, старались разговаривать всегда правильно, чтобы и дети владели литературными языками. Словом, общались они, как Штепсель с Тарапунькой. И это было так привычно, что заговори отец дома по-русски, или мать – по-украински, Сергей бы не просто удивился, он бы заволновался – что случилось?
- Не с какой-нибудь, а с той самой Райкой Цымбал, что в прошлом году сбежала в Крым с артистом!
- Видчепысь од хлопця, его дило – солдатське!
Мама Сергея едва не задохнулась:
- Это всё ты! Ты сына портишь! И курить его научил! И пиво хлестать!
Отец заходил по комнате:
- Ну, завелась! Не дытына, сам разберётся!
Нет, так просто мать не урезонить.
Но вдруг она замолчала. То ли батько подмигнул ей, то ли втихаря кулак показал…
Обедали всегда поздно. Время для обеда выбиралось такое, когда отец возвращался с работы в дневной школе, а до выхода на работу в вечерней оставалось ещё часа полтора-два. Когда усаживались за стол, отец, как бы мимоходом, заговорил:
- Добре знаю ту Раю – вчилась у мэнэ. Добре вчилась и по математыци и по крэслэнню. Гарна дивчина. Тилькы з рота в неи запах був неприемный. Може зубы хворилы…

В этот вечер Сергей не мог себя заставить поцеловать Раю. Рая была удивлена, но промолчала.

А на следующее свидание, едва представив, как он будет целовать Раю, Сергей не пошел и вовсе.


Рецензии
Фу, Стас, как это все неэстетично и реально... И кто Вас только в разведку брал???А эпиграф???А как же Белинский с его эстетическими выкладками и весь поэтический УКЛАД нашего Серебряного Века???...Э.Долгопольская

Эстер Долгопольская   27.11.2009 20:34     Заявить о нарушении
О, Эстер, оставьте Ваш снобизм. Какая разведка. Я учился в Киевском Госуниверситете имени Тараса Григорьевича Шевченко на мехмате и работал в селе Ивановцы в Винницкой области преподавателем математики (там, где гонят лучшую на Украине бурячанку).
Что касается эпиграфа... очень длинная и талантливо написанная песня. Когда сынок брал гитару, я всегда просил его исполнить эту песню.
А Белинский... все они были неискренни: думали одно, писали другое, и это докатилось до наших дней. Страх держит человека в рабстве и порождает ложь. Иные кинулись в богоискательство и это безобразие тоже продолжается поныне. Не так ли?

Станислав Бук   27.11.2009 23:44   Заявить о нарушении
Но я обещал Вам, что Вы припомните свою юность. Получилось? Поэтому Вы так разозлились?

Станислав Бук   27.11.2009 23:45   Заявить о нарушении
Нет, совершенно...Я просто совсем из другого выдуманного и (СЛАВА Б-ГУ!!!) МИРА... Просто мне думается , что раз уж мы пишем,то стОит соблюдать некие эстетические нормы ,которым меня учили с малых лет - ВСЕГДА!!!!Я просто не могу терпеть ,когда описывают всякие клозеты ,свалки ,экскременты и т.п. , потому что это все то , что можно УВИДЕТЬ ...Мы же должны (я думаю) увеличить то, что невидимо ,плохо понимаемо и просто дОлжно возвышать , а не наоборот...Только из этого стоит заниматься филологической прозой ,которой я и пытаюсь заниматься...Эстетические принципы в ТЕКСТАХ были сформулированы ещё в Древнем Риме, а В.Г. Белинского, я уверена , вы просто плохо знаете...Есть ТОЛЬКО ОДИН РАЗ!! изданные в России его ПИСЬМА,где он обо всем этом очень понятно написал, а ведь без него не было бы открыто никакое Художественное Состояние России...Он открыл Гоголя,Пушкина,Лермонтова,Толстого,,тогда ещё совсем молодого...То, о чем пишешь, К А К пишешь, самое главное...А молодость НЕчего вспоминать ... ОНА -СЕЙЧАС...Я вообще не люблю ВОСПОМИНАНИЙ ...Это ИДИОТИЗМ...У меня есть стишок "ПОГОВОРИМ О ТВОРЧЕСТВЕ,ДРУЖОК",там все написано...А лицо у ВАС очень хорошееЧитайте Пришвина-понравится,уверена.Это у него замечательная эссеистическая проза,сродни филологической. Э.Долгопольская

Эстер Долгопольская   28.11.2009 09:26   Заявить о нарушении
Эстер! О чем Вы говорите. Идеализм... думать только о хорошем, о приятном, о том что здесь и сейчас? Если отбросить красивости в игре слов, то и Вам придется согласиться с тем, что НАСТОЯЩЕЕ - фикция, его нет. То, что Вы называете настояшим, Вы увидите и поймете только завтра. Память, а все, что Вы говорите и думаете, что вызывает Ваши переживания м все Ваше восприятие окружающего мира - это все "материал памяти" (термин Фрейда), только она, память, - самая наша высокая ценность, только она - базис любого нашего мышления. А память - и есть прошлое. Если же Вы возразите, что под "прошлым" подразумеваете только далекое прошлое, то и это лукавство. Даже если в Вас изменились какие-то установки, вы невольно мыслите категориями своего далекого прошлого, внедренного в Вас Вашими родителями, учителями, Вашим личным опытом, Вашей биографией. Захотите что забыть - память Вам во сне преподнесет. А впрочем, все это тривиально. Единственный, кто сможет мне возразить - это врач-психиатр, который скажет, что под воздействием гипноза, "установок" экстрасенсов и религиозных проповедников, воздействия целенаправленной пропаганды, нейролингвистического перепрограммирования, - память может быть заблокирована, может поддаться действию цензуры подсознания. Но это другая тема.
Ваш!

Станислав Бук   28.11.2009 10:11   Заявить о нарушении
Вы совершенно правы . Совершенно с Вами согласна, но писать П И С А Т Ь ВОСПОМИНАНИЯ- это плохо,потому что , как Вы правильно написали, что нет настоящего, так и нет прошлого,ибо для Вас - это запах изо рта , а для меня- фиалковый цвет ее глаз ... и больше я о ней ничего не помню...Зачем же Вы помните такое противное , а Грудь , Кожа , а прочие приятности... вашией героини с самым противным именем в мире ... рая...?Э.Д.

Эстер Долгопольская   28.11.2009 11:23   Заявить о нарушении
А-а-х, вот о чем Эстер.
Литература. Каждое - отдельная история, судьба, случай, обобщение, художественный вымысел, и т.п. Жить в цветнике - не получается. Писать гадости - я тоже против. Но иногда проходит не просто то, что было, а еще и поучительный пример, какой-то пик педагогики, воспитательный "ход конем".
Недавно я страдал: на моих глазах погиб мой ночной собеседник - котик. И я написал рассказ "Рок Серого" (до этого был рассказ об этом же котике, тогда еще котенке "Ген выживания") Оба рассказа в папке "Серый".
Не признаю в жизни никакой мистики, эзотерики, но если случай к этому тянет (что часто бывает при общении с животными, особенно - котами), то появляется рассказ, в котором на первое место выступает фатальность,Рок.
А Вы, с Вашей пропагандой снобизма во имя чистого искусства, Вы бы - не написали! А если бы написали - то уже тем отреклись от прокламируемых убеждений?
С Вами приятно беседовать: даете пищу.
Ваш!

Станислав Бук   28.11.2009 12:44   Заявить о нарушении
Про котов бы не написала,но у меня есть всякие животные экзотические:Фламинго(Птица) ,Голодная Волчица Долли,Цепная собака Ципии т.д. по списку произведений...А про эзоторику и всякую мистику (что ею считать...)НИчто не исчезает бесследно...Эстер

Эстер Долгопольская   28.11.2009 13:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.