Майя - греки нового света

Впервые бросив якорь у побережья полуострова, конкистадоры спросили у местных обитателей, как называется их земля. На все вопросы индейцы отвечали: «Сиутан», что означало: «Я не понимаю тебя». С тех пор испанцы стали именовать этот большой по-луостров Сиутаном, а позднее Сиутан превратился в Юкатан. Кроме Юкатана, расположенного на территории Мексики, майя жили и живут в горной области центральноамериканских Кордильер и тропических джунглях нынешней Гватемалы. На этих землях и зародилась майяская культура. Остается загадкой, по какой причине к концу первого тысячелетия, в период своего расцвета, более 800 майяских городов было покинуто. Вот уже много лет ученые-американисты пытаются разгадать тайну исчезнувшей цивилизации майя, погребенной в недрах этой земли и непроходимых зарослях джунглей.

АРХИТЕКТУРА
В настоящее время известно более 800 развалин древних майяских городов, число которых продолжает увеличиваться с каждым годом. Наиболее ярко достижения древнего зодчества майя представлены в сооружениях дворцов и храмов, стадионов для культовой игры в мяч. Комплекс этих строений составлял сердцевину любого  города майя. Большие города, такие как Тикаль, Ушмаль, Паленке, Чичен-Ица, Цибальчатун включали несколько архитектурных комплексов. В центральной части города находились обсерватории и триумфальные арки, паровые бани, платформы для культовых церемоний. Центр города окружали жилые строения — жилища рядовых членов общества. Жрецы и знать жили в центральной части города.
   
Окруженные ореолом таинственности пирамиды — символ Египта, сооружались и по другую сторону океана — в древней Америке. Тогда как египетские пирамиды служили надгробиями, майяские являлись монументальным постаментом для святилища и символизировали Мировую Гору. Зачастую пирамиду выстраивали на холме. Вершину пирамиды венчало святилище — символ пещеры предков. Высокие ступени лестницы делали восхождение значительным и неторопливым. Древние майя часто воздвигали новые постройки на основе старых. При раскопках Тикаля была обнаружена последовательная перестройка 20 разновременных комплексов. Знаменитая Пирамида волшебника в Ушмале достраивалась трижды. Поэтому, чтобы увидеть более древние здания, необходимо тщательно разобрать последующие, что представляет значительную сложность для археологов.
   
Помимо храмов-святилищ майя воздвигали храмы, посвященные заупокойному культу. Великолепные гробницы были найдены в Храме надписей в Паленке, Усыпальнице верховного жреца в Чичен-Ице.
   
На Юкатане в конце классического периода появляется совершенно новый архитектурный стиль — Пуук. Характерной особенностью этого стиля являются триумфальные арки, круглые каменные колонны. Постройки имеют форму вытянутых прямоугольных зданий. Фасады зданий обильно украшены мозаикой из каменных пластин, изображающей маски бога дождя Чака, змей, черепах, ягуаров,  геометрические узоры. Наиболее ярко архитектура стиля Пуук представлена в Ушмале, Кабахе, Эцне, Ошкинтоке, Лабне и Чакмультуне.
   
В классический период (300 - 900 гг.) строится большинство майяских городов, наступает период расцвета цивилизации. Значительными архитектурными памятниками этого периода являются Храм надписей в Паленке, храмы в Тикале, Копане и Цибанче, храм фресок в Тулуме.
   
На полуострове Юкатан, среди непроходимых джунглей сияют издалека прекрасные дворцы и пирамиды древнего города Ушмаль. "Пирамида волшебника" являлась символом могущества и богатства в прославленную эпоху истории Ушмаля. Удивительная каменная мозаика украшает фасады зданий "Дворца правителей", "Дома черепах", "Дома голубей" и "Монастыря".
   
Каждый вечер, как только стемнеет, и звездная юбка богини распахивается над землей, на территории ушмальского "Монастыря" проходит удивительное представление, которое называется "спектаклем цвета". Туристы, приехавшие из разных уголков мира, стремятся попасть на это уникальное действо. Здания "Монастыря" взрезают темноту яркими цветами многочисленных красок. Голоса невидимых актеров рассказывают о судьбе древнего города.
Монументальная скульптура майя неотделима от архитектуры: настенные рельефы внутри и снаружи зданий. Архитектурные комплексы сопровождает множество стел и алтарей, являющиеся ценным материалом для изучения истории майяского народа и его культуры: изображения сопровождаются иероглифическими над-писями и запечатлевают конкретные исторические события. Две наиболее обширных надписи, имеющих историческое значение, — это лестница храма в Копане (2500 иероглифов) и Храм надписей в Паленке, содержащий 96 иероглифов. В VII веке в монументальной скульптуре появляются различные художественные течения. В Тикале, Копане, Йашчилане воздвигается  множество стел и алтарей.
   
Скульптурные школы в Паленке, Пьедрас-Неграс, Копане, Киригуа обмениваются своими достижениями.
   
В майяской архитектуре проявился высокий уровень строительных знаний, талант и тонкий вкус создателей памятников древнего зодчества.

МИРОВОЕ ДЕРЕВО
На центральной площади каждого селения и каждого древнего города среди величественных пирамид и сейчас можно увидеть древнего исполина — раскидистую сейбу — символ Мирового Дерева. Мировое Дерево является неотъемлемой частью восприятия мира у древних майя. Мировое Дерево воспринимается как Мировая Гора. Народы древней Мексики почитали оба символа Центра Мира — как Дерево, так и Гору. Пирамиды — это  образы Мирово-го Дерева и Мировой Горы. Дерево Жизни представляет центр все-ленной, ось, вокруг которой вращается весь остальной мир. По архаическим верованиям майя Мировое Дерево росло из спины крокодила, державшего на себе мир, и восходило к небесам. Центр всего сущего, оно служило артерией между земным и небесным мирами: души мертвых поднимались по нему в мир богов.
Храм Лиственного креста в Паленке имеет изображение Ми-рового Дерева. Великий Храм Оперенного Змея в Чичен-Ице есть ни что иное, как настоящая Мировая Гора. Четыре лестницы храма символизируют четыре стороны света.
   
В день весеннего равноденствия происходит удивительное зрелище, спланированное древними майя. Главный вход в храм, венчающий пирамиду, выходит на север — на дорогу к центру неба. В периоды равноденствий солнечные лучи освещают спины двух огромных змеев, окаймляющих северную лестницу. Это поистине потрясающий образец священной майяской геомантии: Космический Змей, формирующий центральный энергетический полюс Мировой Горы и Мирового Дерева, освещается солнцем и заряжа-ется его энергией, указывая путь на север, к родовому источнику душ. Центральная площадь Чичен-Ицы символизирует океан творения, из которого возникло все сущее. В центре площади стоит помост с четырьмя лестницами, ориентированными по точкам солнцестояния и указывающими четыре направления, установлен-ные богами при сотворении мира. «Северный путь» заканчивается Великим Жертвенным Колодцем, являющимся входом в Пещеру предков.
    
В эпической поэме доколумбовой эпохи «Пополь-Вух», строение вселенной сводится к следующему. Над поверхностью земли располагались 13 слоев небес, каждый из которых имел свое божество. Небо опиралось на 5 больших Мировых Деревьев, стоявших в центре земли и по четырем сторонам света: белое на севере, желтое на юге, черное на западе и красное на востоке. Под землей располагалось загробное царство, которое состояло из девяти ярусов. Творцом мира у майя был бог Хунаб Ку, который имел сына Ицамну — бога небес. Его жена Иш-Чель — богиня луны и радуги, — была покровительницей женщин и материнства. Особо важное значение имел бог дождя Чак. Бог смерти Ах Пуч изображался в виде скелета. Кукулькан (Кецалькоатль у ацтеков) повелевал ветрами.
   
Млечный путь, зримый символ Мирового Дерева, иногда назывался Сак Бе — «Белой Дорогой», или «Дорогой в Шибальбу» — царство мертвых. Караколь — «Дух Улитка» — старейший прапре-док, один из богов подземного мира  — пещеры предков, изображался в виде старика, сидящего в раковине. Пространство пещеры предков отождествлялось с пространством завитков раковины и олицетворяло Млечный Путь — путь души в пространстве от рождения к смерти и последующему возрождению, символом которого являлась падающая звезда. В первый лунный месяц беременная женщина должна была отправиться ночью на пирамиду, чтобы увидеть падающую звезду. Млечный Путь — «творец» всего сущего. В основе всех религиозных и духовных представлений майя лежала идея реинкарнации — постоянного возрождения душ умерших. Святилище символизировало пещеру предков и являлось главным культовым местом.

ПИСЬМЕННОСТЬ
Красноречивым свидетельством зрелости культуры древних майя являлась письменность. Замечательному русскому ученому Юрию Кнорозову в 1952 году удалось дешифровать иероглифическую письменность майя, что дало возможность ознакомиться с сохранившимися памятниками литературы и искусства. Надписями сопровождались расписные сосуды, стелы и фрески. Они запечатлевали исторические события, религиозные обряды и верования.

Ни разу не побывав в Мексике, советский исследователь Ю. Кнорозов сделал то, чего не смогли добиться многие ученые разных стран, годами проводившие полевые исследования среди майя. Не выходя из кабинета, Юрий Кнорозов дешифровал древнее письмо, основываясь на текстах трех сохранившихся рукописей. Он перевел со староиспанского «Сообщение о делах в Юкатане» Диего де Ланды. Ключом к дешифровке письма майя стал испанский ал-фавит из 29 знаков, записанный францисканским монахом иероглифами майя. Алфавит Ланды — это запись звуков испанских букв звуками майяской речи. Кнорозову удалось выяснить, что это лишь часть майяского алфавита. Сложность еще заключалась в том, что иероглифы майя были составными: состояли из нескольких элементов, каждый из которых имел свой звук. Майяских иероглифов оказалось 355, что не противоречило законам лингвистики.
   
Судя по сообщениям испанских летописцев, у майя еще в начале XVI века имелись целые библиотеки рукописных книг, сделанных из бумаги в кожаных или деревянных обложках. Свирепствующая инквизиция уничтожила практически все рукописные кни-ги: они были сожжены во время аутодафе. Чудом уцелели всего 4 рукописи: Дрезденская, Парижская, Мадридская (имеющие названия городов, где они хранятся) и рукопись Гролье (хранится в Нью-Йорке).
   
Рукописи колониального периода называют «книгами Чилам Балам», по имени прорицателя, жившего в период завоевания. Чилам Балам — жреческий требник — содержит перечень обрядов, жертвоприношений, предсказаний и сопровождается рисунками. Такие книги находились во всех селениях. Умерших жрецов хоронили вместе с их рукописями. Наиболее древние жреческие требники относятся к доклассическому периоду. Новый требник верховный жрец давал размножить и рассылал копии подвластным ему сельским жрецам.
   
Важными литературными памятниками являются поэма «Рабиналь-ачи», «Летопись какчикелей», «Кодекс Троано» и «Родословная владык Тотоникапана». Главным литературным памятником является «Пополь Вух» — книга народа, грандиозная эпическая поэма доколумбовой эпохи. «Пополь Вух» отражает восприятие мира древними майя, рассказывает о путешествии души в загробном царстве. Сюжеты эпоса часто изображались на погребальной керамике.
   
Все древние обряды обязательно сопровождались песнопениями. Переводы многих текстов песен были сделаны русскими учеными Юрием Кнорозовым и Галиной Ершовой. Благодаря их исследованиям мы можем иметь представление о поэтическо-песенной культуре древних майя. Дошедшие до нас песнопения — уникальный памятник народного творчества древнего народа.

«…Каждый день мы видим посредине неба
Знак указанья свыше. Наши предки,
Что жили в здешних краях, нам сообщают
Твердость духа, чтоб можно было прочитать
Все то, что открывает бездна неба,
Когда наступит ночь от края своего до края».

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРЯДЫ
В Мексике по-прежнему почитают деревенских шаманов. Древние обычаи до конца не забыты. Образ мученика Христа вполне соответствовал «языческим верованиям».
В XVI веке Диего де Ланда писал в своем дневнике: «… Жрецы занимались службой в храмах и обучением своим наукам, а также сочинением религиозных книг. Они давали своим ученикам знания о следующих вещах: летоисчислении, празднествах и церемониях, управлении таинствами, о несчастных днях и циклах, способах их предсказания, пророчествах, памятных событиях, лекарствах от различных болезней, памятниках старины, о том, как читать и писать иероглифы и рисунки, которыми они объясняли значение своих писмен».
   
К числу религиозных обрядов принадлежали воскурение ароматических смол (копала), молитвы, культовые танцы и песнопения, посты и бдения в храмах, жертвоприношения. В жертву приносились цветы, плоды, кушанья, изделия из керамики, нефрита, кости и раковин; птицы и животные (собаки, белки, игуаны, олени и кабаны). Древние майя жертвовали богам свою кровь. Ее извлекали при помощи костей рыбы-пилы, шипов растений, обсидиановых ножей. Надрезывали уши, протыкали щеки, нижнюю губу, язык, через который продевали веревку. Обычной формой человеческого жертвоприношения было вскрытие груди, чтобы вырвать трепещущее сердце и окропить алтарь.
   
Большую часть религиозных обрядов древние майя справляли  возле жертвенных колодцев-сенотов. Природные водоемы — образования карстовых пещер представляют собой необыкновенное зрелище: среди зарослей сельвы разверзается огромная дыра, диаметром более пятнадцати метров, расстоянием до воды двадцать метров. Глубина сенота может достигать семидесяти метров.
   
Сеноты почитались как священные места. На дне колодцев отчаянные исследователи находят множество золотых и нефритовых украшений, ритуальную керамику.
«Песнь о цветке» — магическая церемония, целью которой было приворожить любимого. Обращаясь к богине луны Иш-Чель, девушки бросали в воды сенота дары. Влюбленная девушка входила в бездонные воды колодца, гладь которого покрывали еще нераспустившиеся бутоны цветов, а ее нагие подруги при свете луны кружили в танце под звуки волшебной песни.
У священных вод сенота влюбленные клялись любить друг друга всю жизнь. Свадьбе предшествовала церемония получения цветка водяной лилии, являясь символом «получения жены».
 
Но изумрудные воды сенота хранят в своей памяти и жуткие обряды человеческих жертвоприношений. Облаченного в тяжелые нефритовые украшения, отправляли майя посланника к богам.
   
В XVI веке, после прихода испанцев и принудительного обращения индейцев в христианство, «девственную воду» сенотов стали использовать в обряде… крещения. Жрец бросал в священную воду цветы и произносил заклинания. Затем смачивал крестившимся лоб и глаза, повторяя трижды: «Ах, ах, ах!», — что означало: «Проснись!», «Оживи!»
   
Несмотря на жестокие преследования со стороны католического духовенства, вера в старые божества сохранялась. Многие языческие боги  получили христианские имена - Святой Доминик, Архангел Гавриил, Мария Магдалина.

КЕРАМИКА
Из всех сохранившихся памятников культуры древних майя, керамика лучше всего отражает их жизнь, религиозные верования, восприятие мира, исторические события. Изделия из глины: сосуды, маски, фигурки, курительные трубки, музыкальные инструменты: флейты и барабаны, обнаруживали в царских гробницах и захоронениях, на дне жертвенных колодцев-сенотов. Удивительно то, что гончарный круг древним мастерам был неизвестен, и сосуды они лепили руками ленточным способом или отливали с помощью форм. Поражают разнообразие сосудов по форме и интересные техники украшения: роспись, прорезной рисунок-гравировка, рельефы. Древние мастера достигли высшей степени совершенства в искусстве керамики. Темы для росписей самые различные: геометрические и растительные мотивы, изображения людей, божеств, животных, птиц и змей. Особое место занимала погребальная керамика, сопровождающаяся иероглифической надписью по венчику сосуда — «формулой возрождения».
   
Как правило, ее посвящали правителям, военачальникам и жрецам. Запечатлевались исторические события, мифология, батальные и бытовые сцены, пророчества жрецов и ритуалы человеческих жертвоприношений. «Формула возрождения» рассказывает о путешествии души в загробном мире и возвращении ее на землю — возрождении.
Много тайн еще предстоит разгадать исследователям величайшей цивилизации майя, обогатившей сокровищницу мировой культуры.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КРАСОТЕ
Найденные деформированные человеческие черепа с инкрустированными зубами говорят о своеобразном представлении майя о красоте и внешности. В древности, только что родившемуся ребенку ко лбу на несколько дней прикладывали дощечки, чтобы лоб сильно отступал назад. Традиция инкрустировать зубы серебром и нефритом распространена до сих пор. Древние майя не только инкрустировали зубы драгоценными камнями, но и фигурно их под-пиливали. Этим ремеслом занимались старухи, используя для подпиливания определенные камни и воду. Майя прокалывали себе хрящ в носу, чтобы вставить украшение из янтаря. Женщины и мужчины носили массивные серьги и ожерелья из нефрита. Свое тело они татуировали изящными, красивыми рисунками и натирались душистой красной мазью.
Одним из важных признаков красоты считалось косоглазие. К волосам прикреплялась ниточка, заканчивающаяся на уровне переносицы смоляным шариком. Человек привыкал скашивать глаза на движущийся предмет.
   
Майя не носили бород. Матери с детства прижигали мальчикам подбородки полотенцем, смоченным в горячей воде. Майя носили очень длинные волосы и делали из них изящную высокую прическу.
   
По расписным сосудам, скульптурам и фрескам можно увидеть, какая одежда была у древних майя. Простолюдины носили набедренные повязки из хлопка и кожаные сандалии. Женщины — широкие белые платья - уипили. Жрецы и аристократы — длинные белые плащи с яркой вышивкой по краю и пышные головные уборы из перьев птиц.


КАЛЕНДАРЬ МАЙЯ
Календарь майя лежал в основе их мифологии, мистической практики и повседневной жизни. Модель Мира майя связывала в единое целое Землю, Звезды и Человека. Центральной фигурой Зодиака был Млечный Путь, формой напоминающий рептилию с разинутой пастью, которая делила зодиакальный круг на две половины. Млечный Путь состоял из двух параллельных потоков — «женского» со стороны северной «мистической» половины, и «мужского», который расположен с южной «живой» стороны. Млечный Путь — дорога, по которой проходила душа от рождения к смерти и возрождению. Священный Календарь был общим для всех народов древней Мезоамерики: ольмеков, тольтеков, ацтеков и майя. Он играл настолько важную роль в жизни народов Мексики, что был символом всей мезоамериканской цивилизации. Этот свод знаний, являющийся не только системой исчисления времени, но и системой прорицаний, принято называть Календарем Майя. Им владели шаманы, которых называли Хранителями Дней. Год майя состоит из 365 дней, делится на 18 месяцев по 20 дней. В конце года они добавляли 5 дополнительных дней, которые считались несчастли-выми. Каждый месяц имел свое божество. Календарь Майя — это симфония циклов внутри циклов. Расчет больших космических и земных исторических циклов производился на основе системы Долгого Счета — величайшего из достижений древний майя. Дол-гий Счет наделил майя космическим видением мира, сделавшим их уникальным народом.
Основной единицей Долгого Счета является кин — 1 день — «одно солнце». 20 дней равны одному виналу, а 18 виналов образуют 1 тун. Тун — камень — состоит из 360 дней. Он является начальной точкой отсчета исторических циклов. Двадцать тунов образуют 1 катун, 20 катунов — 1  бактун (144 тыс. дней — 395 лет). Тринадцать бактунов (5125 лет) являются «Великим Циклом». Древний город Паленке хранит миф о Сотворении мира, в котором сказано, что Первая Мать и Первый Отец ввели нынешний мир в состояние бытия в 3113 году до н.э. Этот Великий Цикл завершится в 2012 году.
   
Зодиакальный круг майя имел 13 созвездий. Слева от Летучей Мыши (центра галактики), в «живой» половине зодиакального круга расположились Кабан (Стрелец), Олень (Козерог), Обезьяна (Водолей), Ягуариха с детьми (Рыбы), Белка (Овен). Справа от Летучей Мыши расположены «связники» между мирами: Лягушка (Скорпи-он), Попугай (Весы), Пернатый Змей (Дева), Сова (Лев), Скорпион (Рак), Черепаха (Близнецы) и Гремучая Змея (Телец). Особое место было отведено 13-му созвездию — Летучей Мыши. В старом свете ему соответствует Змееносец, имеющий у астрологов особое мис-тическое значение. Майя считали, что вход в запредельное пространство лежит через подземные пещеры — царство Летучей Мыши, указывающее на центр Галактики.
   
В древних текстах Млечный Путь — "живая веревка" соединяет по небу города майя. Индейцы строили свои города по направлению, совпадающим с положением Млечного Пути в день летнего солнцестояния в момент захода солнца. "Живая веревка" заканчивается гигантским некрополем Хайна под созвездием Летучей Мыши.
   
В своих каменных обсерваториях майя наблюдали за движением звезд. Они с точностью высчитали продолжительность обращения Луны вокруг Земли — 29,53059 дня. А орбиту Венеры с ошибкой всего лишь на 20 секунд! Удивительно, но календарь майя оказался точнее юлианского и григорианского и был приближен к астрономическому.
   
Астрономические наблюдения проводились майя невооруженным глазом. В рукописях Наттол, Сельдена и Бодли около жрецов, наблюдающих звезды, изображены две перекрещивающиеся палки для фиксирования точки наблюдения. Астрономические ар-хитектурные комплексы были найдены в городах классического периода — Вашактун, Тикаль, Накум Йашха, Наачтун, Балакбаль, Ушуль, Калакмуль и других. В Чичен-Ице для астрономических наблюдений использовалась круглая башня Караколь, высота которой достигает 13 метров. Небольшие прямоугольные окна, прорезанные в толще ее стен, направлены на важные астрономические пункты — точки захода Солнца в день весеннего равноденствия и захода Луны в эту ночь.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Майя — одинокие гении Юкатана и тропических джунглей юга, создали культуру, равной которой не было и нет во всей индейской Америке. Слава этой культуры будет возрастать. Будут найдены новые города и новые пирамиды. Американистика по частичкам восстановит мозаику древней культуры и перед глазами изумленного мира предстанет еще более величественная и прекрасная картина исчезнувшей цивилизации майя.


Рецензии
Конечно же интересно познавать мир далёких времён, но не надо забывать, что те же майя, шинковали на вершинах пирамид, в жертву им не понятного бога, по двести тысяч человек в год, и в основном детей.

Андрейбора   12.04.2009 00:15     Заявить о нарушении
Такой информации, чтобы детей приносили в жертву, мне лично не встретилось ни в одном источнике. Красноречивым свидетельством о принесенных в жертву являются многочисленные изображения на стелах, ритуальной керамике, в кодексах и книгах "чилам балам", которые служили руководством во всех видах деятельности от сбора урожаев, до всех праздников и ритуалов, расписанных на каждый день. Быть принесенным в жертву у майя и ацтеков считалось честью. Нужно учитывать их мировосприятие.
Ритуалы человеческих жертвоприношений осуществляли практически все народы.
А на предмет жестокости лучше вспомнить эпоху мрачного средневековья.

Татьяна Витакова   12.04.2009 01:32   Заявить о нарушении
Хочу добавить, что бог им был вполне понятен, и по 200 тысяч человек в жертву не приносили)

Татьяна Витакова   12.04.2009 01:34   Заявить о нарушении
Майя вышедшее из джунглей племя, поселившееся в городах построенных не ими, также как ацтеки, инки, вышедшие из одного, из леса.
Создания подобные майя не могли по ходу своей жизни, где вера в сто шестнадцать богов регулировала жизнь, создать какое либо из наукознаний.
Они были только пользователями созданного до них, и как-то связывать, и ставить тавро на эти народы, как Великие Цивилизации древности, не разумно, да и не возможно, если мы идём на поводу навязанного и узаконеного.
Любые народы видятся великими, от мифов и легенд, от рание существовавших на этом участке людей, о которых мы ничего не знаем, как не знаем ничего о себе.
Мы тайна, и мир в котором живём также, и открывать его от своего "скелета" нестоит, всё уже истоптано до нас и превращено в дорогу, по которой и идём.


Андрейбора   12.04.2009 10:52   Заявить о нарушении
Видимо Вы руководствуетесь собственными выводами, по сути ничем необоснованными. Каждый человек имеет право на свое мнение, даже неправильное. Не буду с Вами спорить. Есть такая наука американистика, сотни ученых посвятилили ей всю свою жизнь. Я полагаюсь на их труды и на сохранившиеся памятники архитектуры, литературы и искусства майя.
С уважением Т.Витакова. Спасибо за высказанное мнение.

Татьяна Витакова   12.04.2009 21:59   Заявить о нарушении