Лихорадка Гуттена
У этой пьесы лишь два главных героя – автор и Лихорадка.
Лихорадка пытается проникнуть дом Гуттена, но тщетно и уходит ни с чем.
Перед нами – не причудливая мистификация и не диалог умалишённого с самим собой – это своего рода богословско-политический трактат, остриём своим направленный против католического духовенства.
Католические священники, по мнению автора (сторонника реформаторов), - «племя праздное, в большинстве своём никчемное, способное лишь пожинать плоды чужих трудов», «утопающие в роскоши ленивцы», которые не соблюдают целибат и даже «обожают своих полюбовниц», «боятся своих полюбовниц», ревнуют их к молодым, продают хлеб и вино, занимают под проценты у евреев, грабят храмы Божьи, «с лёгкостью идут на любое преступление», «мало того, бросаются стремглав лишь только почуют какую-нибудь мерзость» и вообще обладают «самыми скверными в жизни пристрастиями».
Гуттен говорит также про «неисчислимые сокровища, что прикарманивают праздные попишки». Также достаётся от автора и монахам и даже языческих богов, Юпитера и Купидона, автор ставит выше католического духовенства, которому он в числе прочих болезней желает «такую язву, страшнее которой и не выдумаешь».
Про себя и своих же единомышленников, Гуттен говорит: «А нас да хранит Христос».
И всё же когда Лихорадка спросила у Гуттена, не хотел ли бы он, чтобы император Карл перебил всех священников, тот сказал, что он хотел бы не избавления общества от попов, а избавления попов от пороков и чтобы последние проявляли лишь благодетели.
Я полагаю, что с последней мыслью нельзя не согласиться. Однако, на мой взгляд, нельзя также и в крайности впадать: ставить языческих богов, кои, согласно апостолам, суть бесы, выше священников – значит отклоняться от Писания, а перечислять венерические болезни женатых на «полюбовницах» пастырей – значит перегибать палку.
В вопросах религии необходимо проявлять особую деликатность и если уж бить, то «не в бровь, а в глаз». Но то, что написано Гуттеном, похоже на удар обухом по голове – говорить о всех священниках, как об априори грешном классе – значит всех подводить под одну гребёнку, ведь по сути этим сочинением с превеликим удовольствием воспользовались в своё время воинствующие материалисты (как же – столько негатива про духовенство и не у всякого сатаниста обнаружишь!) и даже сам К.Маркс назвал Гуттена «чертовски остроумным», что, думается мне, для настоящего христианина не является похвалой.
Конечно, часть священников сама провоцирует на подобные произведения непотребным образом жизни, который они и не стараются прикрыть, чувствуя свою вседозволенность, однако и ниже них, думаю, опускаться, не стоит, ведь Господь с этих «господ» спросит особо, ибо чем больше порука, тем больше расплата.
21.04.06.
Свидетельство о публикации №209040800857