Родственные узы

            Родственные узы. Отрывок


           День девочек начался с истории . Тема – североамериканская война за независимость и образование Соединенных Штатов Америки. Вначале юная учительница, - «мамзель» Жаннетт, - допрашивала с пристрастием свою тезку – ленивицу Жанну, девушку цветущего вида и скромного ума. – Жанна, подскажи мне имя нового президента Америки? …Нет? …Тогда назови хотя бы имя первого президента этой страны?...Опять нет?...Но что же ты читала вчера вечером? Я видела тебя в парке с книгой в руке!
-«Квентина Дорварда», мадемуазель, - еле слышно прозвучал ответ. – Простите меня , мадемуазель! Все эти заморские имена и разные даты никак не укладываются в моей голове!
- Понятно! Поэтому ты и читала роман Вальтера Скотта, что события в нем происходят во Франции!...Вы – не самое достойное приобретение пансиона!..
           Пансион мадам Трюффо утопал в зелени. В свое время хозяйка приобрела чудесное двухэтажное здание за бесценок,-250 наполеондоров. Тогда соратники Бонапарта спешно распродавали недвижимость, готовясь к побегу за границу…В течение двух лет приобретение мадам Трюффо оправдало ее ожидания и принесло дивиденды. Мудрая женщина наняла превосходных учителей, и набрала несколько десятков учениц из семей буржуа. Учились в ее пансионе и несколько девочек из-за границы. Со временем пансион стал известен. В его стенах появились ученицы даже из аристократических семейств, - их число со временем возросло. Больше всех мадам любила одну воспитанницу из России – Настю, ласковую и милую...
- Вашингтон! –прошелестела Настя, желая помочь подруге, которая умоляла помочь – взглядом наполненных слезами телячьих глаз.-Джордж Вашингтон! Повторяй!
- Анастасия! Встань! – прикрикнула мадемуазель Жаннетт Матье. – Выйди из кабинета! Будешь стоять в коридоре до конца урока! А вы, Жанна, стыдитесь: вы не только не выучили урок, но еще и подставили подругу!
Анастасия, красивая белокурая  девушка шестнадцати лет, без оговорок выполнила указание учительницы, - вышла вон. Она не перечила никому. Еще дома, в далекой России, ее научили уважать старших и слушаться их.
Так ее научил отец, князь Вербицкий, а она очень любила своего отца…Мать свою она не помнила, - та умерла родами. У Насти был брат старше ее десятью годами. Настя своим рождением отняла жизнь матери… Отец ее более не женился. К дочери же князь испытывал двоякие чувства, - горячей любви и скрытой неприязни…Она так походила на его возлюбленную жену...
Через год своей пансионерской жизни Настя получила рассерженное письмо отца. Он извещал ее, что дядя Павел ( в семье его все звали Поль) сбил с пути праведного его единственного сына и наследника. Дядя Поль осмелился нашептать романтически настроенному племяннику, что сейчас идет набор в американскую армию. На другой день князь обнаружил: сын исчез…
    Дядю Поля Настя не любила. Как только они перебрались в Париж, - этот блудный сын семьи Вербицких возник из небытия. Некогда он ушел из семьи, уехав странствовать по миру с бродячей комедианткой. И вернулся спустя много лет, когда закончились все деньги, что он украл у родителей.
Теперь он постоянно клянчил у брата деньги, и тратил их без счета.
      Впоследствии князь добавлял , что простил бы сыну Александру все, - только бы тот вернулся невредим с чужбины. Однако, некто из «осведомленных» небрежно сообщил князю, будто бы слышал от надежного очевидца: его сына убили и оскальпировали индейцы…И Настя осталась единственной дочерью немолодого уже князя.
Настя потянулась, зевнула. Выглянула в окошко, - и прильнула к нему вновь. К узорчатым вратам пансиона подъехал карета, запряженная взмыленными уставшими скакунами. Ворота отворили. С козел слез некто, - издали плохо была видна внешность то ли конюха, то ли курьера…
Прошло несколько минут, - и к кабинету, возле которого стояла Настя, - подлетела быстрым шагом сама хозяйка. Не стала спрашивать, - отчего ученица стоит за дверью, - махнула рукой, приглашая следовать за ней. Они вошли в кабинет директрисы, где их ждал тот самый неизвестный мужчина.
-Расскажите ей все, молодой человек! Я не могу, - сказала мадам Трюффо. 
-Простите, мадемуазель,- переминаясь с ноги на ногу, начал юноша.- Мое имя – Жан. Я – новый слуга вашего батюшки. Получили вы его письмо, в котором он упоминает о намечаемом путешествии? Когда он прибыл в Брест, с ним неожиданно случился удар…Он жив, мадемуазель! Но доктора говорят -  ему осталось всего несколько дней. Мы срочно должны ехать к нему. 
- Неправда! – На глазах Насти засверкали слезы. – Только не с ним!
- Мадемуазель, у вас всего несколько часов на сборы.
Через несколько минут Настя, благодаря дружеской поддержке мадам Трюффо, плакать перестала. Шок прошел. Пришло понимание, - умирает ее отец. Ее единственная в жизни опора и поддержка. Она так его любит!
-Я..не буду больше плакать, мадам. Пойду собираться…Думаю, я не вернусь сюда более…Можно мне вызвать с урока Жанну и попрощаться с ней?...
Через полчаса кучер Жан сел на козлы. Породистые, серые в яблоках взяли в галоп и понесли стрелой.Казалось,они могут нестись без устали многие часы.
     Вскоре въехали в Париж. Здесь быстро передвигаться было невозможно, - улицы были запружены…Настя всматривалась в частные дома и пешеходов, в церкви и проезжие кареты, - словно стараясь запомнить навсегда. Когда проезжали мимо дома князя Вербицкого, - защемило сердце, рванулось туда. Особняк высился обитаемой громадой. Почудилось, - там внутри, - отец! Свечи горели в нескольких комнатах. «Это слуги», -  подумалось Насте.
Выехав из Парижа, проехали чудесное творение Людовика ХIV, - Версаль.
В Рамбуйе не стали останавливаться. Настя даже не вспомнила о голоде.
К вечеру добрались до Шартра, где Настю ждал ужин и номер с ванной.
По пути к Бресту останавливались в Ле-Мане, Лавале, Рене. В Ландерно не остановились, - так стремилась Настя к батюшке. На последней остановке в Морсе Настя немного разговорилась с Жаном. Только сейчас она его рассмотрела как следует: совсем молодой парень, похож на деревенщину, рябой и недалекий. Она спросила его о том, как и когда он поступил в услужение к ее батюшке. Тот почему-то смутился и отвечал , что удостоился чести служить князю в самом Бресте, где юноша работал в придорожной таверне. Насте показалось странным, что ее осмотрительный отец взял к себе на службу неизвестного парня.
Она испытала чувство облегчения, когда карета въехала в портовый город Брест. Жан сказал, что ее отец в тот момент, когда с ним приключилась такая беда, - находился не в гостинице. Когда его хватил удар, - он был на борту судна « Королева Елизавета», - руководил транспортировкой вещей на борт.
- Значит, он так и лежит на корабле?
-Врач, которого мы привозили на корабль, сказал, что вашего батюшку нельзя перевозить на берег. Для него малейшее движение – губительно. Это судно – английское. Капитан не может тронуться с места, пока на борту лежит ваш отец. У капитана – ценный груз. Дни простоя дорого обходятся.
-И мы должны платить этому человеку за вынужденный простой в гавани? И куда собирался отец?
-Кажется, на Азорские острова. Капитан ведет судно в Венесуэлу, и по пути согласился высадить князя на Азорских островах.
-Какая чушь! Зачем отцу туда? Ведь это – португальские земли! Родственников там у нас нет. Вот до чего его довела тяга к путешествиям!
     Настя вспомнила брата, исчезнувшего неизвестно где…Напротив, непутевый дядюшка Поль, прогулявший всю молодость в дальних краях, в зрелом возрасте перестал странствовать и задумался о своем здоровье…
     Жан быстро провез ее по улицам Бреста, выказывая  завидное знание города. Брест в ту пору был уже большим городом. На его улицах можно было встретить представителей разных национальностей. Но Настя не смотрела по сторонам: мысленно готовилась к предстоящей встрече.
На причале в Брестской гавани теснилось множество иностранных и французских судов. Настя спросила его:
- Где же королева Елизавета? Я не вижу ее.
-Не знаю, мадемуазель. Пойду подойду к грузчикам, спрошу у них, как отыскать нужное нам судно.
Минут через двадцать Жан вернулся и сообщил, что договорился с одним лодочником, который доставит их на корабль. И потом вдруг предложил ей:
-Взгляните, мадемуазель, какой чудесный вид в нашем порту! Как светится вода, - нет ей конца-края, - и какое голубое небо вокруг!
Он обращал ее внимание на окружавшую красоту так странно…Но Насте было не до чудачеств юного деревенщины.
- Едемте скорее к батюшке! Что вы чушь городите! Где лодка?
-Хорошо. Я снесу ваш саквояж к лодке. – Лодка медленно скользила по водной глади. Лодочник усердно греб, но прошло добрых полчаса, прежде чем они приблизились к громадному парусному судну (как называется этот тип корабля? – Насте было неудобно спросить) – « Королева Елизавета». Когда лодка вплотную подошла к кораблю вплотную, им бросили канат.
Настя первая, - так велико было ее стремление увидеть отца, - ухватилась за него. Жан же чуть помедлил, прошептал лодочнику:
-Старик, промедли здесь с полчаса. Вскоре ты снова повезешь назад двух попутчиков. – И Жан взлетел на палубу, гибкий как морской угорь.
- Жан, ведите меня к отцу!
- Подождите,мадемуазель! Я отнесу ваши чемоданы в каюту, предупрежу князя. Потом вас отведу. – Жан подхватил ручную кладь, вернулся через пару минут. – Он не так уж и плох. Пойдемте к нему!
Настя нетвердым шагом спустилась на несколько ступенек и толкнула дверь.
Вошла. Неожиданно дверь за ней захлопнулась. Кто-то запер засов. Ее взору открылась каюта с двумя иллюминаторами. В ней никого не было. Она кинулась к двери,- та была заперта. Настя заколотила в дверь. Закричала:
-Откройте дверь! Что за шутки! Вы ошиблись! Здесь нет никого! Отворите!
Послышался скрежет отпираемого засова. Поворот ключа в замке. Дверь отворилась. На пороге возник мужчина лет пятидесяти. С небольшой лысиной. В меру упитанный. Холеный. Хорошо одет. И знаком Насте давно...
-Дядя Поль! Дядя Поль?...Где мой отец? Проведите меня к нему!
-Настя, здравствуй! Твоего папаши нет здесь. Ты еще не поняла? Тогда приготовься выслушать длинный рассказ…
-Дядя, давайте вернемся в Брест и вы мне объясните все!
-Нет, милая! Хочешь – слушай, не хочешь – я уйду отсюда.
-Рассказывайте…Дядя…
-Отлично…Ты знаешь, что я – младший сын…В восемнадцать я бежал из дому с «актеркой»,скитался. Твой дед лишил меня наследства. Комедиантка вскоре бросила меня ради более богатого купца. Гордость помешала мне вернуться в отчий дом. Я поступил наемником в армию. Революция победила,- я перешел на сторону народа. Я знал,- семья уехала в Россию. Воевал в армии Бонапарта. Был в России в 1812, да! С победой коалиции я вышел в отставку с половинным жалованьем. Не умел беречь деньги,- почти нищенствовал…Твой дед оставил моему брату большие деньги…Твоя мать своей смертью также принесла братцу немалое состояние.А мне приходится клянчить у твоего отца жалкие тысячи франков!А я не хочу просить!
- ?!
- У твоего отца было двое детей-наследников. И я решил избавиться от вас!
Но я питал к вам нежные чувства, и не хотел совершать грех убийства…Я живописал твоему брату дикую красоту Америки, рассказал о найме добровольцев…и этот романтик, этот глупец – уехал! Одного я устранил…
Но оставалась ты. С тобой – сложнее…Девицы не вступают в армию и не становятся юнгами…И я придумал: обманом заманил тебя на корабль, который держит курс на Соединенные Штаты. Венесуэла – был миф для тебя…Судно следует в Норфолк. Я нашел опытного человека…Он подделал все документы, подтверждающие, что ты – моя рабыня!
-Но во Франции нет рабства!
-Никто не знает, что ты села на корабль во Франции. Зато в России действует крепостное право! Я сделал дарственную на имя мистера Смита, - так зовут капитана. Дарственная – уже настоящий документ. Я не взял с него ни копейки. Объяснил, что просто хочу избавиться от тебя. Как от надоевшей вещи! Он не знает о родственных узах, связывающих нас…Он любезно согласился помочь мне, долго и понимающе смеялся. Обещал реализовать «груз» в одном из портовых городов…
- Вы шутите, дядя?- Настя еще не могла поверить. Может, он сошел с ума?
- Теперь ты – не юная княжна, милая племянница, а рабыня мистера Смита.
И я бесконечно счастлив, что избавился от последнего препятствия на моем пути. Что касается твоего отца, - надеюсь, у него будет разрыв сердца!
-  Где он сейчас?
- Полагаю, что в Париже. Видит сны о тебе и твоем чудном пансионе, где директриса – такая доверчивая особа!
- Дядя! Скажите, что вы пошутили! Давайте закончим эту нелепицу!
- Закончим скоро, милая! Я – торжествую! Я добился своего!
- Но, дядя, вы подумали обо мне? Что будет со мной? Я не верю в серьезность ваших слов…Это полный абсурд…Вы – кто угодно, вы – чудак и шутник, но мы никогда не считали вас злодеем!
- Конечно. Сейчас я даже жалею тебя, мою родную племянницу…Но ты мне так мешала…Мне пора уходить…Слышишь, - стучат? Пора прощаться. Скоро будут поднимать якорь. Ждали только один «груз» - тебя!
Дядя Поль повернулся спиной и захлопнул дверь. Запер на ключ. Отдал ключ капитану. Крикнул своего приспешника Жана. Их спустили в лодку. Та отплыла на порядочное расстояние от корабля. Затем был вытащен  якорь…Корабль поднял паруса. Пройдя примерно лье, судно изменило курс и легло на другой галс, - в юго-западном направлении, - в сторону берегов Америки. Ветер перемен благоволил к «Королеве Елизавете»…



Примечание.
Здесь представлен маленький отрывок из повести, созданной в 9-м классе средней школы.


Рецензии
Здраствуйте Оксана, очень прекрасное произведение, очень хочеться верить что это авторский вымысел но в жизни и страшней бывает на что только не идут ради денег забывая о главном.
Успехов вам в творчестве и по жизни

Миша Пупкин   10.04.2009 19:00     Заявить о нарушении
Миша! Рада,что Вам понравилась проза школьных лет...Спасибо,что приходите на мою страничку!

Оксана Щербатая   10.04.2009 20:33   Заявить о нарушении
Здраствуйте Оксана, мне понравилось не только ваши ранние произведения.
Продолжайте творить ваши шедевры.
С уважением к вам

Миша Пупкин   11.04.2009 20:32   Заявить о нарушении