Часть 2. Вкусите и видите. IV. За жизнь мира

За Мной! – приказ, вызов Христа апостолам.

То - крик предводителя воинов, вождя, вырывающегося из окопа, в экстазе, в видении иного, высшего, чем привычная жизнь и привычная смерть. За  Мной – на смерть! За Мной – на крест! Следуй за Мной!

Кто Господень – ко Мне!

Но дано Ему истреблять врагов  не так, как Финеес, как страшный сын Навин – Он будут  истреблять их иначе, прелагая Своею смертью их в друзей Своих. Истреблять их,  умирать за них… за жизнь мира.

Пойдем, сказал Фома. Пойдем! Пойдем и умрем с Ним. Будем отторгнуты от земли живых – с Ним вместе, раз Он так решил. Мы же – друзья… Пойдем! На другую сторону Иордана, через поток.

Он раздробил алчущим хлеб Свой, Он привел бездомных  под кров Свой, Он не презрел никого из его племени – Сын Человеческий, Адамов, Божий. И свет Его воссиял до рассвета – посрамлена премудрость умеющих жить, умолкли в священном ужасе мудрецы притч  они увидели  то, что не надеялись увидеть, познав гнилость рода человеческого. Не надо уже приспосабливаться! Как хорошо…

Погублена премудрость – и стало легко и светло, разверзлся рано свет, воссияли исцеления и правда, правда Сына Единородного вырвалась с ним из проигрыша, из страшного и бесповоротного поражения, из могилы, небытия, ада, бездны. Слава Божия одела Его человеческое тело – Се приидох! – когда уже нечего было более ждать. Он услышан, услышаны и те, кто в Нем, кто с ним вместе раздали хлеб жизни своей, души своей, кто не послушал мудрецов и стал в безумии паче них. И тьма их – как свет, как полдень, и Бог твой с тобою – всегда. (парафраз на Ис.55, чтение в среду ваий). Никто не разлучит тебя от любви Христа.

Участники жертвенника молятся – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас и мир Твой».

Мученики-свидетели разделяют Его «страшные страсти и животворящий Крест», язвы Раба Яхве. Они становятся сынами в Единородном Сыне Божием.  Они страждут с ним, Одиноким  – за жизнь мира, «за мирский живот» .

В любви к палачам – не сентиментально-умильном чувстве, но к желанию, чтобы и они были «такими же, как я, кроме этих уз» (Деян. 26:29). ,  , , чтобы они умерли как враги, чтобы были живы, как друзья – ценою того, что я умру. Пусть умру я за них – со Христом, пусть живут они, пусть и они узнают это новую, неколебимую, кристальную, сияющую новизну того нового, что сделал Бог Живой, как я знаю.

Мученик –свидетель – со-жертва со Христом за мир. Поэтому и молят за нас – своими ранами. В тайне христианина всегда есть смерть со Христом – она обязательно должна быть смерть, иначе все теряет свою религиозную ценность.  Когда прошло время мучеников и настало время монахов, то тайна соумирания осталась, одевшись в иные ризы. Тема со-умирания есть в монашестве.

« Авва,  где была твоя душа ? – « Была у Креста и плакала с Марией, и хотел бы я всегда там быть».

«Душа же должна иметь такое влечение и любовь к обрученному с нею Жениху-Христу, какое побуждает жену, целомудренную и любящую мужа, если она видит мужа своего брошенным в темницу и закованным в кандалы, сострадать ему. Истинно, из-за своей великой любви, она словно с ним пребывает в узах, и душа ее претерпевает еще большие мучения. Так Мария, Мать Христа, стоя рядом с распятым Сыном и Господом, рыдала и обливалась слезами, и казалась распятой вместе с Ним….ведь так и душа, что любит, Господа делает то же. Всегда сострадает она страстям Его, всегда помнит  видит очами своими раны, полученные из-за нее, помнит она, как много пострадал из-за нее Бесстрастный и был наказан, как преступник Тот, кто выше всякого наказания. Помнит она, что Он, кто образ Божий и равен Богу, принял во воле Своей, по Своей неизреченной любви, образ раба. Заключает себя в узы душа вместе с Ним, претерпевает страшные страсти и крест вместе с Ним – чтобы слава Его, Воскресшего, осияла ее, чтобы и прославилась она вместе с Ним», - говорит преподобный Макарий Египетский на заре монашеской эры и продолжает:

«И Господь, видя мужество и стойкость души, является ей во всей красоте Своей, открывает Себя и озаряет ее сверхсиянным светом Своим. Призывает Он ее к Себе и говорит ей: «Приди в мире, ближняя Моя. Видишь эти следы, видишь эти язвы, плевки и раны? Все это претерпел Я ради тебя, израненной многими ранами, влекомой многимим врагами в тяжкое рабство. Но пришел Я к тебе, ищущей Меня, чтобы освободить тебя, потому что создал Я тебя, как образ Мой и невесту Мою…»


Рецензии