Ари и Ким. глава седьмая. Рун и Банша
в которой Ари и Ким отправляются к верховным волшебникам.
Первые минуты все молчали, нужно было сперва прийти в себя от изумления. Важность происшедшего чувствовали все, и лесовики, и кикимки, но что означало явленное им послание? В верхнем мире умирала некая девочка, о существовании которой до сего дня никто в Лесу и не подозревал, а теперь Стена Посланий велит им спасти эту девочку? Наконец, послышались первые вопросы.
- Что это значит? – спрашивали друг у друга лесовики и кикимки.
- Кто она? - шептали они.
- Что означали эти слова – спешите?
- Куда спешить?
- Разве мы можем помочь ей отсюда?
Продолжая переговариваться и задавать вопросы без ответов, люди тем временем подошли к выходу из Пещер. Гроза прекратилась, снег перестал, но было холодно не по-летнему, и ветер все еще хлестал по воде и заставлял стонать и клониться вековые деревья.
Народ высыпал из Пещер на Сердитый Мост, который по-прежнему оставался твердым и спокойным, и тут все заговорили разом. И лесовики и кикимки – каждый предлагал свое объяснение. Кто-то схватил Ким за руку. Она вскрикнула, но среди всеобщего шума никто ее не услышал.
А это Ари разыскала ее в толпе и теперь крепко обнимала, словно сестру. Горящая, взбудораженная происшедшим, она едва не задушила Ким в объятиях.
- Ким! Ким! – повторяла она. – Наконец-то я тебя нашла!
- Да, да, - бормотала Ким, - только не задуши меня!
- Ты видела? – спросила Ари. – Как все сияло! И эти странные слова!
Но Ким думала о другом. Она смотрела на свою светловолосую копию и думала:
«как же идут моему лицу эти золотые локоны. И наряд из шелка, и маленькие жемчужины в ожерелье».
Ари уже тащила Ким прочь с моста. Ее деятельный ум работал за двоих.
- Пойдем! Он теперь начнет сердиться. Пора убираться подобру-поздорову.
- И ты не хочешь узнать, что все это значило? – спросила Ким.
- Хочу ли я? Не то слово? Но только здесь мы ничего не узнаем. Ты послушай - о чем они толкуют!
Люди вокруг, испуганные и недоверчивые, обескураженные происшедшим, говорили, будто послание адресовано не к ним, жителям славянского леса, а к одному из соседних народов. К эльфам, должно быть, имя-то Лиза скорее западного происхождения, а может и к гномам, если не к русалкам. Другие возражали, что послание для них, и русоволосая Лиза – славянка, да только как они смогут помочь девочке из настоящего мира? Верхний мир далеко, хоть легенды и утверждают, что в него можно попасть из сказки, да кто бы на это решился? И кто знает, как туда попасть?
- Слышишь? – прошептала Ари. – Но я знаю, кому известны все ответы!
- Кто это? О ком ты говоришь?
- Верховные волшебники! – с торжеством объявила Ари. Она гордилась своим знакомством с Баншей. - Банша! Банша – она такая старая и мудрая, она все на свете знает и умеет. Идем к ней!
- Там и наш Мудрый Рун, - сказала Ким. – Не зря же его называют мудрым. А годов он прожил даже больше, чем ваша Банша.
- И возможно, наконец узнаем, почему мы с тобой так похожи!
Сердитый Мост терпел-терпел болтовню да гомон людей и рассердился. Для начала он тяжело вздохнул: каменная плоскость так и пошла волнами под ногами людей. Половина попадали, все кричали и вопили от страха. Но никто не пострадал: и лесовики и кикимки благополучно покинули преддверие Пещер, помогая другим подняться на ноги, они впервые за много лет проявляли друг ко другу доброжелательность, а потом каждый сошел на свой берег.
Как только Мост заволновался, Ари и Ким споро соскочили на левый берег и побежали вглубь леса. Они крепко держались за руки и бежали быстро – Ким в темноте видела лучше совы и лесной кошки, - и скоро оставили Пещеры далеко позади.
Ночь была темной, ветреной, луна пряталась за тучами. Девушки бежали на север вдоль Искринки, в Заповедную Пущу, где в большом доме, выстроенном вокруг тысячелетнего дуба, жили Мудрый Рун и Банша. Ни Ари, ни Ким до сих пор никогда не были в этой местности, но Ким умела читать знаки Леса, а Ари понимала язык птиц, поэтому они без труда добрались до нужного места.
Ари, как единственную принцессу народа кикимок, еще в детстве познакомили с Великой Кудесницей – главной кикиморой Леса – Баншей. Банша связала для Ари волшебные заговоренные башмачки и косынку, оберегающие ото всех напастей, от болезней и грусти. Девочка выросла веселой и жизнерадостной, ничто не могло заставить ее опечалиться надолго.
Жилище верховных волшебников стояло на Большой Поляне в окружении кудрявых вязов и пахучих лип. Дом был выстроен вокруг старого дуба – великана, он служил основанием и опорой, колонной, а его крона – навесом над крышей дома. Крона у Великого Дуба была на редкость роскошная, ветви длинные, и пышная светло-зеленая листва спускалась низко, касаясь земли, и почти скрывала от глаз стены дома. За долгие годы они обросли мхом, их увили побеги плюща и хмеля, и жилище волшебников лишь с трудом можно было различить подо всей этой зеленью. Вечнозеленые древесные лианы окаймляли окошки наподобие резных наличников, а весной расцветали пестрыми цветами, которые так любила Банша.
Целый многоцветный сад заглядывал к ней в окошко, и она разговаривала с белыми цветками плюща и лесными фиалками, не покидая своего кресла у камелька (очага, огня). К старости у нее стали болеть ноги, и она редко выходила из дома. (В Лесу о каком-либо маловероятном событии часто говорили, что скорее Банша выйдет из своего дома под Дубом, чем произойдет это событие).
Вокруг Поляны протекал ручей, журча крошечными водопадиками там, где его течение встречало толстые корни деревьев. Через ручей были перекинуты две доски, а от них к домику вела тропинка.
Уже светало, когда Ари и Ким вышли к ручью. Мудрый Рун ждал их на крыльце своего дома. Ари и Ким в жизни не видели главного волшебника Леса, но он знал их обеих – видел в чане со Зрячей Водой, и заговорил с ними как старый друг, приветливо и с улыбкой.
- Я знаю, с чем вы пришли, - сказал он подружкам. – Послание! Мы с Баншей тоже видели, что показала Стена Посланий, – и восхитился, глядя на девушек: – Одно лицо! Только подумать: одно лицо!
Ари с Ким с любопытством и чуть боязно разглядывали рыжего Лешего, но тут дружно подтвердили цель своего визита:
- Да, Послание! И – почему мы так похожи?
Вместо ответа Мудрый Рун пригласил гостей войти.
Переступив округлый порог зеленого дома, Ари с Ким оказались в просторной светлой комнате с колонной – стволом посередине. Ствол Дуба был такой объемистый, что обхватить его смогли бы только шесть дюжих лесовиков с длинными руками. Кора на нем была темно-коричневая, толстая-претолстая, с глубокими и широкими трещинами. Леший пристроил в них несколько поперечных дощечек, и они служили полочками для горшков с цветами. Это был домашний садик Банши. Она любила окружать себя цветущими растениями, а Мудрый Рун очень заботился о том, чтобы ей жилось счастливо. Вот и сейчас, пока Банша вставала навстречу гостям, он раскрыл южное окно и впустил в дом побеги вьюнка с только что распустившимися розовыми цветами.
- Здравствуй, Ари! Рада, наконец, с тобой познакомиться, Ким! – приветствовала гостий Банша, лаская их взором карих глаз. Этот взгляд и сердечная доброта, наполнявшая его, побуждали довериться, полюбить и рассказать все, что на душе, словно родной матери.
Банша выглядела точно так же, какой ее запомнила Ари в детстве, ничуть не постарела, и волосы по-прежнему были черными как смола. Она усадила Ари и Ким за стол, и напоила молоком с медом и печеньем, - девочки всю ночь провели в лесу и сильно проголодались. Давно осиротевшая и не избалованная заботой, Ким глядела на Баншу как зачарованная.
- Так Послание предназначалось нам? – спросила Ари, едва проглотив свое молоко. - Нам, - сказал Мудрый Рун, - вы все верно поняли. Нам всем, Лесу, лесовикам и кикимкам.
- И вы знаете, что оно означает? – допытывалась Ари.
- Знает только Книга, - ответил Рун.
- Что за Книга?
- Тсс, - прошептала Банша. – Не так быстро, дитя мое. Не торопись, Ари. Вы сами все сейчас поймете. Идите за мной.
И, взяв свечу, она повела их вниз по лестнице, в комнату под корнями Дуба. Здесь была хозяйская кладовая. Вкусно пахло сушеными травами и ягодами, гроздьями развешенных по стенам земляной норы, на скамьях стояли корзины с клубками разноцветной пряжи, и большая пятнистая лесная кошка стерегла их от мышей. Она восседала на высоком ларце с припасами и зорко оглядывала свои владениями светящимся взором.
В темном углу кладовой на постаменте лежало что-то большое, толстое и квадратное, покрытое тонким полотном. Банша зажгла светильники, вделанные в стену, сняла покрывало, и девочки увидели настоящее чудо! На постаменте, сверкая золотым переплетом, вся усыпанная драгоценными камнями и жемчугом, лежала Книга!
Это была Великая Книга, о которой Ари читала в учебниках, а Ким слышала о ней от старших лесовиков. Великая Книга, знавшая все о прошлом и будущем Леса, обо всем, что произошло и произойдет, обо всех королях, волшебниках, сказочниках и героях!
- Великую Книгу написало Время, - сказала Банша, - и когда-то давно она принадлежала обоим народам Леса. Она покоилась в библиотеке Мудрецов, в Каменном Дворце, когда там еще жили первые верховные волшебники, наши прародители. Пока кикимки и лесовики жили в мире, Книга была открыта для всех. В ней было Знание и Сила, и пока в Лесу царил мир, Книга щедро делилась ими, и жители Леса были мудры и сильны.
- Мы взяли ее к себе еще в самом начале войны, - продолжил Мудрый Рун. - Книга была единственным движимым предметом в Пещерах, и я решил, что, пока два народа не натешатся войной, общему достоянию этих народов лучше всего храниться в нашем доме. Стену Посланий, - сказал он, - не вынесут, хоть та и сделана из драгоценных камней, а вот Книгу, хоть она и тяжеловата, легко можно унести вчетвером.
Банша ласково погладила золотой переплет, и он заискрился.
- Только Книга может объяснить смысл Послания. В ней записаны имена всех людей из верхнего мира, которые имеют отношение к Лесу, и если девочка, о которой шла речь в Послании, что-то значит для нас, ее имя и объяснение должны быть в Книге.
Ари и Ким с любопытством разглядывали Величайшее Сокровище Леса. Крепкая печать с причудливым замком стягивала страницы Книги. На печати в дружном узоре сплетались символы леших и кикимор – дубовые листья и ручейки воды.
- Где же ключ? – спросила Ари. Ей не терпелось поскорее открыть Книгу – маленькие ручки так и чесались – и узнать все – все, что только возможно знать!
- Не так это просто, Ари, как нам всем бы хотелось, - сказала Банша.
Ответил Мудрый Рун:
- Когда началась война, Книгу закрыли, ключ разделили на три части, и спрятали. Первая часть у нас с Баншей, вторая у твоего отца, Ари, а последняя – у лесовиков, в хранилище.
Ким удивилась.
- Но у нас нет тайников или сокровищницы, разве только Чинку или старейшинам доверили хранить эту часть ключа.
- Главный Склад, - произнес Мудрый Рун.
- Главный Склад? – переспросила Ким. – Но его же охраняют днем и ночью! Да и там одно лишь оружие!
- Охраняли бы его так старательно, будь там одно лишь оружие! – возразил леший. – Нет, в центральной комнате Главного склада хранится кое-что несравненно более ценное, чем топоры и самострелы!
Ари тем временем активно разрабатывала план действий, морщила лоб и что-то подсчитывала на пальцах.
- Значит так, - провозгласила она, прерывая споры, - нам необходимо как можно скорее открыть книгу. Потому что в Послании ясно говорилось: Спешите! Поэтому я теперь отправляюсь домой и..., - тут она запнулась, - наверное, выкрадываю часть Ключа у отца. Плохо звучит, да? – сказала она, оглядывая присутствующих. – Но, видимо, придется. Ему не объяснишь, не попросишь. Если расскажу, в чем дело, он приедет сюда сам, со всей свитой, будет шум и толпа, все затянется, усложнится. Да и как показать всем Ким! Да, кстати, а почему мы с ней так похожи? – вдруг вспомнила она и вопросительно посмотрела на волшебников. Те переглянулись.
- Об этом после, - сказал Рун.
- Так вы знаете? – воодушевились девушки.
- Не отвлекайся, Ари, - сказал Банша, - продолжай излагать свой план.
- Ну, хорошо. Я – домой, а Ким – к себе в Лес, прямиком к Главному Складу, за третьей частью Ключа. Я подсчитала: на все про все уйдет полдня, не больше, и к вечеру у нас будет Ключ. И мы откроем Книгу! И все узнаем! А потом..! – все больше воодушевлялась Ари. – Впрочем, я не знаю, что потом, но, надеюсь, что-то очень замечательное: сердце подсказывает! Ты ведь знаешь, где этот Склад, Ким?
- Конечно, знаю. Но чтобы я?! Одна! Тайком! Через охрану?!
- Не через, а сквозь, - поправила Ари, - или минуя, или обходным путем.
- Или прямиком в руки стражников и в тюрьму за такую проделку, – в тон ей бормотала расстроенная Ким. – Да что там – за преступление! Потому что кража – это настоящее преступление! Наши законы строги: меня повесят, Ари. Сердце мое не подсказывает, а кричит: это верная гибель!
- Я знаю одно, - задумчиво проговорил Мудрый Рун. - Промедление грозит гибелью всем нам, обоим народам Леса. Как именно, я еще не вижу, но неизбежное уже происходит. Вы обе, должно быть, слышали о том, что совершается на границах?
Ари и Ким кивнули.
- Так вот, я уверен, что это связано с той девочкой, Лизой, с ее болезнью и угасанием. Когда Зрячая Вода показала мне картину на Стене Посланий, для меня явственно проступило медленное умирание Леса. Я увидел, как наш мир исчезает во времени и пространстве. Вот что не дает мне покоя и заставляет торопить вас, мои юные друзья и подопечные. Как бы трудно ни пришлось, а Ключ необходимо сложить до второго заката. Только Книга прояснит настоящее и будущее нашего Леса.
Леший говорил веско и торжественно. Ким показалось, что лесной шум за стенами домика притих на это время, слушая и внимая, и само время уважительно приостановилось, уступая первенство мудрости.
- Но тебе, Ким, не придется идти сквозь охрану, - ободряюще сказала Банша, - эта задача предстоит Ари.
Свидетельство о публикации №209040900927