Не ходите, дети, в издательство работать...

   А есть ли вообще смысл издавать свои книги в типографии?
   Лет пятнадцать  назад такая  постановка вопроса выглядела  абсурдной. Если книги не издавать, то зачем же их тогда писать? Но появился его величество Интернет, и сегодня нужно по-новому взглянуть на его возможности.
   Первое замечание. Стоящая книга (бестселлер) так или иначе будет тиражирована в электронной сети (украдена), хочет того  автор или нет, причем, если относится к этому факту нормально,  за такое виртуальное издание можно даже заработать деньги, привлекая рекламу на сайты, где она появилась с авторского согласия.
   Второе замечание. Стоящая книга (бестселлер),  так или иначе, сама себе протопчет дорогу к типографии, ибо издатели не упустят выгоду от её издания в осязаемом виде.
   Но я сейчас веду разговор о другом. Как мне кажется, сами издательства и типографии сегодня стоят на краю физического исчезновения.  Это кажется невероятным, при их нынешнем внешнем благополучии, но это несомненный факт ближайшего будущего.
   Есть два параллельных варианта грядущего развития событий.
   Первый – это бурное внедрение в нашу жизнь электронных книг – «читалок», которые непрерывно совершенствуются. Не буду ссылаться на конкретные экземпляры подобных книг, чтобы не делать для их продавцов рекламу, только скажу, что эти книги, которыми удобно пользоваться, где угодно, включая вагон метро, резко упали в цене, в весе, а чтение текста с экранов их мониторов стало безопасным для глаз. Когда цена такой электронной «читалки» сравняется с ценой обычной книги, а это произойдет лет через десять-пятнадцать, то для тех, для кого важен  сам текст, а не его подача на листе бумаги, - собирание библиотек, захламляющих наши квартиры, потеряет всякий смысл. Ведь в «читалку» можно засунуть сразу Пушкинскую библиотеку или библиотеку Конгресса США.
   Но есть и другой, удивительный вариант развития событий, о котором сегодня многие даже не догадываются.  Чтобы понять, о чем идет речь, придется зайти издалека. 
   Дело в том , что, видимо, существует какой-то картельный сговор между производителями принтеров и теми, кто делает для них печатающий элемент – картридж.  В то время, как принтеры постоянно и резко снижаются в цене все последние пятнадцать лет, цена на картриджи для них остается почти неизменной.
   Вот пример. Пятнадцать лет назад я работал начальником информационно-издательского отдела областного центра занятости. И долго выпрашивал у начальства новинку – цветной лазерный принтер. Когда мне его, наконец, купили, начальник службы вывел меня во двор нашего офиса, показал на новенькую «Газель» и обиженно сказал: «А твоя железяка стоит дороже этого красавца».
   Сейчас же цветной лазерный принтер можно купить …за шесть тысяч рублей. Но не радуйтесь. Когда вы отпечатаете на нем десяток экземпляров своей книги, картриджи, их четыре, закончатся и придется покупать новые, которые стоят …дороже самого принтера. Абсурд, но это факт. Хотя картридж – очень примитивная вещь. Кусок пластмассы, с установленным внутри фоточувствительным селеновым барабаном и с двухсот граммами тонера – красящего порошка, который изготавливается из обычной сажи.
   При массовом производстве картридж должен стоить не дороже пачки сигарет, но стоит – от двух до шести тысяч рублей, в зависимости от марки принтера.
   Картельный сговор. Видимо, производители первых принтеров поняли, что нельзя заработать деньги на самом принтере, если он будет стоить очень дорого и станет недоступен для домашнего использования, а поэтому пошли по пути извлечения денег из процесса его дальнейшей эксплуатации.
   Но любая монополия рано или поздно кончается. А что тогда? Тогда издержки по печатанию книги в домашних условиях станут не больше, а существенно меньше, чем в типографии. И на вашем рабочем столе появится симпатичный ящик, который «выплюнет» готовую книжку, через полчаса после того, как вы поставите точку в последней строке. Потому что процесс постраничной верстки, процесс брошюровки отпечатанных в принтере страничек, склейки их и обтяжки красивой обложкой в одном механизме  - всё это не проблема для современной техники.
   Издательства и типографии умрут, потому что не могут не умереть, потому что они лишь посредники между автором и читателем. И всё это произойдет в ближайшие десятилетия.
   Поэтому мой совет молодым авторам этого сайта – не идите работать поближе к своим книгам – в издательства и типографии. Запросто может оказаться так, что в середине жизни вы останетесь без профессии.
  Евгений Касьяненко
   


Рецензии
2022, книги живы, издательства живы

Елизавета Орешкина   01.11.2022 12:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.