50 венгерская весна

50 венгерская весна

*

Это одно из самых трудных моментов для меня в Венгрии. Вот уже 36-я здешняя весна опять обогнала и оставила позади все мои представления и надежды. И пора носить летнюю одежду, я же всё смотрю и никак не пойму – а куда же весна-то делась?
Весна здесь как взрыв бомбы – бах! – и всё. Пора собирать первые урожаи.
Я-то привыкла к сирени, цветущей и благоухающей неделями, а перед ней – к черёмухе, да и чудные здешние фиалки вот уже и отцвели, не успевши появиться.
Бедных подснежников городские жители теперь неособенно-то будут видеть, ибо их сожрал абсолютно некорректный и противожизненный закон об их защите. Через года этак три-четыре такой защиты подснежников в этой сттране больше не будет - и проголосовавшие за этот закон бестолковые или же специально вредящие нам некто убедят народ, что - вот видите, насколько мы были правы? Мы всё предвидели, вот как их надо охранять! И ещё через год-два таких цветочков и вообще не станет. Почему? А если вы не срываете в саду тюльпаны, и даёте им приносить плоды – семена – что с ними будет? Измельчатся, потом слишком станут густыми, потом и луковицы измельчатся, и через года этак четыре – может пять – выродятся напрочь.
Какие умные у нас правители!
Кстати, меня посетила мысль - ведь что такое закон? Если рассматривать их действие в нашей жизни, то его можно сравнить с компьютерными командами. Когда вы поменяете в программе некоторую команду – программу надо снова протестировать с сигнификантными данными. А кто тестирует эти жизненные программы перед тем как запустить их в действие? Никто.
И вот мы и приходим к кризисам – кризис неумеек, бестолковщины, неучёных программистов, которые портят нам действие нащего виртуального робота под названием «государство», обязанного быть дойной коровой для народа – а то как же, иначе зачем мы его кормим, а?

Но это «лирическое» отступление,
я же пишу о венгерской весне, которая  пролетает за несколько дней, предоставляя права лету.
Вот и сейчас – весь март было холодно, дул ветер, так что - и весна, конечно, но тебе и носу не хотелось высунуть на улицу – а сейчас так жарко, что мой бедный кактус на балконе просто «испёкся». А ведь он – кактус, житель пустынь.
Хмм.
Зато уже предлагают клубнику да ещё что-то там такое вкусненькое – и
 ты начинаешь принимать, что
в этом тоже есть своя прелесть – прелесть недостаточно романтичная, а скорее прагматичная.
То есть – надо начинать использовать тёплые и светлые дни, чтобы успеть насобирать урожаев!
Славянам, русским, например, в этом смысле как-то легче – лето короткое, урожаи в основном собираются один раз – интересно, а ведь всё равно хватало на жизнь! – и собравши урожай, живи себе припеваючи!
Да и длинная весна не заставляет тебя работать как сумасшедшего – и есть время для романтичных твоих дел и прогулок тёплыми вечерами, для наслаждения невероятными ароматами, тонкими, не то что здесь – здесь весенние цветы пахнут как-то «жирно», слишком густо и крепко – одна черёмуха чего стоит – здесь её запах не обожаемый всеми и воспеваемый поэтами аромат, а скорее нечто дурманящее, да и цветёт она в одно время с той самой сиренью/, которую русский парнишка обламывает для своей любимой уже после того, как неделями ходил и обламывал черёмуху, обломавши её до конца!
Ах!
Но зато – столько цветущих деревьев сразу – это нечто необыкновенное!
Моя абсолютная романтическа\ мечта – цветок магнолии - дома в тогдашнем Союзе я с таким не встречалась – это воспоминание из Магдебурга – там они цвели и благоухали не с венгерскими темпами – а достаточно долго.
Одна моя одноклассница Ира – вот была романтичная подружка да и красоточка незаурядная – как-то рассказала, как ей однажды весенним вечером некто невидимый тихонечко положил на подоконник цветок магнолии и растворился – и я всю жизнь не могу забыть этого чуда. Даже где-то писала о нём. Кстати, девочка эта через пару месяцев пригласила нас всех к себе на день рождения и у всех на глазах отобрала у меня моего тогдашнего мальчика!
Вот те и раз!
Интересно, что меня это так уж сильно не обидело – просто почувствовала себя вновь свободной. Мальчику, наверное, даже обидно стало – не мне стало обидно, а ему!
Хороший был мальчик, Олег Богомаз, уже и имя с фамилией чего стоят! Но неверный. У меня же поклонников было хоть пруд пруди, что мне по нему плакаться.

Так я разрешила эту проблему. Но мечта о цветке магнолии на моём подоконнике жива и по сей день.

Почти одновременно с магнолиями расцвели черешни – ах это марево белых садов! Но и это чудо продолжается парочку-другую дней и всё. Скоро будем кушать черешни – в начале мая вызревают самые скороспелые сорта.

Но самые ранние, цветущие деревья = это алыча и другие подобные им дикие сливы. Одна моя знакомая украинка научила меня тому, что надо становиться под цветущее деревце, если у тебя болит голова или сердце – и всё пройдёт. И в этом что-то действительно есть. Я с удовольствием простаиваю под таким деревцем минут десять.

После этих диких слив начинает расцветать – тоже через несколько коротких дней – розовые их подобия! И это уже просто райские сады! Розовых чудес здесь в моём районе невероятное разнообразие. И та же самая алыча, и райские яблочки, и японская черешня - хоть убей, не помню как её зовут по-русски (то есть, по-японски)!
Для меня же эти цветы одного качества по романтичности с магнолией. И источник такого отношения – та же Германия.
Что поделать – в Магдебурге я провела самую романтичную мою юность, причём переполненную чудесами и самой страны, и невероятно милых, умных, тонко чувствующих друзей и подружек!
Мы недавно снова смогли встретиться через сайт «Одноклассники» - и прочувствовали, как мы все снова любим друг дружку а заодно и те годы нашей жизни!
Да и немцы там любили нас – не оккупантами ощущая, а наверное, милыми гостями. Меня постоянно называли «Лорелеей» за мои длинные светлые косы, в книжных и нотных магазинах, куда я частенько ходила, меня любили за то, какие ноты и книжки я там выбирала, На «Фройндшафтстреффенах» - встречах дружбы – я знакомилась с немецкими девочками, с которыми потом долго переписывалась – немецкий язык я очень неплохо и с большим интересом и удовольствием изучала. Да и произношение было неплохое. Так что мои немецкие подружки не были вынуждены говорить со мной по-русски и постоянно меня нахваливали.
Ах, что за чудное времечко это было – и мои любимые розовые цветы мне каждую весну о нём напоминают...

Но Венгрия вообще-то страна не такая «сновиденная», как Германия – тут некогда смотреть сны, природа не позволяет!
Пора есть пора -  и просыпайся, иначе не успеешь налюбоваться твоими любимыми цветами, лепестки опадут, завянут в траве – и наступит
лето!
Прилетит пчёлка, «укусит» цветок – и в нём начнёт вызревать плод, фрукт ли, семечко ли...

А лето тут для меня слишком жаркое, и я долго из-за этого страдала,
пока не привыкла.

Будапешт,
10 апреля 2009 года.


Рецензии