Истинный Царь Ашока
Про Великий Шелковый Путь слышали все, но по нему перевозили не только шёлк, да и вообще он был не только торговым путём, а сначала, пожалуй, даже и совсем не торговым. Есть мнение, что его первопроходцами были буддистские монахи. Но всё по порядку.
Будда и Девадатта
Во времена Будды Шакьямуни Индия была раздроблена на несколько небольших государств. Особое место среди них занимала Магадха. Её царь Бимбисара создал первую в Индии регулярную армию. Он был ровесником Будды, и первым из всех царей удостоился чести близкого общения с Шакьямуни, можно сказать, что они стали настоящими друзьями. В близи столицы Магадхи – города Раджагрихи (Царская Обитель) на горе Гридхракута (Священного Орла) Будда поведал свои самые сокровенные проповеди, включая и конечную главную Сутру о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы (Сатдхарма Пундарика Сутра), а в бамбуковой роще, подаренной Бибисарой, был создан первый буддистский монастырь – Венуван Вихара (Храм Бамбуковой Рощи). Самые большие испытания Будда тоже пережил здесь. Главным его ненавистником был двоюродный брат Девадатта. Он с молодости соперничал с Буддой и в дальнейшем хоть и стал его учеником бхикшу, в сердце хранил зависть и злобу на Будду. В начале он пытался уговорить брата отдать управление Сангхой в его руки, но Будда в ответ сказал при всех, что он не может передать управление общиной даже Шарипутре и Махамаудгальяяне – своим лучшим ученикам, тем более он не может доверить этого Девадатте. Это оскорбило последнего и он заявил что, является истинным Буддой и ушёл из общины Шакьямуни, уведя с собой 500 его учеников (число учеников Будды исчислялось тысячами). С этого момента Девадатта начал активную анти буддистскую деятельность. Дошло до тог, что он подсылал убийц к Будде, сталкивал на него скалу, натравливал на него пьяного слона. Но убийцы стали учениками Будды, скала раскололась и лишь камушек от неё поранил палец ноги Шакьямуни, а разъяренный слон, подойдя к Будде, протрезвел и припал к его ногам. Тогда Девадатта подговорил сына Бимбисары – царевича Аджаташастру, убить вначале своего отца, а затем и мать. Девадатта контролировал нового царя Магадхи и через него начал гонения на буддистскую Сангху. Но, в конце концов, все его усилия оказались тщетны. 500 бхикшу вернулись к Будде. Девадатта остался один и заболел страшной болезнью. Тогда он пришёл к Будде, делая вид что раскаялся, и, кланяясь ему в ноги, попытался впиться в его кожу ногтями пропитанными смертоносным ядом. Но и тут его ждала не удача. Земля под ним разверзлась и он провалился в подземную огненную лаву. Это был величайший грешник на земле, но в Лотосовой Сутре Будда говорит, что он является его главным учителем, благодаря которому он обрёл совершенство и предсказывает, что Девадатта тоже станет Буддой. Всё это происходило в Раджагрихе.
Аджаташастру понял, что по наущению Девадатты совершил неслыханные преступления. Его терзало чувство вины. У него началась болезнь, которую никто не мог излечить. Придворный врач Дживака сказал, что только Будда сможет ему помочь. И Аджаташастру с чувством искреннего раскаянья направился к Шакьямуни. По мере того как он приближался к месту стоянки Будды его болезнь исчезала. Пред Буддой он предстал абсолютно здоровым и стал его ревностным последователем. После паринирваны Шакьямуни Аджаташастру получил часть шариры (мощей) Будды оставшихся после кремации его тела и построил для них большую Ступу в новой Раджагрихе. А позднее он перенёс столицу в построенный им город Паталипутру (современная Патна столица штата Бихар). Будда в своём последнем странствии застал его строительство и предсказал, что он станет спустя 200 лет самым величественным городом – столицей великого царства.
Завоевания мечём
И действительно ещё при Аджаташастру границы Магадхи значительно расширились, но рассвета это государство достигла уже при другой династии – Маурьев. Основателем этой династии был Чандрагупта. Он начал как правитель Таксилы – города известного как древнейший главный центр учёности. В местном университете учились самые благородные и одаренные юноши со всего Индостана и всей Бактрии. Чандрагупте довелось встретится с Александром Македонским. Он добровольно сдался завоевателю и они стали союзниками. Чандрагупта подбивал Александра Великого в поход на Паталипутру. Однако, реко-македонское войско было слишком истощено длительным походом и Александр не рискнул вступить в противоборство с самой сильной державой Индостана. Великий Македонец вернулся в Персию и в скорости умер. Его империя была разделена между его ближайшими соратниками. После этого Чандрагупта возглавил борьбу пенжапцев против завоевателей и вытеснил их со всей территории этой части Индостана. Он основал своё государство и при поддержке кашмирцев, шакьев – саков (они проживали в долине реки Сват, куда мигрировали после разгрома царства шакьев на юге Непала), бактрийцев, греков и персов завоевал Магадху. Так было положено начало первому общеиндийскому правлению. Появилось государство, впервые объединившее долины Ганга и Инда, а так же Кашмир. Чандрагупта был джайнистом. Основал эту религию Махавира, живший в одно время с Буддой. Во многом их учения схожи, но джайнизм гораздо более аскетичен (часто до крайности) и не так глобален. У джайнов высшим подвигом является самоумерщвление себя голодом в священных горных лесах. Именно так ушёл из жизни основатель династии Маурьев. Его сын Бендусара упрочил свой престол в Паталипутре и стал расширять границы Магадхи на юг. У него было много сыновей. Выделялся среди них своим полководческим талантом Ашока, но его мать была незнатна и его сводные братья были настроены против него.
После смерти Бендусары 272 г.до н.э. произошёл конфликт в результате, которого Ашока убил всех своих сводных братьев и занял престол. За это его прозвали Кровавым и он стал править в соответствии с этим прозванием. Установилась деспотичная жестокая власть. Всех не угодных бросали в застенки, подвергали страшным пыткам и жестоким казням. Ашока начал вероломные завоевательные войны. Когда он был царевичем и по приказу отца подавлял мятеж в Уджайне, его тяжело ранили. Выходила его послушница буддистского храма в Видиши, куда он был доставлен для лечения. Ашока женился на ней. Она стала его любимой женой. Эта женщина всё время пыталась умиротворить супруга. Она познакомила его с самым авторитетным буддистским учителем Упагуптой. Но Ашока оставался всё так же бессердечен. Всё изменилось после завоевания свободолюбивой республики Калинга. Она бала расположена на территории современного штата Орисса, у берегов Бенгальского залива. Главной статьёй её экономики была морская торговля. Народ её хранил древнюю высоко-духовную традицию. Когда Ашока потребовал чтобы жители Калинги перешли в его подданство, они решили что лучше умрут, чем подчинятся Кровавому царю. Силы были слишком неравными. Войска Магадхи совершили настоящий геноцид над бесстрашными и несгибаемыми жителями Калинги. Сотни тысяч граждан приморского государства были убиты, взяты в плен и депортированы. Возможно, это был первый в истории человечества факт геноцида империи против маленькой страны.
Завоевания истиной
Но жестокость завоевателей не сломила дух народа Калинги. Оставшиеся в живых не подчинялись завоевателям. Ашока начал осознавать бессмысленность насилия и войн. Ему стало не по себе. Он в одиночку взобрался на вершину горы, с которой отрывался вид на поле последней битвы. Тела сотен тысяч убитых им защитников Калинги были собраны в огромные кучи и поддожёны. Воздух был наполнен дымом и трупным запахом, отовсюду неслись плач и проклятья женщин Калинги. Ашока осознал масштабы своих злодеяний и припал к земле не в силах сдержать слёзы раскаянья. На этой горе он дал клятву полностью отказаться от насилия. К этому его много раз призывала любимая супруга и её буддистский наставник. С этого дня Ашока стал внимательно прислушиваться к советам жены и стал учеником достопочтенного Упагупты. Это был первый и единственный факт в истории человечества когда жестокий император преобразился и стал последователем ненасилия.
Ашока отменил смертные казни и наказания, стал освобождать заключённых, призывал последовать его примеру отказа от умерщвления животных для жертвоприношений, пищи, забавы. Его армия стала по всей стране сажать деревья и копать колодцы вдоль дорог, возводить больницы и ветлечебницы, засаживать поля целебными травами. Ашока стал проводить пешие паломничества - шествия по святым местам, связанным с жизнью Будды. При этом он уважал и поддерживал все другие религиозные течения. Он издал указы излагавшие принципы, которым он следовал сам и которым призывал следовать своих подданных и потомков. Они были высечены в камне и регулярно зачитывались перед народом под звуки барабанов. Эти указы сохранились до сих пор и известны как наскальные эдикты Ашоки. В них он именуется Царь угодный тенгриям (небожителям) и радующий взор. Эти эдикты призывают к уважению старших, почитанию родителей и духовных странников, взаимоуважению, взаимопомощи, межрелигиозной гармонии, отказу от насилия и убийств, беззаветному служению народу, изучению мудрости всех религий, состраданию, отказу от догм и суеверий. Ашока стал правителем почти всей Индии и заложил основы общеиндийского мировоззрения и культуры, которые и до ныне сплачивают многонациональный и многорелигиозный народ этой страны. Он учредил службу дхармамахаматр (великих посланцев Дхармы). Они пеклись о благе простых людей, религиозных меньшинств, женщин и заключённых. Дхармамахаматры отправлялись в близлежащие и далёкие страны с вестью о мире и ненасилии. Ими были, как правило, буддистские монахи. Доходили они до Греции, Египта и Китая. Это и стало началом Великого Шёлкового Пути. Послы мира направленные Ашокой приносили с собой как дар Мира шариру (мощи) Будды Шакьямуни. Над ними возводились Священные Курганы Мира - Ступы. Ашока, исполняя завещание Лотосовой Сутры, построил 84000 ступ ради созидания гармонии и мира в Индии и на всей Земле. Все индийцы стали его боготворить и звали теперь не иначе как Дхарма Ашока – Истинный царь.
Однажды, когда Шакьямуни собирал подаяние к нему подошли два мальчика. Один из них поклонился, соединив ладони, а второй положил в чашу Будды комья грязи словно бы пищу. Тогда Шакьямуни сказал ученикам, что через 250 после его Паринирваны первый из ни станет великим учителем, а второй величайшим царём, распространяющим Дхарму и строящим ступы. Так Будда предсказал рождение Упагупты и Ашоки.
После раскаянья Ашока неустанно преподносил дары духовенству, устраивал раздачи и кормления для бедняков. Перед смертью из всего имущества у него остался только плод манго и тот он разделил пополам, и одну половину преподнёс Сангхе. Покинул этот мир Ашока в 232 г.до н.э.
Свидетельство о публикации №209041000922