Свекровь

Выходя замуж, женщина обретает не только мужа, но и родителей. Хорошо, если любовь к сыну не зашкаливает и не мешает обеим сторонам найти общий язык. Какой след в моей последующей судьбе сыграла моя свекровь, я вполне оценила, лишь сама став ею.
Первый раз я предстала перед ней в образе жалкого мокрого котёнка. Шёл осенний затяжной дождь. Моё драповое пальто-солнце в желтую клетку обвисло. Лакированые ботиночки, шагавшие по лужам, набухли от влаги и хлюпали. Дыхание вырывалось с паром, нос покраснел, мокрые волосы висели хвостами дохлых кошек Гека Финна, волосики стернёй торчали на коже. Хотелось одного: под одеяло с чашкой горячего чая с лимоном. Сергей позвонил матери, предупредил о нашем приходе. Дверь отворила стройная молодая женщина с короткой стрижкой, вишнёвыми глазами и приветливой улыбкой. Нина Ивановна приготовила сосиски с картошкой-фри и зеленым горошком (такой деликатес для меня тогдашней!), накрыла на стол и ушла на работу, оставив на попечение сына. Тот усадил «котенка» в кресло, закутав в плед, принёс чай с лимоном и включил запись Аллы Пугачевой, которая пела: «У меня есть три желанья, нету рыбки золотой»... Я таяла от животворящего тепла и чувствовала, что не хочу уходить.
Подали заявление в ЗАГС. Нина Ивановна узнала об этом первая. Не от нас. Вызвала «на ковёр» на кухню. Внушала, что мы ещё не состоялись, не подумали, где и на что будем жить, что следовало посоветоваться с родителями... Я сделала вывод: пришлась не ко двору. Назвать свёкра папой было не сложно. Он сразу расположил к себе: называл «дочушей», Алёнкой, тащил за собой на кухню чистить картошку, что-то рассказывал, расспрашивал. Свекровь наблюдала отстранённо, как сфинкс. Три дня я не могла выговорить такое простое слово «мама». Когда же заставила себя (дальнейшее промедление было невозможно), показалось, мы обе испытали облегчение. Потекли будни, где бывало всё. Как-то мы с Сергеем повздорили, пришла свекровь и, написав на бумаге «за каждый проступок – поцелуй», повесила листок в нашей комнате. Довольно долго такая игра гасила наши обиды. Я писала, на что обиделась, выставляя Сергею счёт в поцелуях, он – мне.
Свекровь исподволь опекала: научила складывать белье в шкафу, как в секции ГУМа, всегда знала, что нужно, какого размера, и приносила то плед, то плащ, то занавески. Мне нравился стиль её дома: минимум вещей и мебели – оттого квартира кажется просторной и светлой. В доме моих родителей редко что выбрасывалось, тряпочки копились годами. У свекрови для дорогих сердцу вещей было два чемодана. Узнав, что в нашей семье делали галантин, Нина Ивановна на каждый праздник приносила птицу и просила приготовить. Я, гордая сознанием собственной незаменимости, снимала кожу, начиняла, варила. Только спустя много лет поняла этот ход мудрой женщины.
Родился сын. Малышу не хватало молока, он постоянно плакал. Мамой я была молодой и бестолковой, все требования врачей выполняла неукоснительно: выдерживала режим кормления, старалась меньше брать ребёнка на руки. Однажды свекровь не выдержала: взяв малыша, заговорила с ним. Показала собачку на улице, люстру в доме, гипотетическую птичку, которая улетела. Малыш  успокоился. Следовать её примеру невольно стала и я, и это определило стиль отношений с моим сыном всех окружающих на долгие годы. Как часто я встречала мам, которые либо не обращали внимания на кричащего и катающегося по полу малыша, который желал быть услышанным, либо били ребёнка по попке (а в гневе рука бьёт сильнее!). На моего сына никто не повышал голос, с ним всегда можно было договориться.
Свекор пил. Каждый день. Заканчивая работу в 16.00, домой прибивался к 18-ти, посетив все пивнушки по пути. А дома начинал «наезжать»: бегал по коридору перед закрытой дверью нашей комнаты, кричал, что живем мы неправильно, что Сергей мне изменяет и т.п. Я укладывала ребенка спать, закрывая ему ушки, тот не мог понять, почему дед ругается. Как не мог понять и другого: обидевшись на внука или жену, свекор отбирал свои подарки (у жены – золотые серёжки, у внука – игрушечную машинку). Можете представить глаза малыша, у которого отняли игрушку, которую он считал своею?! Ровное, пусть несколько безэмоциональное отношение свекрови резко контрастировало с бурными всплесками эмоций свёкра и давало ощущение покоя. Сергея дома практически не было. Он учился, работал. Его раздражал плач ребёнка, он обвинял меня в том, что я живу лишь сыном... Свекровь в наши отношения не вмешивалась, храня нейтралитет. Даже когда я подала заявление о разводе, когда мы с сыном уезжали из дома, прожив в нём 8 лет...
Прошло 20 лет с того дня. До сих пор свекровь зову «мамой». Мой сын взрослый. Каждый поступок в отношении его избранницы сверяю по своей свекрови. Самой большой радостью было, когда невестка приготовила деньги, чтобы купить мне пальто, сказав: «У Вас ведь нет дочки. Значит, я должна о Вас позаботиться!»


Рецензии