Ероиха

Ероиха.

Когда начинались школьные каникулы, весной  отец  увозил меня из шумной Москвы, в деревню к своей матери, моей бабушке Маше .  Мои мать с отцом  к тому времени,  были уже чужими людьми, развелись ,  и единственной нитью их взаимоотношений, была я.  Бабушка любила меня беспредельно.  Она ждала меня, и готовилась к моему приезду по- своему.  Пекла пресные лепешки, блинцы, которые готовятся определенным образом, не как обычные блины. Мука замешивается на молоке, много яиц добавляется, ни соли,  ни сахара. Блинцы испеченные в печке заливаются коровьем маслом, потом снова в печь. Они получаются хрустящими, и тонкими как папиросная бумага, а вкусны, так что, и передать невозможно.
 Мать, когда отец задерживался и не мог ехать со мной,  сажала меня в поезд одну.  Ночью с Казанского вокзала, отходил мой поезд Москва - Ржевск.  Так как поезд приходил на мою станцию, тоже ночью, то мать  просила проводницу разбудить меня на станции прибытия.  Спала я как убитая, разбудить меня было делом сложным, мать давала проводнице не большой подарочек, и та, изо всех сил старалась поставить меня на ноги. Брызнув на меня холодной водой, проводница восклицала  – Да что же это такое , ты проснешься когда- нибудь, или нет  станция твоя подъезжаем, Господи боже мой-
 Бабушка встречала меня  одна. Завидев ее , я кричала – Ба, я здесь- Бабушка торопливо бежала ко мне, на ходу причитая  – Ой , либо не успею, дочка сколько поезд твой стоит-то – Обращалась она к проводнице -  А  семь минут, вот супостаты, чего так мало-то, ох  либо не успею, пролик вас всех расшиби –
Выпросить  лошадь в колхозе для бабушки было делом не простым . Бригадир с укором говорил – Эх бабка Маша ты ведь не колхозница, в колхоз-то не вступаешь, а лошадь просишь -  Бабушка вставала перед ним во весь свой высокий рост, и заявляла – Была единоличницей , и помру единоличницей, дай лошадь дитя еду встречать, из меня какой работник, я уж старая, дай дьявол – Бригадир давал лошадь, и на том дело заканчивалось.
Бабушка  усаживалась на телегу, и без малого сорок верст  тряслась до станции, чтобы встретить свою любимую внучку. Я сонная выкатывалась из вагона с огромным чемоданом под причитания моей бабушки - Ох, грехи наши тяжкие, мамушки мои родные, иди ко мне детка моя, и никто тебя не обидел , пролик расшиби твою непутевую мать- Так она приговаривала протягивая ко мне свои руки.
Бабушка была для женщины, очень высокого роста.   Статная, красивая, с тонкими запястьями рук.  Длинноногая, с зеленовато- карими глазами, с удивительно белой кожей.  Правда, размер ноги, не смотря на узкую ступню, у нее был сорок третий. Носила она хромовые сапоги, черную юбку, да не одну. Сначала исподняя, потом будничная, а затем праздничная, на случай встречи  гостей . Еще фартук, черный платок, да не один.  В деревне бабушку Машу побаивались , зная ее крутой нрав. Срубит в посадках дерево взвалит на плечо, и до дома тащит, а ведь лет ей было тогда многовато.
Когда мы приезжали с горем пополам ,  на старом в серое яблоко  мерине,  до нашей деревни, я спрыгивала  с телеги , и бежала прямым ходом в объятия к бабушке Тане, моей тезке и подруге по всем канонам. Бабушка Таня была сестрой бабушке Маше, которая управляла всем хозяйством, и по возрасту была на десять лет старше бабы Тани.  Старшей было семьдесят пять , а младшей меньше, ровно на десять лет.  Бабушка Таня была сухонькая, и очень похожа на старуху Шапокляк из мультфильма . Веселая, шустрая, длинноносая, быстрая как сухая моланья . Так она говорила о себе. Совсем не похожая на свою сестру, любимица всей деревни. Ее часто звали посидеть с детьми, и так за домом приглядеть, когда хозяева уезжали в Тамбов за покупками.
 Как только я появлялась то ,
В  гости к нам сразу же тащилась Ероиха, так звали в деревне страшную бабку, что жила напротив нас, по ту сторону пруда. Никто не знал ее имени. Муж у нее погиб на войне, героем, и так как в Тамбовской области буква г, произноситься несколько мягче, то и получилось Ероиха.  Ероиха была похожа на ведьму. Черные как сажа волосы, длинные руки с огромными  корявыми пальцами,  с ногтями грязными, как говорят с траурной полосой.  Голос ее был низкий, и протяжный. Лицо длинное лошадиное, рот с синими губами, нос картошкой. Я боялась, ее особенно ,  когда Ероиха  приходила к нам. Стараясь спрятаться за печку, и просидеть там, как мышь пока гостья не наговорится с бабой Машей, и не уйдет восвояси.
Ероиха приходила посмотреть на меня – Ну бабка Маша, девка-то твоя приехала, ай нет - Спрашивала Ероиха обводя черными глазами избу. – А как же, приехала, красавица моя, помчалась на зады, за цветочками - Пробубнив еще чего-то, Ероиха удалялась.
 Бабушка говорила - Ты на улицу не ходи , дома сиди вечером-то,  я тебе  чего про Ероиху расскажу- Она посмеивалась , видя как я насторожилась.  Бабушка воспитывала меня в строгости , и старалась держать около себя, даже иногда булавкой пристегивала к своей длинной юбке.  Да разве меня удержишь, шуструю как бес.  К тому времени, мне было уж лет пятнадцать, и  с девчонками  я убегала на танцы в соседнюю деревню. Обратно шли ночью, взявшись за руки , и пели песни, чтоб не было в темноте так страшно. Шли три километра, по черноземной дороге, а после дождя босиком, ноги были словно в черных сапожках.  С трудом, бывало, отмоешь в бочке с водой.
Бабушка беспокоилась за меня, и решила рассказать мне историю про Ероиху.  Хоть я была и взрослой, но кто не верит в сказки, поверила и я. – Вот что я тебе расскажу, детка моя, наша Ероиха каждую ночь, превращается в здорового борова. Гоняется за людьми , кого поймает, того и сожрет. Боров-то черный, а к утру снова в Ероиху превращается , шкуру скинет до следующего раза - Я засмеялась – Ба, ну тебя пугаешь меня,  да - Бабушка сделала строгое лицо  – Вот те крест , пролик меня расшиби-  В артистизме ей отказать было нельзя, уж такое иногда придумает, что и вправду поверишь.
Вечерком, я засобиралась на танцы, потом  вдруг раздумала. Короче говоря неделю не хожу на танцы, девчонки и не знают что думать . Баба Маша вдруг забеспокоилась, видно поняла что переборщила - Ты чего, ласточка моя, никак темноты забоялась, что- то на танцульки свои не идешь и к девкам не бежишь - Я передернула плечами – Ага,  сама напугала меня,  а теперь спрашивает-
Баба Маша махнула рукой - Не боись, я тебя отолью, заговорю от темноты, как раз закат пойдем на порожек - Она усадила меня на порог, растопила воск, поставила мне на голову блюдечко с водой ,  и начала тонкой струйкой лить воск. Бормоча себе под нос что-то.  Я только и разобрала – Выйди, выйди испуг на желтые пески, белые кости, на дремучие леса - Потом еще что-то, и выплеснула воду на деревья во двор. Эта процедура была проделана три дня.
 После этого я не боюсь темноты и посей день, хочешь, верь, а хочешь не верь. У Ероихи была дочь Манюня. Вот уж наказание божье. Она была уродом . Голова Манюни была непомерно большой, продолговатой, волосы черные как и у ее матери. Одна рука маленькая доходила до локтя, вторая чуть подлинней. На ноги Манюня наступала с трудом , хромала на обе сразу. Лицо черное смуглое, выпуклые глаза, рот  большой, вечно не закрывался,  и из него текли слюни.  Но Манюню выдали замуж, уж как Ероихе удалось выдать дочку замуж, да еще и в деревне, одному богу известно. Говорили без колдовства тут не обошлось.
Мужа я не видела, но кто- то из деревни видел говорили нормальный мужик. Правда, недолго он прожил с молодой женой, сбежал.  Манюня бывало, помоет пол, а потом той же водой вымоет себе голову, чуток не до понимала, видно. Какой же мужик такое стерпит вот он и смылся потихоньку. Правда,  оставил Манюне  двоих  детей. Нюрка и Колька, нормальные дети родились . Похожи друг на друга, как двойняшки, они были моими ровесниками. У Нюрки коса была толстая с руку, волосы густые и русые, сама она была некрасивая, да и в кого красивой быть. Высокая полная , с крупными чертами лица, с мутно серыми глазами, немного рябоватая. Колька такой же, только ростом поменьше.
Во дворе у них росла огромная черемуха, и мы ночью лазили к ним в сад за ягодой, ели черемуху с косточками. Ягода была крупная сладкая. Заводилой была я , дразнили меня в деревне Пчелой.  Много мы по садам соседским шныряли , все по ночам, то яблок наберем, то огурцов, глупые были. Сядем около пруда, и начинаем грызть, а то и просто бросаться в друг друга.
 Однажды к нам прибежала Манюня, к кому еще ,  соседи ведь .  Сказала что ее мать умерла. Бабушка собралась и пошла, помогла как положено с похоронами, и через день,  Ероиху схоронили на деревенском погосте.  Через неделю тащится Манюня. Она осталась одна, Колька учился в городе и не собирался возвращаться домой , Нюрка скиталась по вокзалам занимаясь древней профессией, вечно в синяках и ссадинах от благодарных клиентов.
Манюня вся тряслась, и говорила - Ох бабка Маша помоги, мать замучила каждую ночь приходит, я уж и боюсь дома ночевать, хоть в Тамбов за Нюркой ехать, да видать не доеду- Баба Маша задумалась, потом сказала – Пусть Танька с тобой переночует, а там поглядим – К бабушке Маше часто обращались, то грыжу заговорить, то перелом, то еще чего, со всех деревень ехали. Она денег не брала, кто молока привезет, кто меду, кто яиц. Поставят потихоньку к печке, да уйдут. Так что заветное слово знала , и при случае помочь могла.
На следующую ночь пошла ночевать к Манюне бабушка Таня, она ничего у нас не боялась – Танька, маленькая со мной пойдешь - Она захихикала заранее зная мой ответ, отец на печке тоже засмеялся. Он уже приехал, и  вовсю сажал на огороде табак- самосад. – Иди , иди, не приставай к девке, не пугай ее , Господи Иисусе-  Отец запел с печки басом – Господи Иисусе, куда не надо не суйси- Я засмеялась – Вот ведь дьявол, а безбожник- Бабушка Маша перекрестилась.
Утром ни свет ни заря влетела в избу баба Таня – Ох, я больше к Манюне не пойду, ну ее к лешему- Баба Маша поднялась со своей  скрипучей  кровати – Да чего ты, чего случилось-то-  Баба Таня уселась на сундук – А то и случилось, как луна вышла, гляжу Манюня поднимается, и вроде с кем разговаривает, мол чего надо, да куда идти, потом пошла на двор, я за ней. Гляжу,  заходит за стог сена, слышу,  говорит, что, мол, мама ты опять  пришла и разговор кто-то говорит с ней ,  а она отвечает. Я заглянула за стог-то а там тень , ну Ероиха и Ероиха. Меня как начало трясти, не пойду больше и не проси, до утра не спала, идти боюсь домой, и спать не могу. А эта  лошадь пришла, завалилась ,  и давай храпеть на всю избу,  ну как ты думаешь – Баба Таня всплеснула руками.
 Три дня и три ночи ходила к Манюне моя бабушка Маша . Она читала молитвы, и сыпала какие-то травы , чертила кресты, и что-то еще делала,  что моему разуму было недоступно. Скоро в доме у нашей соседке воцарился покой, да и вернулась блудная дочь Нюрка . Она стала работать в колхозе дояркой.  Замуж ее никто не звал, слава о ней была плохая,  Нюрка ни кому в любви не отказывала, и ее прозвали в деревне « Агрегат -66 «
 Лето в Тамбовской области  было жаркое, жара выжигала  все, трава превращалась в  желтую  сухую солому. . Потом начинается сезон дождей, грозы страшные, много домов погорело тогда в пору моей далекой юности. После дождей природа расцветала, трава зеленела, в саду и в огороде полное изобилие.  Помидоры огромные розово- красные , сорта бычье сердце, сахарные душистые, сочные.
 Степь, далеко простирается до самого горизонта, ночи темные, но когда выглянет луна , светло как днем. Небо низкое, звездное, красота , прелестное время, я помню любовь своей бабушки Маши, отца, и веселой бабы Тани, чувство счастья переполняет мое сердце, и радость воспоминаний живет в моей душе, и по сей день.


Рецензии
Прочитала рассказ и вспомнила своих бабушек, дедушек, своё детство....

Тиа Богарт   13.04.2009 18:45     Заявить о нарушении
Я думаю, что воспоминания были хорошими, и светлыми, а это самое главное. Привет Танечка. С уважением тезка.

Тара Мэй   13.04.2009 23:53   Заявить о нарушении