Молодой Месяц Март

   Тётя Каля( полное имя Калерия) была балериной. Она работала в нашем Оперном Театре и танцевала в кордебалете. Это французское слово (corp de ballet)- основная часть балета,его стержень,его база,т.е. "тело,торс" балета,без коего и самого балета бы не существовало. Тётя Каля была мамой моей самой любимой Подруги, и я так завидовала ей: ведь у неё мама работала в Театре!

   Мы смотрели с Подругой , как её мама порхает среди прочих танцовщиц в голубых, розовых,бледножелтых пачках, и замечательные названия балетов  навсегда входили,"вживались" в нас, становились нашим  существом, унося нас далеко-далеко из зала, Театра,города ,поднимая над... Музыка завораживала, пела ,перехватывала горло ,сжимала сердце , и когда всё кончалось внезапно,вдруг,то становилось совершенно неизвестно,куда теперь идти, как жить и что же  делать дальше...

   Дома же тётя Каля мгновенно "напяливала",как она говорила,старенький застиранный халатик и начинала варить,мыть и "выкручиваться", то есть  ж и т ь.  Она первая рассказала нам, что запахи тела должны быть только приятные, и в ту "доисторическую" пору,когда и слова-то такого по-русски никто не знал- дезодорант,мы с Подругой уже знали,что если помазать подмышками пастой Лассара(!!!), то запаха пота не станет - пахнуть будут только духи, капля которых наносится за ухо или на внутреннюю часть локтя. Колготы мы первыми стали носить ,наверное,в нашем городе,потому что тёте Кале выдавали их в театре на целый месяц по три штуки,и аккуратная тётя Каля оставшиеся у неё новые колготы отдавала своей дочке, а та - мне. Мы показывали своим девочкам в школе удивительные рейтузы вместе с чулками, и никто нам не хотел верить,что такое может существовать  в жизни... Обычные рейтузы из синей,коричневой и черной шерсти надевали на штанишки или трусики и поверх чулков для тепла в нашей холодной стране,начиная с конца сентября и до начала апреля.Рейтузы из шерсти напоминали чулки "в резинку", только  без вывязанных носков. Наши же колготы были гладкими,без рубчиков("резинки") и стали модными только лет через десять, и теперь говорят "колготКИ",видимо, по аналогии со словом "чулКИ",функцию которых они и выполняют...

  Что меня всегда поражало,так это мгновенное перерождение воздушной, лёгкой почти девочки с чистенькими ручками и ножками Балерины в довольно крикливую, спОрую и практичную бабёнку, которая  ругалась с товарками по кухне(театральное общежитие было просто коммунальной квартирой!) Моя Подруга жила вместе с мамой -Балериной и папой Гoбоистом в маленькой комнатке,а на общей(для целых двух этажей!) кухне, в ванне и туалете часто вспыхивали пламенные язычки споров и пожары скандалов...

  Папа Подруги играл на гобое в Симфоническом Оркестре нашей Филармонии. Гобой довольно капризный деревянный музыкальный духовой инструмент. Он требует постоянной тренировки, и высокие его звуки  иногда неприятно  раздражают тех, кто живет рядом и вынужден слушать все эти бесконечные этюды и многократные повторения разных пассажей и целых мелодий... Тётя Каля ненавидела "эту музыку". Мы с Подругой недоумевали: как же так ,ведь Балет- это тоже музыка... Но тётя Каля твердила,раздражаясь ,что мы "больно умные и много о себе воображаем".

   Папа Подруги был человеком необычайно тонкой организации - " ПРИШЕЛЬЦЕМ", как бы сейчас сказали. Он совершенно не видел и не принимал настоящего...  Он был уверен, что тётя Каля - это Душа Сельфиды, спустившаяся к нему , и , что держа её в объятиях,он приобщается к Вечному и пьёт из неиссякаемого источника Искусства. Он совершенно не знал и не хотел знать реалий, его ничто не раздражало и не касалось:он не представлял , откуда хлеб на столе,где что продается , и сколько хоть что-то стоит ...

   Папа был не отсюда. Он первый рассказал нам , что вторая часть - это главное в Первом Фортепьянном Концерте Чайковского, где соло гобоя меняет в человеке все его прежние представления (если таковые были,конечно!)о Прекрасном и о Музыке , в частности, и заставляет пересмотреть Основы Бытия; что именно Вторая  часть сделала Концерт бессмертным произведением, а помпезная Первая часть и бравурный финал с запоминающейся мелодией - для публики, которая есть   Д У Р А. Тогда-то мы и поняли впервые, что смотреть надо глубоко -глубоко в корень и суть явлений и держаться только за ПОДТЕКСТ: это и только это есть ГЛАВНОЕ В ИСКУССТВЕ! (Уже несколько позже мы прочитали эту мысль у А. де Сент-Экзюпери и М. Монтеня!)

  Когда папа вдруг заболел страшной болезнью века и умер в муках в начале Молодого Месяца Марта, Каля сразу изменилась: она постарела, ушла на пенсию (как все балетные!) в 38 лет, стала говорить низким голосом и даже иногда... дралась с соседками по кухне. Она довольно часто и зло ругала нас с Подругой, упоминая о дурном влиянии "ушедших,которые-де были просто сумасшедшими". Кале стало легко и просто , и она вернулась " в себя"...

   Ибо ушел Дух.  Осталась простая сущность тяжелых изнурительных спортивных нагрузок без " ПАРЕНИЯ В ЭМПИРЕЯХ",чем на самом деле является балет.   И НИЧЕГО БОЛЬШЕ.
       Тель-Авив.


Рецензии
Эстер, Вы хотели слышать мое мнение.Слушайте.Может быть танцовщицы кордебалета и меняются телом м душой, окунаясь в житейские проблемы. Но...солисты балета( а я знакома с одним из таковых) переносят домой все свои балетные "проблемы".И стоя уплиты, отбивая мясо, "балетная" одновременно держит спину, продумывает завтрашний спектакль, мысленно вертит фуэте, или же, если позволяет кухня, проходит его на полупальцах.
Потому они и уходят в сорок, ибо живут балетом днем и ночью. Но..есть и исключения. Великие исключения. Прочтите книгу Майи Плисецкой.
А будет желание, прочтите мой очерк о Парсегове "По ту сторону балета".
С уважением,

Елена Дашкова   23.08.2010 12:31     Заявить о нарушении
Да я ведь совсем не о балете писала ...А о том, что у каждого внутри...Балерина была - не солистка а дива из кордебалета...Вы почитайте снова...Там совсем не об этом ...А книга Майи Михайловны тоже совсем не о том . о чем пишите вы , и , как Вы сами понимаете, я ее давным -давно прочитала , и она стоит,любимая, прямо передо мной...Просто вы совсем не филолог, и мысли Ваши не там...Но О Балете много и хорошо пишут...Есть всякие балетные,но, как правило,особенно в кордебалете(учила их французскому!!!),много очень посредственных девочек с хорошей спортивной выправкой...Выправкой ... Об искусстве - ни слова...Э.Д.

Эстер Долгопольская   23.08.2010 17:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.