Артист от Бога

АКТЁРСКАЯ КАРЬЕРА ЛЕОНИДА БРОНЕВОГО
НАЧИНАЛАСЬ НА МАГНИТОГОРСКОЙ СЦЕНЕ.

 

Популярный актёр театра и кино, народный артист СССР Леонид Сергеевич Броневой, начинал свой творческий путь в нашем театре – Магнитогорском драматическом им. А.С.Пушкина. Вспоминая то время, он говорит: «В 1950 году, по окончанию Ташкентского театрального института, я с моим однокашником приехал на работу в Магнитогорск. За полмесяца до нашего приезда в театре случился пожар и наш дебют отдвинулся на неопределенный срок. Чтобы как-то существовать, мы пошли работать на металлургический комбинат грузчиками...»
Комбинат поразил Леонида своей мощью, небывалом размахом. Он был буквально ошеломлён увиденным. Особенно произвело на него сильное впечатление работа сталеваров – покорителей огненной стихии. Потом он посвятит им свои стихи...
После ремонта здания театра, работа в нём возобновилась. И начинающие артисты приступили к своим прямым обязанностям.
За два театральных сезона, которые прослужил Леонид Броневой здесь, сделано немало: роль Володи в спек¬такле «За здоровье молодых», Бутлер («Голос Америки»), Раевский («Этих дней не смолкнет слава»), Поручик («Благочестивая Марта»), Тушкевич («Анна Каренина») и др. Но я был в восторге от его работы в спектак¬ле «Калиновая роща», где он с блеском сыграл роль сельского поэта-балагура Кандыбу.

Будучи человеком от Бога, молодой Броневой умел многое: в совершенстве владел игрой на фортепиано, аккордеоне, скрипке, гитаре, неплохо пел, что не преминули использовать эти качества режиссеры. Так в спектакле «Этих дней не смолкнет слава» его белогвардейский офицер Раевский блестяще исполнял старинный романс  под собственный аккомпанемент на рояле, срывая у зрителей аплодисменты. В короткие минуты отдыха он предавался еще одному пристрастию - сочи¬нению стихов, которые иногда появлялись в местной печати. Интересен  факт, что одной из шести премий литературного конкурса, в котором учас¬твовало 84 стихотворения, была отмечена его «Песня про сталеваров Магнитки». (Музыка Г.Любовицкого).
                Сверкай, наша песня, как яркие слитки,
                Чтоб слышали  в каждом краю:
                Стоят сталевары советской Магнитки
                За Родину в первом строю...

На слова поэтов Л.Броневого, А.Севостьянова, А. Коломийца компози¬тор В.Купревич написал ораторию «Комсомольская», которая вошла в песен¬ную летопись металлургов Магнитки.
Зарплата артистов во все времена была нищенской и, конечно, ее не могло хватать молодому артисту на ЖИЗНЬ: хотелось и одеться, хорошо по¬есть, а иногда, что греха таить, и «принять с устатку»… и Леонид не гнушался ни какой грязной работы, вплоть до разгрузки вагонов.
Работалось Л.Броневому в театре не просто. Талантливый по природе человек, он не мог мириться с бездарностью, порой идя на рожон. С през¬рением относился к серости и убогости некоторых деятелей, не скрывая своих антипатий, из-за чего был в постоянной немилости у руководства театра. Готовя материалы об истории нашего театра для магнитогорской энциклопедии, мне случайно подвернулась «Книга приказов» по драмтеатру тех, далеких лет; и вот какие приказы о «подвигах» Броневого мне повезло обнаружить в этой книге:

                ПРИКАЗ №48
По Магнитогорскому драмтеатру им. А.С.Пушкина    от 12 марта 1951r.Артисту Броневому Л. С. несмотря на высокую температуру сыграв¬шему три спектакля ОБЪЯВИТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ.
Директор театра Гиршевич

                ПРИКАЗ №73

По Магнитогорскому драмтеатру им. А.С.Пушкина от 18 апреля 1951r
Несмотря на ряд моих предупреждений и приказов о нарушении тру¬довой ДИСЦИПЛИНЫ, до сих пор, ряд работников небрежно относится к своим обязанностям:
артист Броневой Л,С. –16 и 18 апреля не вышел на репетиции в сп.- «Директор»
Артисту Броневому Л.С. ОБЪЯВИТЬ ВЫГОВОР
Директор театра Макеев

ПРИКАЗ №80
По Магнитогорскому драмтеатру им. А.С.Пушкина от 27 апреля 1951 г.
За опоздание на репетицию 25 апреля Броневому Л.С. ОБЪЯВИТЬ СТРОГИЙ  BЫГОВОР.
Предупредить Л.Броневого в случае дальнейшего нарушения трудовой ДИСЦИПЛИНЫ к нему будут применены суровые меры взыскания.
Директор театра Д.Макеев

ПРИКАЗ №100
По Магнитогорскому драмтеатру им. АС.Пушкина от 22 мая 1951 г.
21 мая 1951г. вечером был назначен спектакль «Стакан воды». В связи с тем, что артисты театра тт Скарга, Лейбович, Зайденберг и Броневой явились на работу в пьяном виде, спектакль был  отменен в результате чего театр понес убыток в сумме 2000 рублей. Помимо нанесенного театру материального ущерба, ему также нанесен ущерб в смысле дискредитации Советского театра и Советского актера т.к. будучи в невменяемом состояние арт. театра тт Скарга, Лейбович, Зайденберг И Броневой выйдя из ресторана УЧИНИЛИ дебош затрагивая прохожих, оскорбляя их применяя при этом площадную ругань и угрозы ИЗБИТЬ и  т.д. Считая поведение вышеуказанных товарищей нетерпимым и подрывающим ав¬торитет Советского актера, ПРИКАЗЫВАЮ:
§ 1
Отнести нанесенный театру материальный ущерб в сумме 2000 руб. на тт Лейбович, Скарга, Зайденберга, Броневого взыскав с HИX по 500 руб. с каждого.
§ 2
Арт. Лейбович наиболее сохранившую самообладание. однако подстрекавшую и  провоцировавшую вышеуказанных товарищей к хулиган¬ству и дебошу - С РАБОТЫ СНЯТЬ.



§ 3
Передать дело в Народный суд 1-го участка для привлечения к судебной ответственности, тт Скарга, Лейбович, Броневого, Зай¬денберга дискредитировавших звание Артиста и театра.
§ 4
Сообщить в Комитеты но делам искусств при Совете Министров СССР и PСФCP о недостойном поведении вышеуказанных товарищей.
§ 5
Поставить в известность комсомольскую, партийную организациИ, а также руководство Ташкентского Гос. театрального института о поведении вышеуказанных товарищей на предмет рассмотрения вопроса о праве иметь диплом об окончании института.
§ 6
Указать гл. режиссеру театра тов. Харлипу П.Б. что только в результате его гнилого, либерального отношения к вопросам трудовой дисциплины мог возникнуть в Советском театре подоб¬ного рода факт.
Директор театра Д.Макеев

ПРИКАЗ №179
По Магнитогорскому драмтеатру им. А.С.Пушкина    от 29 октября 1951 г.
Apтист т. Броневой Л.С. 26 октября с. г. на спектакле «Стакан воды» вел себя возмутительно - смешил партнеров и искажал  образ, этим  снижал качество спектакля. 27 октября на репетиции «Этих  дней не смол¬кнет слава» грубил гл. режиссеру внося дезорганизацию в репетицию. Арт. Броневому Л.С. объявить строгий  выговор,
Директор театра Д.Макеев
ПРИКАЗ №37
По Магнитогорскому драмтеатру им. А.С.Пушкина    от 29 октября 1951 г.
За опоздание на репетицию 20 ноября с.г. артистам  тт Басину Н.И., Зима С.А. объявить  выговор.
Артисту  Броневому Л.С. объявить строгий выговор с предупрежде¬нием. (Причина не указана. Прим. автора.)
Директор театра Д.Макеев

ТЕЛЕГРАММА ИЗ ЧЕЛЯБИНСКА

Магнитогорск драмтеатр Гиршевичу

УДОВЛЕТВОРИТЕ ПРОСЬБУ БРОНЕВОГО ВОССТАНОВЛЕНИИ НА РАБОТУ ПОВЕДЕНИЕ  БРОНЕВОГО БУДЕТ ОБСУЖДАТЬСЯ ГОРКОМЕ ПАРТИИ  ГОРКОМЕ КОМСОМОЛА = ЛАРИН


Прим. автора: приказа об увольнении Л. Броневого в книге приказов не оказалось.

ПРИКАЗ № 9

По Магнитогорскому драмтеатру от 15 января 1952г.
Согласно тeлеграммы Т.Ларина М.Н. удовлетворить просьбу арт. Броневого  Л.С.  ВОССТАНОВИВ его на работе с 15 января 1952г.

И.О. директора Гиршевич.
Читал:                (Роспись Л.Броневого)


Примечание автора: орфография и пунктуация приказов сохранены.


Когда, в 14 лет я, серьезно заболев театром (без которого уже жить не мог), бросив школу, пришел в театр, с трудом устроившись уче¬ником бутафора, Л. Броневой работал второй сезон. Помню, как я поразил его своей фанатичной любовью к театру.
- Ты, Витек, какой-то ненормальный, - говорил он мне, - все пацаны твоих лет грезят военными профессиямИ, а ты - в артисты собрался, хо¬тя и меня не назовешь умным. Театр - это зараза, пожизненная кабала! А ты - раб капризной Мельпомены...
- Я согласен быть рабом, - отвечаю, - и готов служить Мельпомене  всю жизнь…
Я постоянно ощущал на себе его отеческую опеку, которая выража¬лась не только в материальной (поделиться куском хлеба, деньгами), но и в более высоком, духовном. Я был покорен обаянием этого непростого человека, его трезвым рассудком, щедрым сердцем и, конечно, незаурядными способностями. Все, что он ни делал вызывало у меня восхищение, даже когда он озорничал. Я тянулся к нему, стараясь во всем походить на него. Мое желание стать артистом и музыкантом теперь становилось безоговорочным.
Доработав второй сезон, вконец не сойдясь во взглядах с началь¬ством театра, Л Броневой перебирается в Оренбургские театр драмы им. Максима Горького, куда был приглашен на более приличных условиях. Вскоре закончился и у меня «контракт»... Но кое-чему я успел научить¬ся в театре: формовать, лепить из папье-маше и даже бегать за водкой для мастера. Постиг также азбучные истины актерского мастерства, ис¬полняя несложные роли своих сверстников. Будучи в гостях у оренбург¬ских родственников, я на второй день помчался в театр, где в общежи¬тии для артистов нашел Леонида Сергеевича. Увидев меня на пороге своей комнаты, он обомлел, потом оправившись, обрадовался и принял меня как родного. Целую неделю я пропадал у него в театре, отсматривая спектакли с его участием. Потом мы расстались и надолго. В 80-х гг была короткая встреча на «Мосфильме» и все, больше мы никогда не ви¬делись...
Магнитогорская сцена явилась стартовой площадкой для начинающе¬го артиста. Сменив несколько переферийных театров, Л.Броневой дости¬гает своей главной цели - творить на столичной сцене, для чего посту¬пает в знаменитую мхатовскую Школу-студию с благословения великого Алексея Грибова, по окончании которой работает сначала в театре на Малой Бронной, затем в театре «Ленком», Много снимается в кино. Среди значительных ролей: Мюллер («17 мгновений весны»), Питер («Вооружен и очень опасен»), Велюров («Покровские ворота»). В декабре 2008 года народному артисту Леониду Сергеевичу Броневому  исполнится 80 лет.


               
                Вместо послесловия

Да простит меня Маэстро за обнародование грехов его театральной юности. И да простит он мне тяжкий грех, который я совершил зеленым мальчишкой, похитив у него несколько сценических фотографий в Оренбурге. Господь наказал меня за это – из гостиничного номера однажды у меня был похищен чемодан, в котором были документы, облигации и бесценные фотографии, в т.ч. снимки Броневого...


Рецензии