Комментарий на трактат шань хай цзин - север

                СЕВЕР  ЦЗЮЛИНА.
      ПЕРИОД ХАЙВАЙ ЦЗИН ПРОЯВИЛ СЛЕДУЮЩИЕ ФЕНОМЕНЫ БЫТИЯ ПО СЕВЕРУ ЦЗЮЛИНА:
   Географически, перечисление по северу цзюлина периода хай-вай, есть как бы продолжение перечисления земель или царств западного цзюлина того же периода. Фактически это так и есть, потому что царства или земли (нюй) запада (си) перечисляются от юго-западного (нан-си) до северо-западнго (бей-си) края цзюлина, то земли по северу цзюлина перечисляются от северо-западного (бей-си) до северо-восточного (бей-дунь) края цзюлина, то есть как бы завершая описание  северо-западного полукруга земель всего цзюлина.
Напоминаем оконцовку хайвай си цзин: вулканоподобный Лунъ-юй (рыба-дракон) обитает на холме, севернее Чжу-яо (Долины Плодородия); некоторые называют эту долину «Ся (Сияющая; Ся-лунь, Чжу-лунь, Солнечная)». На этом же холме находится Шэнь-шэн (Бог-Мудрость).  Шэньшэн объезжает на Лунь-юе (Юй-луне, Бул-луне) Цзю-гу (9 долин). К северу от Лунъюя, там где обитает лисообразный Чэн-хуан с рогом на спине, находится царство Бай–минь (царство Белых людей).От Бай-мэнь к северу находится царство Сушэнь; там есть Древо Сюн-чан, где Сянь-жу пленил «Ди (Предка)». Царство Чан-гу расположилось севернее древа Сюн-чан. По определению, богом запада с запредельных времён является Жушоу (Джошуа, Ищущий Плод Истины, Собирающий Плоды). Жушоу ездит на Чоу-лунь (двух драконах), с левого уха его свисает змея.
    А к востоку от Чангу находится царство Уби (царство безруких,Не Имеющих рук или Потомства). Восточнее Уби, у подножия Чжунь-шани (Горы Гор или Коло-Кол, Сросшиеся Горы или Чжуан-чжуан), находится  животное, в 1 000 ли длиной (400 км),  с человеческим ликом на змеином, чи-хуа (красного цвета), теле. Имя ему Чжуин (Освещающий тьму Шем) -  шэнь (бог) Чжунь-шани. «Когда смотрит – наступает день, закрывает глаза – наступает ночь. Выдохнет – наступает зима, вдохнёт – начинается лето. Не пьёт и не ест, не дышит, а если вздохнёт – поднимается ветер». В 17 цзюани  читаем: «Отроги горы Чжан находятся к северу от Красной реки (Чи-цзян, Галис-дон, Кра-саниа), за Северо-Западным морем (бэй-си хай); обитает здесь Чжен-чэн (дух Прямовосседающий). У него, на туловище змея, человечечский лик  с красными (Расположенными один над другим) глазами. «Когда он закроет глаза, наступает тьма, откроет – появляется свет. Не ест, не спит, не дышит. Он дарует ветер и дождь. Он освещает Цэю-инь (Великую Тьму;  Цзю-линь – девять холмов). Его зовут Чжу-лун (Су-лун или Дракон-Светильник)»; или Чжу-инь (Освещающий тьму). В комментариях на термин «Чжуинь» к цзюани 8 «Шань хай Цзин» сказано, «что первое его имя – наименование божества по функциям, вторе – по облику, в котором он мыслился». Далее поясняется: «Это одно из зооморфных божеств, видимо связанное с ранней мифологической космологией. Упоминается в «Хуайнаньцзы»: «Чжу-лун (Дракон-Светильник) обитает к северу от Янь-мень (Гусиных ворот) и достаёт до горы Вэй-юй, где не видно солнца. У этого бога человеческое лицо и туловище дракона (вулкана), но нет ног». Гао Ю в комментарии добавляет: «Лун держит Чжу (Светильник, Свеча), чтобы освещать Тай-Инь (Великую Тьму)».
    К востоку от Чжунь-шани (Горы Гор или Коло-Кол) есть Иму-го (царство Одноглазых, Циклопов). У обитателей этого царства посредине лица есть по одному глазу; иные говорят, что они имеют руки и ноги. Восточнее Иму-го есть царство Жоули. У обитателей Жоули (Люли) «одна рука и одна нога вывернуты, коленка искривлена, ступня вывернута наверх».  Восточнее царства Жоули, к северу от Куньлуня, из-за экологической катастрофы, связанной с Сяньлю, Юй сделал новые  алтари всем предкам. Экологическая  катастрофа произошла в результате ссоры Юя с Сяньлю. Сяньлю – чэнь Гунгуна (слуга или сын Бога Разливов), имея девять голов (цзю-шоу) с человеческими ликами на теле змея зелёного цвета (син-хуа), добывал пищу с девяти гор (цзю-шань). Юй убил Сяньлю. На том месте, где Сяньлю упал, возникло горное озеро (Шань-цзи). Кровь Сяньлю была настолько зловонна, что расти там ни деревья, ни злаки ,не могли. Юй трижды закапывал кровь (баллабу)на глубину трёх женей, но она снова и снова просачивалась наверх. Только тогда решился Юй на перенос алтарей предкам и богам к северу от Куньлуня, к востоку от Жоули. Четырёхугольное капище Гунгуна (Бога разливов) находится к востоку от Сяньлю. По четырём углам капища Гунгуна, головой на юг, лежат свирепого вида змеи. Охотники в сторону севера не стреляют, боятся потревожить отдых Бога Разливов – Гунгуна в его святилище. Восточнее капища Гунгуна есть Шэньму-го (царство Глубокоглазых). У обитателей этого царства имеется по одному глазу и по одной руке, поднятой вверх.  К востоку от Шэньму-го есть Учан-го (царство Безутробных). Обитатели этого царства рослые, не имеют внутренностей.  Восточнее Учан-го есть царство Неэр (Шепчущих на ухо). Люди этого царства обеими руками придерживают свои уши. Города Неэр находятся при море, из вод которого иногда возникают удивительные твари и уходят снова в море. Два тигра обитают к востоку от Неэр, они служат обитателям этих мест. «С бай-дуня на бай-си живут народ  Цичжун-го (Ходящих на ципочках), народ Цзюй-ин , Шэньму-го, Учан-го, Жоули, Иму-го, Уби» («Хуайнаньцзы»). К востоку от Неэр (Неру или Меру) находится царство Бофу. Жители царства Бофу (Феба), обладая огромным ростом, держат в правой руке Син-шэ, а в левой - Хуан-шэ.
     Куафу соревновался с солнцем, уже догонял его, но захотелось пить; выпил всю воду  Хэ (Реки) и Вэй. Повернул к северу, к Дацзе (озеро Туз), однако по пути к озеру умер от жажды. Мимоходом бросил свой посох, который  превратился  в Дэнлинь (Едем-линь - Рощу Плодородия). Восточнее Бофу, в Дэнлинь есть два вулканических дереве (два вулканических гнезда «Ра» - чоу-му или му-чоу, дерево Дня и дерево Ночи), называют – Бо-фу (Отец Бо).  Восточнее царства Бофу есть Гора Камней, Нагромождённых Юем. Сюда подходят воды Хэ (Реки).  К востоку от Горы Камней Юя находится царство Цаюйин (Цзю-лин или Цаю Лиин-Удобных завязок). Жители одной рукой держатся за завязки.  Южнее царства Цаюйин (Сабулин, Табулин, Цзюйлин?) и северо-западнее верховий Хэ (Реки), есть древо Сюнь, высотой в 1 000 ли. К востоку от Цаюйин (Цаю – Лиин, цзюйин) есть царство Цичжун. Большеногие великаны обитают в Цичжуне. Восточнее Чан-цзя (Большеногих) находится долина Выплёвывающей Щелковую нить, где женщина , стоя у дерева на коленях, выплёвывает шелковую нить.  К востоку от Выплёвывающей Шелковую нить есть Сань-Сан (Три Шелковицы) в сто женей высоты, без ветвей. Восточнее Сань-Сан (Трёх Шелковиц) есть роща Фань (Фаньлин, банлин, ванлин), в триста ли окружности. Подножие Фаньлини огибает ХЭ (Река). К востоку от Сань-Сани (Трёх Шелковиц) находится Ровный холм. «Вершинами двух гор (Чоу-шань) зажата долина Чоу-лин (Двух Холмов). Середина её и носит название Ровный холм». Уюй-шань (Фуюй, Фубул, тубул): на южном склоне похоронен предок Чжуаньсюй (Шан-Нис), на северном – Цзю-пинь (девять праматерей). Водятся там бурые медведи, полосатые тигры, цюцзю-няо, Дающий мясо и личжу.    В северном море есть Таоту, похожий на коня. Есть зверь по имени Цзяо, подобный белой лошади с пилоподобными зубами, пожирающий тигров и леопардов. Есть травоядный Цюнцюн схожий с конём. И есть зелёный зверь, называемый Лоло, похож на тигра. Юйцян – Бог Севера (Шэнь бай-Бай Шэнь). На птичьем туловище человеческая голова, в ушах – чоу син-шэ (две зелёные змеи), под ногами – чоу син-шэ.



                БИБЛИОГРАФИЯ:
                Э. М. Яншина (Перевод с китайского).
                "Шан хай цзин".

                ПРОДОЛЖЕНИЕ ВОСПОСЛЕДУЕТ.



               


Рецензии